Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 15:16, реферат
Краткое описание
Успехи Японии, второй экономической державы мира, во многом связаны с высоким уровнем образования. Не случайно Японию называют великой образованной державой. Действительно, в этой стране всегда придавали большое значение просвещению. Стремление к более высокому статусу – свойство японского менталитета. На протяжении всей истории страны образование было непреходящей духовной ценностью, одним из приоритетов государственной политики, базовым компонентом «японского чуда». Сегодня в условиях серьезных социально-экономических перемен правительство ставит перед образованием новые крупномасштабные задачи.
Содержание
Введение…………………………………………….…………………..………...3 Глава 1. Образование в Японии……………………………………...………….5 1.1. Дошкольное воспитание …………………………………………………….7 1.2. Школьное обучение………………………………………………………….8 1.3. Профессиональное образование…………………………………………….9 1.4. Высшее образование…………………………………………………….….12 1.5. Финансирование системы образования………………………………..…..14 Глава 2. Реформы системы образования в Японии в период с 1945 по настоящее время……………………………………………………………………………….16 2.1. Базовые направления реформы высшего образования………………………………………………………………………17 2.2. Результаты реформы и её новые задачи…………………………………...19 Заключение……………………………………………………………………….22 Список использованной литературы
1.5. Финансирование высшего
образования. Расходы на высшие
учебные заведения складываются
за счет платы за обучение
и других взносов студентов, доходов
госпиталей и других институтских
поступлений, пожертвований и поступлений
из национальных и местных
правительственных фондов. На
национальном уровне существует
специальный счёт финансирования
государственных учебных заведений,
значительная доля бюджета которого
формируется из общего бюджета
министерства просвещения, науки
и культуры. В 1990 г. эти поступления
составили 1 119,9 млрд. иен, что обеспечило
около 60% всего бюджета государственных
высших учебных заведений. Общественные
фонды для муниципальных высших
учебных заведений складываются
в дополнение к ассигнованиям
из бюджетов местных органов,
власти частично из отчислений
от местных налогов и региональных
субсидий Медицинским университетам.
Министерство предоставляет субсидии
и частным учебным заведениям.
В добавление к вышеупомянутым расходам
на высшую школу расходы национального
правительства включают так же дотации
преподавателям университетов и ученым
для реализации научно-исследовательских
программ и национальных программ помощи
студентам по линии Японского студенческого
фонда, а также Программы финансовых инвестиций
займов. [7 Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших
времён до наших дней. Краткий очерк. М.:Наука,
главная редакция восточной литературы
1998.]
Глава 2. Реформы системы
образования в Японии в период с 1945 г. По
настоящее время. Все старые университеты
Японии были созданы по примеру Императорского
университета (впоследствии – Токийский
государственный университет) и аккредитованы
императорским указом (фактически — государством).
Одной из самых важных целей этих университетов
являлась подготовка образованной элиты,
необходимой для японского государства.
Они были очень престижны и в то же время
чрезвычайно националистичны. Генеральный
штаб объединенных оккупационных войск
сурово критиковал такую элитарность
и националистический характер старых
университетов и требовал от японского
правительства перестроить их коренным
образом. Со стороны японской интеллигенции
также раздавалась критика в адрес старых
университетов. В конце концов в 1949 г. была
введена новая демократическая система
высшего образования, направленная на
подготовку гражданина и повышение общей
культуры (по примеру американских вузов).
По рекомендации Генерального штаба объединенных
оккупационных войск в 1949 г. была создана,
как гражданский орган, Ассоциация аккредитации
вузов Японии. Комиссия по организации
вузов при Министерстве образования, науки
и культуры Японии, учитывая, что половина
ее членов была из упомянутой Ассоциации,
лицензировала примерно 200 вузов. Эти
новые вузы на американский манер ввели
общеобразовательные предметы – гуманитарные,
общественные и естественные науки, а
также иностранные языки и физкультуру.
Студенты вначале изучали их полтора года,
а затем – специальные предметы в течение
2,5 лет. Введение общеобразовательных
предметов в учебный план вначале рассматривалось
как самая важная часть новой системы
высшего образования, но со временем оно
стало считаться бесполезным. Преподаватели
естественных факультетов были не- удовлетворены
сокращением сроков обучения по специальным
предметам. И студенты тоже критиковали
общеобразовательную подготовку, рассматривая
ее как повторение уже пройденного материала
в средней школе. Вопрос о том, как органично
соединить общеобразовательную подготовку
со специальным образованием, был решен
не полностью. Во всяком случае новая
система высшего образования в Японии
в течение 50 лет после Второй мировой войны
с точки зрения увеличения количества
вузов чрезвычайно развилась. Не останавливаясь
подробно на структуре современной системы
образования, следует все же отметить,
что юридически четырехгодичные вузы
(университеты и институты – дайгаку)
и двухгодичные вузы (младшие колледжи-танки
дайгаку) относятся к высшему образованию,
а технические колледжи (кото сэнмон гакко),
профессиональные школы (какусю гакко)
и школы специальной подготовки (сэнсю
гакко) являются не вузами в традиционном
понимании этого слова, а послешкольными
профессионально-техническими учебными
заведениями. Большинство университетов
имеет магистратуру (2 года обучения после
бакалавриата) и докторантуру (3 года обучения
после магистратуры). Число четырехгодичных
вузов в 1995 г. равнялось 565. Причем 73,5 % из
них были частными. В четырехгодичных
вузах обучалось примерно 2 миллиона 300
тысяч человек. двухгодичных вузов было
596, 83,9 % из них – частные. Число студентов
двухгодичных вузов – около 500 тысяч.
Таким образом, специфической особенностью
высшей школы Японии является значительное
превосходство числа частных вузов над
государственными по сравнению с другими
развитыми странами. Например, доля студентов
частных вузов в общем числе студентов
–20% в США и 5% в России. В Великобритании,
Франции и Германии частных вузов фактически
нет в том смысле, что высшее образование
в этих странах в принципе бесплатное.
[8 Политическое будущее японских консерваторов//
«Азия и Африка сегодня» 2007. №4.]
2.1. Базовые направления
реформы высшего образования.
В 1984 г. была основана временная
консультативная комиссия по
образованию для того, чтобы разобраться
в проблемах образования и
предложить пути их решения. В
1987 г. по ее рекомендации министерство
образования, науки и культуры
Японии основало консультативную
комиссию по высшему образованию.
В 1991 г. министерство по ее совету
пересмотрело положение о государственном
стандарте по организации вузов.
Можно сказать, что с этого
пересмотра в Японии началась
реформа высшего образования.
Обстоятельства, которые сделали
реформу высшего образования
необходимой, могут быть сведены
к следующему: Резкое уменьшение
числа потенциальных абитуриентов
(18-летних учащихся). Если в 1991 г. их
насчитывалось более 2 миллионов, то
в 1996 г. – 1 миллион 730 тысяч. Тенденция
к снижению продолжается; Требование
высокого уровня научных исследований
и изменение спроса на специалистов;
Рост числа поступающих в вузы
и диверсификация студенчества:
Необходимость непрерывного образования
каждого и повышение требований
к вузам со стороны общества.
Новое Положение о государственном
стандарте по организации вузов
предложило усилить и активизировать
научно-исследовательскую работу
и образовательные функции отменой
строгих ограничений в составлении
учебного плана и внедрением
само- контроля и самооценки вуза. Кроме
того, реформа направлена на коренное
совершенствование системы последипломного
образования. Его главной целью является
увеличение числа слушателей в аспирантуре
и на других формах систематического повышения
квалификации, повышение качества подготовки
ученых и исследователей (будущих магистров
и докторов) в соответствии с требованиями
изменяющегося общества. В 1995 г. 70% всех
вузов Японии имело последипломный курс
(магистратуру или докторантуру, или оба
курса). Однако по этому показателю Япония
все же отстает от других развитых стран.
Необходимость повышения качества подготовки
ученых и исследователей в настоящее время
обусловлена бурным развитием научно
тех.’ прогресса и техническим новаторством
не только в Японии, но и во всем мире. Последипломное
Образоввание также должно соответствовать
необходимости непрерывного образования
и переподготовки специалистов и служащих
на предприятиях. Поэтому Консультативная
комиссия по высшему образованию предполагала
реформировать систему и содержание последипломного
образования следующим образом: 1) изменить
роль докторантуры: готовить не только
ученых и исследователей, но и высококвалифицированных
специалистов и служащих на предприятиях
(в 1989 г. был осуществлен пересмотр государственного
стандарта по организации последипломных
курсов и устава присвоения степеней);
2) создать магистратуру и докторантуру
с вечерней формой обучения (в 1989 и 1993 гг.
был пересмотрен государственный стандарт
по организации последипломных курсов);
3) сократить срок подготовки магистров,
достигших высоких результатов, с 2 лет
до 1 года (в том же 1989 г. был пересмотрен
государственный стандарт по организации
последипломных курсов и с их позиций);
4) сделать более гибкими требования для
поступления в магистратуру и докторантуру
(с 1989 г. были внесены изменения в устав
использования Закона о школьном образовании);
5) создать государственный орган по присвоению
степеней магистра и доктора (который
и был создан в 1993 г.). Реформа также
ставит своей целью совершенствование
системы и методик проведения вступительных
экзаменов в вузы. В Японии большинство
учащихся вынуждено очень серьезно заниматься
дополнительно, чтобы сдать вступительные
экзамены в старшие классы средней школы,
а затем в вузы. При условии принятого
в Японии пожизненного найма на работу,
который закрепился после Второй мировой
войны, большая часть и учащихся, и родителей
стала рассматривать как единственно
возможный путь достижения успехов в жизни
трудоустройство в крупной фирме после
окончания университета. В крупных фирмах
в Японии принята система Найма выпускников
престижных университетов в качестве
будущих кандидатур руководителей этих
фирм. В таких обстоятельствах соревновательность
вступительных экзаменов гипертрофировалась,
и младшие и старшие средние школы неизбежно
планируют обучение лишь с точки зрения
подготовки к вступительным экзаменам.
К тому же следует отметить широкое распространение,
которое получили «дзюку» (частные репетиторские
школы). Так, в 1993 г. 23,6 % всех школьников
начальных классов и 59,5% учащихся младших
средних школ посещали или ранее посещали
дзюку. В настоящее время совершенствование
системы и методов вступительных экзаменов
в вузы продолжается: 1) более эффективно
применяется государственное тестирование,
которое проводится с 1990 Г. Государственным
центром вступительных экзаменов, исходя
из заявок конкретного вуза; 2) поощряется
введение в отдельных вузах плюралистических
критериев отбора поступающих на пример,
собеседование с абитуриентом, рекомендация
от старших средних школ и др.); 3) совершенствуется
методика предоставления возможности
сдавать несколько вступительных экзаменов
(обычно два раза) в государственные и
муниципальные вузы; 4) продолжает развиваться
компьютерная система предоставления
вузовских материалов старшим средним
школам. Итак, реформа затрагивает
все стороны системы высшего образования:
вступительные экзамены, преподавание
и научно-исследовательскую работу, непрерывное
образование и так далее. Можно сказать,
что это самая разносторонняя и важная
реформа Высшего образования после Второй
мировой войны. [9 Беднякова О. «Япония
сегодня». М., 1998 июнь.]
2.2. Результаты реформы
и её новые задачи. Большинство
вузов и в государственном, и
в негосударственном секторе
пережило перестройку по-разному.
По данным доклада -Политика японского
правительства в области образования,
науки и культуры: в поисках
новых идей высшего образования
и его реформирования. в 1995 г. 70 % четырехгодичных
вузов пересмотрели программы
обучения, 78 % Установили свои правила
самоконтроля и самооценки и 34 % опубликовали
результаты самооценки. Что касается самооценки,
то установили свои правила 100% государственных
и 72 % частных Вузов, опубликовали результаты
самооценки 96 % гос. вузов и 19 % частных.
Кроме того, Ассоциация аккредитации вузов
планирует оценивать входящие в нее высшие
учебные заведения по примеру системы
аккредитации в США. Однако эти действия
со стороны вузов все еще не удовлетворяют
студентов. Результаты их опроса, Проведенного
в 1995 г., свидетельствуют о том, что студенты
требуют дальнейшего совершенствования
различных сторон вузовского образования.
Например, 44 % студентов не удовлетворено
свободой выбора факультативных предметов,
42 % – методами Обучения, 40 % – вспомогательными
учебными структурами (библиотекой и т.
д.), 39 % – курсами, нацеленными на приобретение
квалификации и профессионализма, 38 % –
занятиями по информатике (компьютерной
подготовкой). Кроме того, 41 % студентов
неудовлетворительно оценивает уровень
взаимосвязи и взаимообусловленности
обучения в средней школе и в вузе.
Что касается реформы последипломного
образования, то по результатам опроса,
проведенного в 1995 г., аспиранты требуют
от вузов совершенствовать их учебно-исследовательскую
базу. Например, 50,1 % опрошенных аспирантов
не удовлетворено материально-технической
поддержкой исследований и научных экспериментов
и 42,1 % –экономической помощью государства,
т. е. размером стипендии. Говоря о совершенствовании
системы вступительных экзаменов, можно
констатировать значительный прогресс
в их диверсификации. Например, в 1996 г.
89% всех государственных вузов, по сравнению
с 35% в 1978 г., ввело собеседование с абитуриентами
как одну из методик отбора поступающих,
31 % (7,5% в 1978 г.) – тесты на аудирование по
иностранному языку. В 1995 г. 93 % всех вузов
(87% в 1989 г.) восприняло систему рекомендаций,
56% (27% в 1989 г.) – систему льготного отбора
абитуриентов, которые более года были
за границей, и 42 % )19 % в 1989 г.) – систему
льготного отбора взрослых поступающих.
Однако следует отметить, что такая диверсифицированная
система отбора абитуриентов не оказала
существенного влияния на реальное решение
проблем гипертрофированной соревновательности
вступительных экзаменов. Следовательно,
реформа всех сторон высшего образования
должна иметь свое продолжение. При этом
главное заключается в том, чтобы каждый
вуз правильно понял и смог устранить
следующие негативные явления, возникшие
вследствие уже проведенного реформирования:
а) тенденцию к Недооценке значения общеобразовательной
подготовки студентов в связи с отменой
ограничений в составлении учебного плана;
б) формальное отношение к самоконтролю
и самооценке (большинство вузов зачастую
лишь старалось в срочном порядке выполнить
приказ вышестоящих органов); в) определенное
расслоение всех вузов на три категории:
по преимуществу занимающиеся научной
работой, обучением студентов и в большей
степени – непрерывным образованием местных
жителей. На уровне государственной
политики в области высшего образования
в Японии самой главной задачей для правительства
является поиск идей высшего образования
в радикально изменяющемся обществе. Исходя
из этого Консультативная комиссия по
высшему образованию продолжает разработку
плана развития высшего образования после
2000 года с учетом решения следующих основных
задач: 1) Какой должна быть универсализация
высшего образования, с учетом того, что
более 50 % абитуриентов будут поступать
в вузы (включая двухгодичные)? 2) Как
подойти к проблемам качества высшего
образования, чтобы японская нация смогла
получить образование высокого уровня?
3) Как готовить специалистов в вузах в
соответствии с прогрессом науки, изменениями
индустриальной структуры и условиями
трудоустройства? 4) Как решить проблемы
неравномерного расположения вузов, в
том числе сосредоточения вузов в Токио
и других больших городах? Считается,
что решение этих задач необходимо японскому
правительству для определения новых
целей высшего образования. Однако при
этом следует отметить, что цели государственной
политики в этой области не всегда согласуются
с назначением и задачами конкретного
вуза. Само собой разумеется, что субъектом
реформы является именно конкретный вуз,
который выстраивает новую парадигму
высшего образования самостоятельно.
К тому же в Японии все еще не решена проблема
источников и объемов финансирования
высшего образования. Частные вузы, где
учится почти 80 % всех японских студентов,
получают от государства лишь 7,6% денежных
средств от общего объема финансирования.
В 1994 г. плата за обучение в государственном
вузе составляла в среднем 3500 долл. в год,
в частном вузе – 7300. В ходе реформы
государство намерено повысить бюджетное
финансирование высшего образования,
однако размер повышения неудовлетворителен.
Поэтому Ассоциация частных вузов Японии
требует от государства, чтобы оно повысило
финансирование до 2 % от валового национального
продукта, что является нормой для развитых
стран. Каким станет высшее образование
в Японии в ХХI веке в результате реформы?
На этот вопрос, разумеется, ответить не
просто. Однако Казуюки Китамура, исследователь
Государственного института образования
Японии, известный специалист по вопросам
высшего образования, в 1996 г. сумел дать
прогноз. По его мнению, в частности, высшее
образование в Японии в гораздо большей
степени, чем в США, носит характер такого
же обязательного, как и школьное. Японские
четырех- и двухгодичные вузы, которые
являются вузами в традиционном понимании
этого слова, в настоящее время принимают
подавляющее большинство молодежи. Нынешняя
тенденция, скорее всего, сохранится в
течение ближайших пяти лет. Кроме того,
в связи с прогнозируемым сокращением
во второй половине 90-х гг. 18-летнего населения,
т. е. потенциальных абитуриентов, процент
поступивших в вузы среди населения этой
возрастной группы повысится. В результате
Япония получит возможность стать страной
-всеобщего высшего образования, в которой
почти вся молодежь неизбежно будет поступать
в вузы сразу после окончания средней
школы. Заключение Наиважнейшей
особенностью начального и среднего образования
в Японии является понятие “кокоро”.
Для каждого японца “кокоро” означает
идею образования, которая не сводится
только к знаниям и умениям, а способствует
формированию характера человека. На русский
язык “кокоро” можно перевести как сердце,
душа, разум, менталитет, гуманизм. Всё
японцы убеждены, что наиважнейшей, объективной
основой образования в начальной и средней
школах является обогащение детей “кокоро”
и в меньшей степени знаниями и умениями
(в отличие от более унифицированной старшей
школы, где акцент делается на передачу
необходимых для поступления в вуз академических
знаний). В содержании понятия “кокоро”
включается следующая проблематика: уважение
к человеку и животным, симпатия и великодушие
к другим людям, поиск истины, способность
чувствовать прекрасное и возвышенное,
обладать самоконтролем, сохранять природу,
вносить вклад в развитие общества. Данный
принцип пронизывает содержание всех
программ, предметов, рутинную ежедневную
жизнь. Таким образом, мы видим, что
в структурном плане система общего образования
во многом напоминает американскую. Однако
это относится лишь к формальному построению
школы. По своему содержанию, по своему
духу, японская школа уникальна. Она никогда
не была узко прагматичным средством решения
каких-либо частных проблем. Она всегда
сохраняла родовую сущность – работала
в широком ценностно-смысловом контексте.
Целью курсовой работы являлось изучение
существующей системы образования в Японии
и её анализ. Путём изучения структуры
устройства системы и использования дополнительных
источников цель была полностью достигнута.
В ходе исследования была рассмотрена
позиция системы образования во внутриполитическом
контексте. Так же была проанализировано
существующее на сегодняшний день положение
дел в системе. Была описана работа учебных
заведений и принципы построения учебной
иерархии. Были рассмотрены реформы проведённые
после второй мировой войны и до наших
дней. Осмысливая процессы, происходящие
в современной Японии, с позиции погружения
в социокультурный контекст её собственной
и всемирной истории, мы выходим на две
сложно переплетённые между собой реальности.
С одной стороны, японцы славятся своим
умением заимствовать чужие достижения.
Оригинальные разработки, новые формы
организации производства и учебной деятельности,
созданные в других странах, нередко находят
широкое применение в Японии гораздо раньше,
чем у себя на родине. Но с другой стороны,
заимствованные внешние формы наполняются
своим, национальным содержанием, что
позволяет достичь феноменальных результатов.
На наш взгляд, достаточно интересно и
познавательно проследить, как действуют
такие схемы на примере образовательной
системы Японии (как одной из основных
составляющих экономического процветания
данной страны); проследить взаимосвязь
государственной политики и образования;
определить ядро образовательной системы.
В заключение следует добавить: самое
главное, что в условиях сокращения потенциальных
абитуриентов и повышения принципа соревновательности
вузов каждому из них, будь он государственным
или частным, необходимо определить свою
стратегию, чтобы выжить, осознавая свою
роль и назначение, свою индивидуальность
и уникальность.
Список использованной литературы
«Япония сегодня». М.,
1998 июнь. – С. 15 Кожевников В. В. Очерки
новейшей истории Японии. Владивосток:
издательство Дальневосточного университета,
1998. – С. 18 Образование в Японии //Социально
– политический журн. - 1997. - №2. – С.161. О
национальном потенциале// Журнал «Яматоидзуму»
, 2000, № 2 Политическое будущее японских
консерваторов// «Азия и Африка сегодня»
2007. №4. Размышление об общественной безопасности
в средней и долгосрочной перспективе./
Журнал «Яматоидзуму» . 2001. № 12 Реформа
высшего образования в современной Японии
// Экономика и управление. - 2000. - № 1. - С.28
Развитие школьного образования в период
колонизации Южного Сахалина Японией
(1905 - 1945 годы) 1 С. Ч. Лим // Краеведческий
бюллетень: Проблемы истории Сахалина,
Курил и сопредельных территорий / Редкол.:
М. С. Высоков (гл. ред.) и др. - 2002. - № 2. - С.
87 Родиться и вырасти в Японии: Образование
на островах: традиции и реформы // первое
сентября. - 2001. - 13 февраля (№11). - С. 2.
Сахалинский государственный университет:
история сотрудничества с японскими вузами
/ В. Корсунов //Родина. -2005.- № 10.- 0.35: ил.
Событие глобального масштаба : [межуниверситетское
соглашение о партнерских отношениях
между Южно – Сахалинским институтом
экономики, права и информатики и Кусирским
публичным университетом экономики] /
Анна Советова // Молодая гвардия. - 2005.-
25 августа. - С. 2 Стратегия развития
образования в Японии. //Журнал «Яматоидзуму»
, 1999, № 6, Цели и содержание физического
воспитания учащихся общеобразовательных
школ стран Азии (Япония, Корея, Китай)
/ А. А. Нестеров, М. Н. Забурдаева. - Библиогр.:
с. 61 (5 назв.) //Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. - 2006. - М 6. - С.
58-61. Чему и как учат в Японии: общество
и образование / Александр Джуринский
// Народное образование. - 2001. - №5. - С.251.
Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших
времён до наших дней. Краткий очерк. М.:
Наука, главная редакция восточной литературы
1998. Япония: государственная политика
в области образования // Проблемы теории
и практики управления. - 1998. - № 92. - С.80