Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:22, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть методику обучения аппликации в старшей группе
Введение.
1. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы.
2. Развитие личности ребенка средствами аппликации.
3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе учреждения дошкольного образования.
3.1. Виды занятий по аппликации в старшей группе.
3.2. Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе.
3.3. Раздел «Аппликация» в программе дошкольного образования «Пралеска».
4. Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе.
4.1. Анализ детских работ.
Заключение
Список литературы
По такому же принципу
вырезают силуэты рыб, птиц, зверей
и т. д. При выборе заготовок
для них следует зрительно
соотнести расположение частей,
выделить горизонтальную или
вертикальную протяженность
Размер и форма бумага
для изображения птиц и
Вырезанию силуэтов птиц и зверей должны предшествовать занятия, на которых дети учатся создавать обобщенные образы по типу народных игрушек. Здесь внимание ребенка надо направить на отображение в аппликации самого характерного для данного вида. Например, чтобы передать образ кошки, достаточно выделить горизонтальное положение туловища, голову с треугольными ушами и приподнятый хвост. Ноги условно выделяют в виде двух опор. У жирафа изображают длинную шею с небольшой головой, ушами и острой мордой. Форму туловища подчиняют этим особенностям и устремляют в высоту, поддерживая дугообразными ногами-опорами. По этому же принципу создают силуэт оленя. У него вырезают ветвистые рога, небольшую голову, установленную на шее, а спину плавно выгибают, чтобы создать устойчивое положение всей фигуры на ногах. Каждая часть обозначается на соответствующих по форме заготовках, определяется их общий контур и расположение структурных деталей конкретной модели[ 2].
Следовательно, в процессе овладения
приемами силуэтного вырезания у
детей формируются как
3.3. Раздел «Аппликация»
в программе дошкольного
Программа "Пралеска"- первая национальная
программа дошкольного
Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей.
Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ориентирам в работе ДУ ("Познать, чтобы воспитывать", "Расти здоровым, малыш", "Сотрудничаем с семьей"); 2-й блок – включает в себя характеристики психического и физического развития детей 4-х групп: "Малютки" ( первый год жизни), «Малыши» (2-й - 3-й год жизни), "Почемучки"(4-5 год жизни), "Фантазеры" (6-7-й год жизни). Основные задачи и краткая характеристика содержания образования детей в вышеназванных группах структуированы по следующим направлениям:
- «Я и мир вокруг меня»
(«Человек и природа», «Человек
и общество», «Человек и
- «Развиваемся в деятельности» («Общение и речь», «Мир игры», «Познавательно- практическая деятельность», «Входим в мир прекрасного», «Приобщаемся к труду», «Учебная деятельность: предпосылки»- в группе «Фантазеры») [ 12].
В программе «Пралеска» раздел «Аппликация» включен в главу «Ознакомление с изобразительным искусством и изобразительная деятельность».
Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций. Эти задачи нашли отражение в «Пралеске».
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
- продолжать содействовать
- формировать умения выполнять
аппликацию из различных
- содействовать обогащению, закреплению
и практическому использованию
знаний о средствах
- содействовать дальнейшему
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Технические приемы, которыми должен овладеть старший дошкольник, определены в программе «Пралеска» очень четко:
- приемы вырезывания ( прямолинейное и криволинейное);
- способы вырезывания (симметрич
- способ обрывания;
- способ создания полуобъемной аппликации.
Старшие воспитанники данной возрастной группы знакомяться с техникой флористики, осваивают технику коллажа.
Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.
Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).
В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции[ 13].
Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы — вазы, листья, овощи и фрукты.ликацошкольник обучение
В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.
Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.
В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).
Закрепление приемов вырезания геометрических фигур лучше всего осуществить в процессе выполнения заданий декоративно-орнаментального характера. При этом следует использовать образцы народного геометрического орнамента, составленного по мотивам вышивок, ткачества, аппликации, ковроделия белорусского и других народов. Воспитатель специально отбирает из них наиболее простые и яркие композиции, связанные с украшением таких распространенных в быту предметов, как полотенца, платки, салфетки, ленты, фартуки, шарфы, и готовит основу для аппликаций в форме этих предметов. Так дошкольники приобщаются к народному творчеству, местным традициям искусства, знакомятся с особенностями искусства других национальностей, что способствует воспитанию чувства патриотической гордости и интернационализма. Творческая направленность данной деятельности позволяет поддерживать интерес детей к содержанию аппликаций и получению оригинального результата путем комбинаций форм, окраски, величин, композиционных построений [ 13].
Путем вырезания округлых геометрических фигур дети изображают реальную форму овощей и фруктов — сначала близкую к эталонной (апельсин, арбуз, дыня, слива, ягоды черники, смородины, винограда), а затем с характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла). Из этих экземпляров можно создавать композиции натюрморта, сопоставляя предметы по форме, величине, окраске, располагая яблоки, груши, виноград, апельсины в корзинах, на тарелке и т. д.
4. Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе.
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.
Как и прежде, уделяется внимание в повседневной жизни обследованию предметов, которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдениям окружающего.
На занятиях дети учатся самостоятельно анализировать предметы без наводящих вопросов. Для облегчения задачи можно предложить детям план анализа предмета или спросить. О чем следует рассказать, что упущено в процессе анализа предмета. В старшей группе больше внимания обращают на сравнение признаков, на качество предметов, учат детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжают совершенствовать формообразующие движения[ 7] .
Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе в старшей группе используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы. Например, образцы с изображением ваз: внимание обращается на симметричную форму (одна половина вазы очень похожа на другую, отражается как в зеркале; можно использовать и вариативные образцы).
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. [6].
Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнять аппликацию, какой использовать прием.
Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Воспитатель показывает, как складывают бумагу, как вырезают какую-либо знакомую форму, как получается сразу несколько изображений.
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.
И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводиться новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая- большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии [ 7].
В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети уже имеют достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний воспитатель направляет творческую активность дошкольников: например, для выполнения декоративной аппликации советует сначала подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, придумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить.
Информация о работе Обучение аппликации детей старшего дошкольного возраста