Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:36, контрольная работа
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общее недоразвитие речи: понятие…………………………………………………………………………4
Глава 2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи…………….5
Глава 3. Методика коррекционно-педагогической работы………………12
Глава 4. Воспитание детей с общим недоразвитием речи………………..15
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
б) неправильное
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание;
г) ошибки в употреблении
числа.
Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы.
Отмечаются стойкие ошибки
в звуконаполняемости слов,
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Четвертому уровню характерны незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р'], [Л - Л'], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т' - Ц - С - С'] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:
• персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь;
• перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;
• элизии (сокращение гласных при стечении);
• парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;
• в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;
• добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи».
Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста проводится в процессе наблюдения за его игровой деятельностью, а также в процессе совместной с ним игры. Отмечается особенность импрессивной речи, т. е. устанавливается уровень понимания обращенной речи. Для ребенка раннего возраста особое значение имеет подражание, поэтому в игровой совместной деятельности с ребенком большое внимание уделяется подражанию. Кроме того, при обследовании безречевого ребенка или ребенка со значительным отставанием в речи необходимо обследование слуха.
Логопедическая работа
Стимуляция звукоподражания — узловой момент логопедической работы. Стимуляция подражания начинается с подражания логопеда звукам и слогам самого ребенка.
Используются следующие виды занятий: игры по подражанию звукам в помещении и на улице (подражание тиканью часов, бульканью воды, мотору мотоцикла и машины, паровозному гудку, подражание звукам животных).
Перед началом логопедической работы необходимо установить контакт с ребенком, создать условия для адаптации ребенка в детском коллективе. Логопедические занятия на фоне дезадаптации, плохого настроения, отрицательного отношения ребенка к учреждению бесполезны. Поэтому, прежде всего у ребенка вырабатывается положительное отношение к детскому учреждению, к окружающим его взрослым. Ребенок должен чувствовать себя любимым и «нужным» в данном учреждении, при помощи интересных игр у него вырабатывается потребность и желание находиться в данном коллективе.
Важным разделом логопедической работы является развитие пассивного речевого запаса, то есть понимания речи. Развитие понимания речи происходит в процессе знакомства детей с предметами и явлениями окружающего мира. Формирование предметной соотнесенности слов производится одновременно с развитием их смыслового содержания.
Работа над восприятием звуков речи проводится с учетом характера дефекта. Она в первую очередь направлена на развитие слухового восприятия и слухового контроля. На следующем этапе работы особо важное значение имеет развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. На третьем этапе ведущее значение имеет развитие слухового контроля как осознанного действия.
Для воспитания правильной звучной речи необходимой является работа над дыханием:
— формирование речевого дыхания с дифференциацией вдоха и выдоха;
— развитие длительного ротового выдоха при более коротком вдохе.
Во всех случаях логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. Логопед в ходе выполнения задания ребенком проверяет, правильно ли он выбрал позу для произнесения нужного звука. Для этого он просит ребенка произвести выдох и сильно подуть, не изменяя позы. При сильном выдохе возникает интенсивный шум. Если шум будет соответствовать акустическому эффекту нужного глухого гласного, значит, поза принята правильная, если нет, логопед помогает изменить артикуляционную позу и снова подуть.
Развитие фонематического анализа
1. Ребенка следует научить выделению и определению количества слогов в слове, произнесенном логопедом.
2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога.
3. Ребенка учат произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам (например: «те-ле-фон», «ве-ло-си-пед» и т. п.).
При работе над фонематическим анализом ребенка учат выделять звуки в слове. Задание: есть ли звук [м] в словах мышка, дерево, цветок, кошка.
Ребенка учат также выделению первого звука в слове, выделению последнего звука в слове. Вопросы: какой последний звук в словах «птица», «дом», «кошка» и т. п. Ребенка также учат определению количества звуков в словах (количественный анализ).
Логопедическая ритмика
Логопедическая ритмика имеет важное значение в развитии речи. Она включает 5 разделов:
1. Ходьба, маршировка, основные движения.
2. Развитие ритмических движений.
3. Развитие умения слушать и различать двухчастотную и трехчастотную музыкальную форму, самостоятельно менять движения в соответствии со сменой темпа, динамики, ритма, тембра и характера музыки.
4. Развитие координации движений.
5. Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех сигналов.
Глава 4. Воспитание детей с ОНР.
Такая проблема как общее
недоразвитие речи достаточно распространена
среди детей дошкольного
Обычно дети с ОНР
имеют трудности мышления, обусловленные
тем, что из-за зрительного
восприятия им сложно
Одним из способов
развития речи у детей, имеющими общее
недоразвитие речи, является привлечение
их к различным видам изобразительной
деятельности. При этом они могут заниматься
рисованием, аппликацией, лепкой или работать
с конструкторами. Участвуя в подобных
процессах, дети пытаются воссоздать с
помощью различных предметов то, что стало
их опытом. Это означает то, что слова,
которые применяются в повседневной жизни
человека и которые должен запомнить ребенок
должны найти практическое применение.
Иначе говоря, таким образом, ребенок учится
выражать свои мысли с помощью речи.
Механизмы социализации детей с нарушениями
речи имеют свои особенности. В зависимости
от типа речевого нарушения дети испытывают
определенные трудности в усвоении системы
культуры и образцов поведения в обществе.
Социальная
адаптация представляет собой один из
механизмов социализации, «позволяющий
личности активно включаться в структурные
элементы социальной среды, то есть посильно
участвовать в общественной жизни, приобщаться
к социальной и культурной жизни общества».
По отношению к детям с особенностями
развития социальная адаптация выступает
как приведение индивидуального и группового
поведения детей с особым типом развития
в соответствие с системой общественных
норм и ценностей.
Социальная адаптация открывает нетипичным детям возможность активного участия в общественной жизни.
При своевременном коррекционно-
В процессе компенсации происходит формирование
новых, исправление нарушенных или ослабленных
функций организма, а также развитие личности
в целом. Для ребенка с особенностями речевого
развития особое значение имеет личностный
компонент отношения к своей речи.
Таким образом, участие
семьи в подготовке детей с особенностями
речевого развития к самостоятельной
жизни должно быть подкреплено взаимодействием
со специалистами: врачом, психологом,
социальным работником, педагогом-дефектологом.
Заключение
Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка, их выражающих.
Настоящая работа показала своеобразие развития познавательных психических процессов у детей с речевыми нарушениями. В результате проделанной работы можно утверждать, что существуют трудности при всестороннем развитии детей с общим недоразвитием речи. В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. Также при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.
Учитывая эти особенности
развития психической деятельности,
на каждом логопедическом занятии необходимо
наряду с развитием речи учить
детей правильно логически
Все вышесказанное позволяет
сделать вывод о том, что для
их преодоления требуется
Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.
Список литературы
1. Логопедия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н.Шаховской/ 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.
2.«Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской »: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011
3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
4. Электронный ресурс: www.Logoped18.ru
Информация о работе Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи