Обучение поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что поисковое чтение является самым коммуникативным, им пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую либо информацию из газеты, объявления, расписания.
Этот вид чтения предполагает высокий уровень умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..….………….……..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………..
1.1. Чтение как вид речевой деятельности…………………………….
1.2. Виды чтения…………...……………………………………………
1.3. Поисковое чтение………………………………………………….
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЮ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………..
2.1. Методика обучению поисковому чтению на среднем этапе изучения иностранного языка………………………..…………………..
2.2. Учебно-методическая разработка обучению поисковому чтению на среднем этапе…………………………………...………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………........................................................

Вложенные файлы: 1 файл

поисковое.docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОРОССИЙСКИЙ  ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Факультет английского  языка

Кафедра английского  языка

 

 

 

 

 

 

 

Обучение поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

Специальность 031201

«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

 

 

 

 

 

Гладыш Ольга Валерьевна

очная форма обучения

курс 5, группа  501

 

Научный руководитель

к.пед.н., доц 

Бодоньи М.А

 

 

Новороссийск, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..….………….……..

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА……………………………………………………………………..

    1. Чтение как вид речевой деятельности…………………………….
    2. Виды чтения…………...……………………………………………

1.3.    Поисковое чтение………………………………………………….

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЮ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………..

2.1.    Методика обучению  поисковому чтению на среднем  этапе изучения иностранного  языка………………………..…………………..

2.2.  Учебно-методическая  разработка обучению поисковому  чтению на среднем этапе…………………………………...………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………........................................................

 

3

 

 

5

5

7

10

 

 

13

 

13

 

19

22

 

24





ВВЕДЕНИЕ

 

Иностранный язык входит в  общеобразовательную область «Язык  и литература». Язык является важнейшим  средством общения, без которого невозможно существования общества. В настоящее время иностранные  языки становятся действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса  общества. Это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык»  как общеобразовательной учебной  дисциплины. Основное назначение этой дисциплины заключается в овладении  учащимися умением общаться на изученном  иностранном языке. Изучение иностранного языка предполагает не только начальное  лингвистическое образование, но и  уяснение того, что существуют разные способы оформления мысли.

Изучение иностранных  языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает  одним из главных видов речевой  деятельности. Оно может выступать  и целью, и средством обучения. С помощью чтения у учеников обогащается  активный и пассивный запас слов, формируются грамматические навыки. Существуют разные виды чтения, и все  они направлены на достижение разных целей. Существует четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Изучающее - направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа. Ознакомительное чтение представляет собой извлечение основной информации, для этого вида чтения характерны большие тексты. Целью просмотрового чтения является получение общей информации о содержании текста. И, наконец, поисковое чтение направлено на извлечение конкретной информации.

Актуальность работы обусловлена тем, что поисковое чтение является самым коммуникативным, им пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую либо информацию из газеты, объявления, расписания.  

 

Этот вид чтения предполагает высокий уровень умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно  начинать обучение поисковому чтению

Объектом нашего изучения является процесс овладения поисковым чтением как видом речевой деятельности. Этот вид чтения предполагает высокий уровень умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.

Предмет  нашего исследования: методика обучения поисковому чтению.         

Целью курсовой работы является изучение поискового чтения и разработка учебно-методического комплекса обучению поисковому чтению.

Задачами нашей работы являются:

- изучение современного  состояния проблемы;

-изучение видов чтения;

- раскрытие понятия поискового  чтения;

-разработка учебно-методических  рекомендаций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и  задачи нашего исследования.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты: рассматриваются  виды чтения и дается определение  поисковому чтению.

Во второй главе изучается  методика обучению поисковому чтении. На среднем этапе изучения иностранного языка, также разрабатывается учебно-методический комплекс упражнений для обучения поисковому чтению учеников на среднем этапе.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА

 

 

1.1 Чтение как  вид речевой деятельности

 

Чтение на иностранном  языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения  является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства  людей. Возможность непосредственного  общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном  языке - практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его - извлечение информации  имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. [10,c.32]

В структуре чтения как  деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации.  Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и  устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как  источником получения информации; во втором – пользоваться чтением для  лучшего усвоения языкового и  речевого материала. Использование  чтения в качестве источника получения  информации создает необходимые  условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить  самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение  умением читать на иностранном языке  делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и  развивающих целей изучения данного  предмета.

Чтение тесным образом  связано с другими видами речевой  деятельности. Прежде всего, оно связано  самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать  эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.

Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого  лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий  воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, также  как и при аудировании, имеет  большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.

Чтение так же связано  с говорением. Громкое чтение (или  чтение вслух) представляет собой «контролируемое  говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно [12,175].

В программе по иностранным  языкам для средней школы имеются  как общие требования к чтению, так и требования по классам. Обращаясь  к конкретным типам текстов, человек  ставит перед собой разные цели и  использует для их достижения различные  стратегические и тактические действия. Это существенным образом обусловливает  методику работы с текстом в учебном  процессе.

В течение последних десятилетий  в отечественных программах в  качестве цели обучения выдвигается  развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания  содержащейся в них информации:

- с пониманием основного  содержания;

- с полным пониманиям  содержания;

- с извлечением необходимой  (интересующей) значимой информации.

Однако представленные в  программах, действовавших вплоть до начала 90-х годов (а некоторые  имеют легитимность и в настоящее  время), целевые установки имели в большей степени «лингвистическую» направленность. И лишь в последние годы в конкретизации целей отмечается все более ярко выраженная их прагматическая составляющая, ориентирующая на реальное опосредованное общение.

 

 

1.2 Виды чтения.

 

Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает  на различных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого  прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или  встает на новую точку зрения. Иными  словами, читающий проявляет способность  «понимать значение и интонацию  текста и выражать собственные намерения  в языковой форме, обладающей воздействующей силой».

Между первым и вторым видом  чтения существует ряд промежуточных, имеющих немаловажное практическое значение. Существовавшие ранее классификации  видов чтения основывались на факторах, не учитывающих уровни понимания  и степень полноты извлечения информации. Иной подход к классификации, разработанный в отечественной  методике (С.К. Фоломкина) и за рубежом (K. Weber, A. Oliver, R.H. Alan), способствует не только лучшей организации материала, но и более правильной разработке упражнений, при построении которых, с одной стороны, необходимо учитывать механизмы, лежащие в основе чтения (как в области технических навыков, так и на уровне смыслового восприятия), с другой стороны, операции, которые совершает читающий в каждом виде чтения. 

В зарубежной методике предлагается свыше 30 видов чтения, однако при  ближайшем рассмотрении оказывается, что под видами чтения иногда понимают разные этапы одного и того же вида или разные способы фиксации прочитанного. Так, например, просмотровое чтение в  одной из работ делится на такие  виды, как: общий обзор (skimming), предварительный обзор (preview), повторный обзор (review), окончательный обзор (overview), просмотр (scanning).

Основные виды чтения, до сих пор встречающиеся в отечественных  и зарубежных работах, можно суммировать  в следующей таблице 1.

 

Таблица 1. 

Виды чтения.

Параметры различения

Вид чтения

По форме прочтения

Чтение про себя

Чтение в слух

По использованию логических операций

Аналитическое чтение

Синтетическое чтение

По глубине проникновения  в содержание текста

Интенсивное чтение

Экстенсивное чтение

По целевым установках

Изучающее чтение

Ознакомительное чтение

Просмотровое чтение

Поисковое чтение

По уровням понимания

Полное/детальное понимание

Общее/глобальное понимание


 

 

Чтение вслух и про  себя относится то к видам, то к  двум сторонам одного и того же чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные  отличия, что делает необходимым  специальное обучение двум способам прочтения. Хотя чаще всего читают про  себя, чтение вслух нередко выступает  как фонетическое упражнение, как  косвенный показатель сформированности говорения. Недаром М. Уэст называл  чтение вслух «подсказанной устной речью»[16; 46].

Оппозиции «аналитическое - синтетическое» чтение в известной  мере условны, так как в смысловом  восприятии, аналитико-синтетическом  по своей природе, разделить эти  операции не всегда возможно. Их соотношение  может меняться в пределах чтения не только данного текста, но даже абзаца. Названия «интенсивное - экстенсивное»  чтение коррелируют с выше рассмотренными оппозициями. Некоторые авторы называют первый вид чтением с глубоким проникновением в содержание, а второй – чтением беглым, поверхностным.

Информация о работе Обучение поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка