Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:45, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что поисковое чтение является самым коммуникативным, им пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую либо информацию из газеты, объявления, расписания.
Этот вид чтения предполагает высокий уровень умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..….………….……..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………..
1.1. Чтение как вид речевой деятельности…………………………….
1.2. Виды чтения…………...……………………………………………
1.3. Поисковое чтение………………………………………………….
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЮ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………..
2.1. Методика обучению поисковому чтению на среднем этапе изучения иностранного языка………………………..…………………..
2.2. Учебно-методическая разработка обучению поисковому чтению на среднем этапе…………………………………...………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………........................................................
В 10-11 классах – указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.
Переход к поисковому чтению наталкивается на главную трудность, существующую при чтении иностранных текстов, - на незнакомые слова или словосочетания. Если их очень много, то резко падает интерес к чтению, оно превращается в учебное чтение, которое для учащихся является пройденным этапом. Отсюда необходимость отбирать в этот период тексты, не содержащие или содержащие мало незнакомых слов.
Незнакомые слова можно понять по контексту, по их основе или структуре, но для этого необходимо умение языковой догадки, что и должно стать одним из важнейших объектов формирования умений информативного чтения.
Другое важное умение, которому следует учить при переходе к информативному чтению, есть умение вычленять из текста смысловую информацию. Оба эти умения связаны со знанием простейших закономерностей построения фразы, текста, с правилами их смысловой сегментации
Этапы обучения поисковому чтению:
Предтекстовый этап:
Упражнения на
ознакомление с композицией и
полиграфическим оформлением
1. Определите место резюме в начале (конце) статьи с заглавием (без заглавия).
2. Посмотрите, имеют ли части статьи названия или лишь нумерацию, или то и другое.
3. Установите, есть ли
часть, в которой
4. Установите, есть ли раздел (глава, параграф) с обзором литературы (раздел без названия в начале статьи, набранный петитом, и так далее).
Упражнения на узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск.
1. Опираясь в основном
на термины, отражающие
2. Опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте.
3. Найдите в конце вводного
раздела статьи перечень
4. Найдите в конце каждого
раздела (главы, параграфа)
5. Опираясь на соответствующие
термины и средства
6. Найдите в первом (первых)
абзацах каждого раздела (
Текстовый этап.
1. Прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте.
2. Прочтите последнее
предложение (абзац) и
3. Просмотрите текст и
скажите, для какой категории
читателей он может
4. Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.
5. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание.
Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего.
1. Просмотрите предложенные
вам тексты и подберите из
них факты, которые относятся
к теме…(которые могли бы
2. Укажите в тексте абзацы (в журнале – статьи, в книге – главы, в главе – параграфы), в которых содержатся данные о… (характеристики…).
3. Найдите в статье
определение (вывод,
4. Найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации (резюме).
5. Отметьте в тексте
места, дающие ответы на
6. Найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы.
7. Найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к... (характеризующие…)
Послетекстовый этап.
Упражнения, контролирующие умение находить в тексте (текстах) конкретную информацию.
1. Зачитайте вслух из текста (текстов) факты, которые относятся к теме … .
2. Выпишите из текста
факты, которые могли бы
3. Подчеркните в тексте
определение (вывод,
4. Назовите заглавие текста,
в котором вы нашли
5. Укажите страницы книги
(журнала, газеты, технической документации),
на которых рассматривается
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута; чтение следует прекратить либо перейти к другим его видам (ознакомительному, изучающему, просмотровому) [14,46].
2.2 Учебно-методическая
разработка обучению
Итак, для достижения поставленной цели мы предлагаем учебно- методическую разработку упражнений для обучения поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка. Ниже представлены примеры текстов и задания, направленные на поиск конкретной информации в тексте.
Тексты, которые предлагаются в данной методической разработке соответствуют коммуникативно-познавательным потребностям учеников, также содержат интересную информацию. Представленные тексты соответствуют умениям учащихся на среднем этапе изучения английского языка.
Text 1. Yuri Gagarin Yuri Gagarin was the first man to go into space. On April 12, 1961 at the age of 27, he left the Earth. The Soviet spaceship/satellite Vostok 1 was put into orbit around the Earth with Yuri Gagarin on board. He became the first man to look down on the planet Earth from above the atmosphere. Neil Armstrong Through centuries, people have gazed at the Moon, worshipped it, and studied it. The long-time dream of travelling to the Moon became history on July 20,1969. Neil Armstrong, the captain of the Apollo spacecraft, became the first person to walk on the Moon. TASK: find the names of spaceships. |
Text 2. Animals are in danger all over the world. Some animals are in danger because people want to wear their fur. Others, like elephants, are killed for their tusks which become necklaces and decorations. But many animals are in danger because man is destroying their environment - cutting down forests, building roads and houses or polluting the places where these animals live. TASK: find the reason why of animals are in danger. |
Text 3. Neptune is known as the blue planet. It gets its colour because it is surrounded by methane gas. There are lots of interesting facts about Neptune. You might think that where you live is windy, but Neptune is the windiest planet in our solar system, with winds of over 2,200 kph! For some reason, these winds always travel from east to west across the surface of the planet. It is also very cold on Neptune, with temperatures as low as 235 C. TASK: find in the text the information about Neptune`s temperatures. |
Text 4. There are two types of elephant in the world: the African elephant and the Indian elephant. It is quite easy to tell the difference between the two because they don't look the same. The African elephant has bigger ears than the Indian elephant, and the Indian elephant's legs are shorter. Both types of elephant use their trunks to lift things and are as strong as each other. TASK: find the information about the African elephant. |
Text 5. Baseball became popular in Japan after American soldiers introduced it during the occupation following World War II. In the 1990s a Japanese player, Hideo Nomo, became a star pitcher for the Los Angeles Dodgers. Baseball is also widely played in Cuba and other Caribbean nations. In the 1996 Olympics, it was a measure of baseball's appeal outside the United States that the contest for the gold medal was down to Japan and Cuba (Cuba won). TASK: find in the text the information about Hideo Nomo. |
Text 6. There are a number of traditions for weddings that have survived into the 21st century. It is still traditional for the bride and groom to have their own parties the night before getting married. The groom's party is called a 'Stag party', while the bride's is known as a 'Hen party'. On the morning of the wedding, the groom should not see the bride. If he does, this is bad luck. The bride puts on her special wedding dress, which is usually white. She also needs to wear 'something old, something new, something borrowed and something blue'. At the church, or registry office, the bride and groom exchange rings before walking together back down the aisle. When they get outside, the bride throws her bouquet in the air. Tradition says that whoever catches it will be the next person to get married. TASK: find the paragraph about what bride should wear and read it aloud. |
Text 7. We will visit the Tretyakov Art Gallery, because it is a very interesting house and it is a treasure-house of Russian art. We will go to red Square and see the Kremlin. I will tell them that the Kremlin Chimes is the oldest clock in Moscow. The clock face has a diameter of nine meters. TASK: find the information about the oldest clock in Moscow. |
Text 8. One of our favorite holidays is New Year`s Day. The New Year`s Day is always connected with our new hopes and dreams. It is a pleasant moment to get presents on the New Year`s Eve. I like to prepare presents for my relatives. TASK: find in the text the equivalent of word «новогодний вечер». Text 9. Charles Dickens was a very famous English writer. He was born in Portsmouth, on February 7, 1812. His most famous books are: “The Pickwick Papers” (1836), “Oliver Twist” (1838), “David Copperfield” (1850). TASK: find the date of Charles Dickens birthday. |
Text 10. Tokyo is the capital of Japan. Japan is the constitutional monarchy. Japan is situated in northeastern Asia between the North Pacific and the Sea of Japan. Except for the Hokkaido area and the subtropical Okinawa region, the weather is mostly temperate. The main religions in Japan are: Shintoism, Buddhism and Christianity. Japan consists of Four major islands: -Honshu; -Kyushu; -Shikoku; -Hokkaido. TASK: find the information about religions in Japan. |
Такие и подобные задания можно предлагать для того, чтобы проверить умение ''выхватывать'' необходимую информацию, названия, цифры, имена и так далее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, обучение поисковому чтению играет немаловажную роль в процессе овладения иностранного языка на среднем этапе его изучения. Изучение иностранных языков способствует общему речевому развитию учащихся, а чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать и целью, и средством обучения. С помощью обучения чтению у учеников обогащается активный и пассивный запас слов и формируются грамматические навыки.
Принято выделять следующие виды чтения: ознакомительное, изучающее и просмотровое, но так же существует такой вид чтения, как поисковое чтение. Обучение поисковому чтению предполагает высокий уровень умения чтения. Поэтому обучение этому виду чтения целесообразно начинать именно на среднем этапе.
Поисковое чтение представляет собой такой вид чтения, который ориентирован на поиск конкретной информации. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя.
Овладение технологией чтения
осуществляется в результате выполнения
предтекстовых, текстовых и послетекстовых
заданий. Одной из основных проблем
обучения поисковому чтению является,
именно, подбор текстов. Тексты должны
соответствовать
В данной курсовой работе мы изучили методику обучения поисковому чтению на среднем этапе изучения иностранного языка, где определили, что для полноценного восприятия этого вида чтения учащимся должны быть предоставлены условия, определяющие успешность обучения данному виду чтения и упражнения для обучения данного вида чтения. Учащиеся должны обладать определенными умениями при овладении данным видом чтения.
Для достижения поставленной
цели, мы, также разработали учебно-
В ходе рассмотрения основных пунктов обучения поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка, цели и задачи были достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Брейгина М.Е. О контроле
базового уровня обученности
// Иностранные языки в школе.-
2. Булычева С.Ф. О приемах
контроля вне аудиторного
Информация о работе Обучение поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка