Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, доклад
История формирования белорусской школы. Опыт реформирования. Современное состояние средней общеобразовательной школы. Цели, задачи и принципы реформы. Требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Общеобразовательная подготовка в системе профессионального образования.
преобразований, их соответствия запросам общества, государства и
личности, что обеспечивается опорой на лучшие традиции и достижения
отечественной школы и сохранением образовательных принципов:
равенства прав каждого гражданина на получение образования;
доступности образования;
гуманизации образования;
демократизации образования;
единства образовательных и воспитательных задач;
непрерывности образования и преемственности его ступеней.
Модель будущей общеобразовательной средней школы
Структура 12-летнего общего образования.
Предлагаемая структура отвечает требованиям создания
целостности системы образования, направлена на создание оптимальных
условий для социализации личности, ее интеллектуального,
нравственного, творческого и психо-физического развития и
предполагает введение обязательной 10-летней базовой
общеобразовательной школы и 5-дневной учебной недели.
Начальная школа (1-4 классы, с 6 до 10 лет) ставит перед собой
две задачи:
побуждение и развитие устойчивого интереса к учению, к знанию,
освоение ребенком базовых навыков учебной деятельности;
формирование основ общей грамотности, позволяющей продолжать
дальнейшее обучение.
Обучение по программе первого класса может проходить как в
учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования,
так и в детском саду.
Базовая (основная) средняя школа (5-10 классы, с 10 до 16 лет)
несет на себе основную нагрузку по реализации задач
общеобразовательной школы, подготовке детей к жизни в обществе.
Программа базовой школы характеризуется логической завершенностью и
полнотой круга предоставляемых знаний в рамках государственного
стандарта. Выпускник должен получить знания, которыми он будет
пользоваться в жизни, независимо от избранной профессии и
дальнейшего образования или профессиональной подготовки. Школа
должна сформировать представления о путях возможного выбора,
предоставить ученику средства для его осуществления, помочь ему
раскрыть и развить способности, показать возможности их оптимального
применения. Особой задачей является гражданское воспитание,
формирование знаний о государстве, обществе, подготовка к выполнению
гражданских функций.
Реализация этих задач достигается на основе усвоения учащимися
базового компонента среднего образования. С 7-8 классов возможно
введение различных уровней подготовки (углубленного изучения
отдельных предметов), в 9-10 классах - профилирование подготовки
(естественнонаучный, гуманитарный, политехнический профили, сферы
искусства и спорта).
Успешное окончание 10-летней школы и прохождение
государственной аттестации дает право на продолжение образования по
следующим направлениям: получение профессиональной и
общеобразовательной подготовки в ПТУ или среднем специальном учебном
заведении, общеобразовательной подготовки в лицейских или
гимназических классах.
Лицейские и гимназические классы (срок обучения - 2 года)
ставят перед собой задачу продолжения общего среднего образования и
подготовки к высшему образованию. Предполагается создание следующих
организационных форм обучения:
лицейские и гимназические классы в рамках средних
общеобразовательных школ;
лицеи с естественнонаучными, политехническими и гуманитарными
классами как самостоятельные учебные заведения;
лицеи на базе средних ПТУ (профессиональные лицеи);
лицеи при высших учебных заведениях, подготовка в которых
соответствует профилю вуза (эти учебные заведения будут иметь и
функцию социальной поддержки сельской и рабочей молодежи,
аналогичную функции подготовительных отделений).
Назначение, схожее с лицейским, будут иметь и гимназии с
12-летним сроком обучения.
Успешное завершение лицейского или гимназического цикла
обучения (в соответствующих классах) дает право на поступление в
вуз.
Требование к содержанию и организации
учебно-воспитательного процесса.
Принципиальным вопросом для школы является вопрос содержания
образования. Его решение зависит от конкретных разработок в области
создания новых учебных предметов и модернизации существующих,
подготовки новых учебников, учебных курсов и программ. К этой работе
предъявляются следующие требования:
оптимальное сочетание фундаментальных знаний с
практико-ориентированными,
природоведческих и естественнонаучных дисциплин в базовой школе;
устранение учебной перегрузки посредством определения базового
компонента в рамках утвержденных государством стандартов, создания
интегрированных курсов, оптимизации педагогических технологий;
приоритет индивидуального подхода к обучению, личностно
ориентированной парадигмы, позволяющей гибко реагировать на
образовательные запросы ученика;
модернизация системы оценки знаний учащихся в направлении ее
гуманизации;
построение воспитательной работы на культурологической основе,
отношение к национальной и мировой культуре как к содержанию
воспитания; гражданский, патриотический, экологический характер
воспитания;
Общеобразовательная подготовка в системе
профессионального образования.
Профессионально-техническое
профессиональная школа) предоставляет возможность получить
квалификацию, необходимую для профессиональной деятельности.
Обучение в средних ПТУ (в течение 3 лет), которые постепенно будут
преобразовываться в профессиональные лицеи, предусматривает также
получение полного общего образования (равного статусу лицейского) с
правом последующего поступления в вуз. Высшие ПТУ будут иметь право
продлевать курс обучения для своих учащихся и выдавать дипломы,
равные дипломам техникумов.
Среднее специальное образование. Техникумы, колледжи на
протяжении 3-4 лет готовят специалистов среднего звена с
завершением общеобразовательной подготовки. Окончание техникума или
колледжа дает право поступления в вуз (в случае обучения по той же
специальности - на сокращенный (специальный) курс).
Обеспечение процесса реформирования общеобразовательной
школы
Стратегия и основные этапы проведения реформы отражены в
программе реформирования общеобразовательной школы. Реализация
комплекса мероприятий по правовому, огранизационно-
научно-методическому, кадровому, материально-техническому и иному
обеспечению реформирования конкретизирована в соответствующих
государственных и ведомственных комплексно-целевых программах.
Информация о работе Общая характеристика школьного образования в Республике Беларусь