Общие понятия и закономерности педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая черновой вариант.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 Образование  рассматривается как социальный  институт, как одна из социальных  подструктур общества. Содержание  образования отражает состояние  общества, переход от одного его  состояния к другому. В настоящее  время — это переход от индустриального  общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

 Для того  чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Цели и реальные результаты обучения являются, таким образом, двигателем совершенствования процесса обучения.

 

 

 

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1.  Понятие воспитание и образование.

 На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос совсем несложно. Ведь эти понятия давно и прочно вошли в наш повседневный и научный язык. Да к тому же обуче-ние и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.

 Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить  себя, люди должны были не просто  добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через простое подражание взрослым. Постепенно в общинах появляются специальные люди, в обязанности которых входило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки. У народов Севера воспитанием и обучением детей занимались шаманы, самые уважаемые в стойбищах люди, которые «все знали, общались с духами, умели их задобрить и умилостивить».

 И несмотря  на то что обучение и воспитание осуществляли уже в глубокой древности, они трудны и сейчас как для современного учителя и воспитателя, так и для семьи, детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Казалось бы, человечество, в процессе своего исторического развития накопившее огромный всесторонний опыт по подготовке подрастающего поколения к жизни, творчеству, созиданию, общению, не должно допускать новых ошибок в этом процессе.

 На практике  же мы имеем обратное: чем больше  мы узнаем о ребенке, о закономерностях его развития, тем с большими трудностями приходится нам сталкиваться. И это не случайно. Сложнее становится жизнь общества, сложнее становится обучать и воспитывать детей. Да, когда-то обучали и воспитывали семья и община, когда-то можно было создать закрытое учебное заведение типа Царскосельского лицея, когда-то мы говорили, что школа является центром воспитания. Теперь ситуация изменилась. Мы уже неоднократно подчеркивали, что обучают и воспитывают детей не только семья, детский сад, школа, но и вся окружающая ребенка среда. Причем ни школу, ни детский сад, ни семью нельзя «закрыть» даже на очень короткое время от внешних воздействий, которые, к несчастью, не всегда положительны.

 К вышесказанному  прибавляются и другие трудности: 

 это и постоянно рождающиеся «педагогические прожекты», не всегда соответствующие истинным целям обучения и воспитания, и альтернативные учебные заведения, где нередко процесс обучения ставится в зависимость от доходов семьи ученика, и многое другое.

 В преодолении всех трудностей учитель, воспитатель должен руководствоваться следующими педагогическими заповедями:

- помните, что  обучение и воспитание всегда  подчинены целям. На всем историческом  пути развития обучения и воспитания  этот процесс был целенаправленным;

- необходимо  знать, что ведущим условием  эффективного обучения и воспитания  является принцип деятельности, предполагающий обязательное включение  ребенка в любую обучающую,  развивающую и воспитывающую  деятельность в качестве ее  субъекта;

- необходимо как можно более широко использовать общение как внутри детского коллектива, так и между различными возрастными группами.

 Учение книжное  - это не обучение простой грамотности,  а систематическое школьное преподавание. . . Детей «нарочитой чади», т.  е. старших дружинников, кня-жих мужей, бояр набирали не для того, конечно, чтобы воспитывать из них пономарей или даже рядовых священников, а для того, чтобы создать образованных людей и государственных деятелей, способных поддерживать общение с той же Византией и другими странами.

Итак, воспитание - это процесс передачи новому поколению накопленного человечеством  опыта материальной и духовной деятельности, опыта общения людей, исторически  сформировавшихся отношений человека к миру, к природе и обществу; это процесс передачи культуры, процесс включения ребенка в жизнь в качестве активного ее субъекта.

Воспитание - это исторически конкретное общественное явление, особенность которого состоит в том, что по своему назначению оно выполняет социальную функцию подготовки детей к участию в производственной и духовной деятельности, в общественной жизни в целом. Назначение  воспитания в самом широком смысле слова заключается в том, чтобы подготовить производительные силы общества, дать необходимые знания в соответствии с требованиями производства, с социальными требованиями общества в целом или отдельных ее социальных, этнических или национальных общностей, развить каждую отдельную личность. Следовательно, воспитание обязательно предполагает наличие целей, которые задаются или всем обществом, или его составляющими - социальными, национальными и др. Цели воспитания представляют систему требований к качествам личности, которые необходимы для сохранения дальнейшего развития данного общества, социальной, национальной или этнической общности.

Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.

 Обучение  как социальное явление возникло  также с первых лет существования  человечества для передачи новому  поколению умений, необходимых для  сохранения и продолжения жизни  рода, общины. Это были умения, связанные  с удовлетворением самых насущных потребностей:  в пище, одежде, жилище и передавались они методом, который в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям. )

Обучение - целенаправленная деятельность, цели которой раскрываются через содержание обучения, представляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.

 Обучение  может осуществляться как индивидуально,  так и коллективно. Индивидуальное обучение возможно по той причине, что научное знание не зависит от характера обще-ственных отношений, от системы ценностей отдельных социальных и национальных групп. Оно объективно и имеет единственную ценность - истину. Поэтому для обучения большое значение имеют стандарты, характеризующие уровень обучения - уровень необходимых знаний для определенных возрастных групп, для того чтобы возможна была система непрерывного образования, преемственность различных видов учебных заведений: от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.

1.2. Цели  обучения и воспитания.

Русский педагог первой половины XIX в. Петр Григорьевич Редкин писал: «Знания, ученость учителя могут  вызвать в учениках уважение к  нему, его искусство учить может  наглядно убедить их в ощутительной пользе его уроков, но любовь и доверенность они оказывают тому учителю, который соединяет с качествами знающего и дельного пре-подавателя еще и умение обходиться с ними. Только такого учителя они называют хорошим учителем. . . »

 Чтобы  быть действительно хорошим учителем, надо знать, уметь, понимать и любить детей.  Что же нужно знать?  Понимание воспитания в каждой исторической эпохе, у каждого народа было всегда неразрывно связано с представлением о человеке, о его месте в обществе, о его сущности. При этом следует обратить внимание на то, что к воспитанию, его роли в обществе обращались не только специалисты-педагоги, но и писатели, и общественные деятели, и служители церкви. Так, мыслители, поэты, художники и скульпторы Древней Греции представляли своих граждан гармонически и всесторонне развитыми - и физически, и умственно. Вспомните знаменитых греческих героев: Геракла, Антея, хитрого и умного Одиссея, красавицу Елену и молодого Париса, верную Пенелопу и смелых аргонавтов. До сих пор нас восхищают творения древнегреческих скульпторов и мудрость философов, математиков, поэтов:

 Платона, Аристотеля, Архимеда, Гомера. Эта идея гармонически и всесторонне развитого человека существовала у всех стран и народов мира и на протяжении всех веков существования человека, изменяясь в зависимости от географических условий, особенностей развития. Все нации и народы знали и понимали, что гармоничный и всесторонне развиты человек воспитывается только тогда, когда в обществе царит справедливость, духовность, нравственность. И рождается у людей высокая мечта о «золотом веке».

 Создали прежде всего  поколение людей золотое Вечно  живущие боги, владельцы жилищ  олимпийских. Был еще Крон-повелитель  в то время владыкою неба. Жили  те люди, как боги, с покойной  и ясной душою, Горя не зная, не зная болезней. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны ьыли их руки и ноги.

Эта мечта дожила до наших  дней и, пожалуй, будет жить до тех  пор, пока существует человечество. Ведь не случайно на первое место в обучении и воспитании ученые, учителя-новаторы, общественные и государственные деятели ставят среди множества задач обучения и воспитания необходимость формирования у каждого ребенка системы общечеловеческих ценностей. Именно они, по мнению передовых людей нашего времени, переживающих и борющихся за достойное будущее нашей страны да и мира в целом, дела-ют человека человеком, делают его личностью, неповторимой, индивидуальной, творческой, активной.

Таким образом, важнейшим элементом обучения и воспитания являются их цели. Ни один человек, ни один мастер не начинает никакого дела, не видя его конечных результатов, его планируемого образа. Тем более в обучении и воспитании детей.

 Воспитатель детского  сада заранее знает, что его  воспитанники должны пойти в школу. С чем же они пойдут? С какими знаниями, умениями, с какими привычками, чтобы сразу же включиться в новую жизнь - жизнь первоклассника. Нельзя допустить того, чтобы малыш почувствовал себя плохо, испытал трудности при таких изменениях в своей жизни. Следовательно, одной из целей воспитания в детском саду и будет подготовка детей к школе. Это не просто общая фраза, а конкретное содержание: те знания и умения, которые необходимы детям, чтобы нормально начать обучение в первом классе; те поведенческие привычки, навыки общения и др. , которые необходимы для жизни в новом коллективе. И так от ступеньки к ступеньке.

 И вот  наступает один из ответственных  моментов для ребенка: он заканчивает  начальную школу, переходит практически  от одного учителя ко многим, от синтетических предметов типа природоведения к основам отдельных наук, к систематическим курсам. Перед ним открываются новые возможности общения: в школе для него появились малыши - начальные классы; есть старшие - выпускники; много новых учителей. Следовательно, у начальной школы должна быть цель - подготовить детей к новым изменениям в их жизни, к переходу на новую ступеньку.

Методы  воспитания

 В Российской  педагогической энциклопедии методы  воспитания определяются следующим  образом: «Методы воспитания - это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий2. Другими словами, методы воспитания - это способы организации совместной деятель-ности воспитателей и воспитанников, направляемые на достижение целей воспитания путем усвоения детьми соответствующего содержания и активной самостоятельной деятельности по его применению для анализа и оценки различных жизненных ситуаций, поступков и поведения других людей и своих собственных. Приемы воспитания, как и в обучении, - это отдельные действия внутри метода, зачастую более специальные, конкретные (менее общие). Например, оценка поведения ребенка в целом или отдельных его поступков - важный метод воспитания. Но для того, чтобы дать такую оценку, воспитатель использует самые различные приемы - менее общие методы в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей детей и других обстоятельств. Он может вести наблюдения за детьми, стимулировать или критиковать поведение и поступки детей, может поставить оценку или дать словесную характеристику и др.

В то же время методы воспитания имеют  свои особенности.

1. Источником  воспитательных воздействий могут  быть не только педагоги, родители, вообще взрослые люди, но и  детские коллективы, объединения,  оказывающие воздействия через разнообразные формы жизни и деятельности. Педагог целенаправленно использует воспитательные возможности коллектива. Поэтому учащиеся являются не только объектами воздействия, но и субъектами воспитательного процесса. Так же и методы воспитания в сочетании с целенаправленным педагогическим руководством становятся методами воздействия коллектива на личность.

2. Воздействия,  которые приводят к изменению  или развитию свойств (качеств)  личности, достигают этих целей  в процессе различных видов деятельности. Педагог должен организовать эту деятельность и создать условия, в которых учащиеся смогут развить в себе и испытать на практике те или иные качества, проектируемые планом и программой воспитательной работы.

3. С помощью  методов воспитания развивается и стимулируется собственная активность учащихся. Методы воспитания должны быть направлены на стимулирование активности детей для достижения поставленных целей и на превращение этих целей в перспективы деятельности коллектива.

4. Направленность методов на формирование целостной личности, в силу чего методы воспитания должны использоваться лишь как целостная система. Порой методы воспитания рассматриваются изолированно друг от друга: формирование определенных качеств личности ставится в непосредственную зависимость от применения определенных методов воспитания. Например, сознание личности и ее мировоззрение формируются с помощью метода убеждения, а поведение - с помощью метода упражнения. Конечно, в определенных ситуациях могут быть использованы те или иные методы. Однако следует обратить особое внимание на то, что, применяя любой метод, педагог должен иметь в виду его влияние на личность в целом.

Информация о работе Общие понятия и закономерности педагогического процесса