Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:22, курсовая работа
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.
Глава2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ .
2.1. Особенности
взаимосвязи обучения и воспита
Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Действительно, учитель ведет урок природоведения. Он вывел детей на экскурсию в лес для ознакомления с деревьями; ученики узнают названия деревьев, учатся распознавать их по форме листьев, по цвету коры и т. д. В то же время учитель обращает внимание на красоту природы, на многообразие жизни в лесу. Он, таким образом, и учит детей, и воспитывает. Не случайно в педагогике появились понятия «воспитывающее обучение» и «воспитывающее образование». Первое относится непосредственно к обучению на уроке, ибо известно, что содержание каждого учебного предмета, методы и организационные формы, которые используются учителем, воспитывают детей. Второе понятие более широкое. Оно относится к учебно-воспитательному процессу в целом: воспитывает вся система педагогической деятельности, весь педагогический процесс детского учебно-воспитательного учреждения.
Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.
Правильный
отбор содержания образования
имеет большое значение для
качества обучения и его
- знания с
самого начала обучения должны
быть такими, чтобы учащимся позднее
не приходилось переучиваться.
Это должны быть факты,
- содержание
дошкольного и начального
- в содержании образования должно быть много местного, краеведческого материала: природа, история, культура, труд и ремесла родного края.
2.2. Целостность учебно-воспитательного процесса. Планирования.
Воспитание и обучение - два взаимосвязанных процесса, разделить которые можно только в науке. В практике же они существуют в единстве, сложнейшим образом пе-реплетаясь друг с другом. Без обучения нет воспитания, а без воспитания нет и обучения. Поэтому в педагогике говорят о целостном учебно-воспитательном процессе. Но чтобы получить высокий результат, высокое качество обучения и воспитания, или, другими словами, высокий уровень образования всех граждан общества и особенно нового растущего поколения, необходимо учитывать также воспитательные возможности общества. Они реализуются при помощи самых различных средств: телевидения, радиовещания, прессы, литературы, искусства. В воспитании принимают участие семья, учреждения дополнительного образования, центры развития творчества детей и молодежи, летние спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха, воспитательные центры по месту жительства детей и др. Это уже социальная система воспитания, которая также должна «работать» на достижение целей обучения и воспитания, на выполнение социального заказа. Результатом ее функционирования должен быть высокообразованный человек, человек - специалист в той или иной области (производстве, управлении, торговле, культуре, педагогике, медицине и др. ); человек - носитель общечеловеческих ценностей (гуманности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, эстетических идеалов, добра и любви к миру); человек - носитель традиций и культуры своего народа, достижений мировой цивилизации; человек - добрый и заботливый хозяин в своем доме-планете, человек как самая высокая ценность на Земле. «Люди, люди - это самое главное, - писал Ф. М. Достоевский. - Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь, потому что они не продаются и не покупаются, а только долгими веками выделываются. . . Человек идеи и науки. . . человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многострадальным трудом ее».
Учитель ставит следующую цель: научить детей применять понятие, сформировать умения пользоваться знаниями в различных ситуациях. Для этого он выбирает частично-поисковый метод. Как было показано на изучении имени существительного, учитель, прежде чем дать учащимся самостоятельное задание выбрать имена существительные из списка слов, предложений, учит детей тому, как это делать: найдите слова, обозначающие предмет, выпишете их, к оставшимся словах будем ставить вопросы: «кто?» или «что?». Выписываем и эти слова. И т. д.
И только третий уровень предполагает возможность организации самостоятельной работы детей при минимальной помощи учителя. Здесь учитель использует организацию поисковой деятельности детей и проблемное обучение.
Связи между
целями изучения понятия,
Уровни усвоения
Методы работы
Способы выявления уровня усвоения
Объяснительно-иллюстративный
Воспроизведение
сущности понятия и
Частично-поисковый
Знакомые для детей ситуации
Поисковый и решение проблемных ситуаций
Незнакомые и проблемные ситуации
Список литературы:
1. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. -- (Серия "Учебник нового века")
3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
4. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.
5. Батурина Г.
И. , Кузина Т. Ф. Введение в
педагогическую профессию:
6. Воронов В.В.
Педагогика школы в 2-х словах.
Конспект – пособие для
7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Уч. пособие. – М.: Гаики, 2001. – 480 с.
8. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор - составитель Е.И. Соколова / Под общ. редакцией док. пед. наук Н.Л. Селивановой. – М: Педагогическое общество России, 1998.- 336 с.
9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.
10. Кобыляцкий
И. И. Основы педагогики
11. Лихачев Б.Т.Педагогика:
Курс лекций / Учеб. пособие для
студентов педагог, учеб.
12. А. Н. Джуринский ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ. М: Издательская группа "ФОРУМ" - "ИНФРА-М",1998.
13. М. А. Мазалова, Т.
В. Уракова. История
14. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.
Информация о работе Общие понятия и закономерности педагогического процесса