Общие понятия и закономерности педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая черновой вариант.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Глава2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ  .

2.1. Особенности  взаимосвязи обучения и воспитания

Обучение и  воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Действительно, учитель  ведет урок природоведения. Он вывел  детей на экскурсию в лес для  ознакомления с деревьями; ученики узнают названия деревьев, учатся распознавать их по форме листьев, по цвету коры и т. д. В то же время учитель обращает внимание на красоту природы, на многообразие жизни в лесу. Он, таким образом, и учит детей, и воспитывает. Не случайно в педагогике появились понятия «воспитывающее обучение» и «воспитывающее образование». Первое относится непосредственно к обучению на уроке, ибо известно, что содержание каждого учебного предмета, методы и организационные формы, которые используются учителем, воспитывают детей. Второе понятие более широкое. Оно относится к учебно-воспитательному процессу в целом: воспитывает вся система педагогической деятельности, весь педагогический процесс детского учебно-воспитательного учреждения.

 Особую  роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.

 Правильный  отбор содержания образования  имеет большое значение для  качества обучения и его влияния  на развитие личности ребенка.  Под содержанием образования  в педагогике понимается вся  совокупность основ наук, техники, искусства, культуры, общественной жизни, которую необходимо освоить учащимся. Оно отбирается из всего богатства культурного достояния человечества. Конечно, в детском саду и начальной школе мы не можем представить все многообразие компонентов содержания образования, здесь ограничения налагает возраст детей. Но даже в тех учебных предметах и видах деятельности малышей, которые запланированы в программах обучения и воспитания, содержание образования, чтобы быть истинно воспитывающим, должно отвечать определенным требованиям:

- знания с  самого начала обучения должны  быть такими, чтобы учащимся позднее  не приходилось переучиваться.  Это должны быть факты, обобщающие  понятия, теоретические идеи. Дошкольник  и учащийся начальной школы  должны научиться классифицировать реальные предметы по разным признакам, уметь сравнивать предметы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, отвечать на вопрос «Почему?»;

- содержание  дошкольного и начального образования  должно быть систематичным, чтобы у детей формировались первые представления об общих взаимосвязях явлений окружающего мира;

  - в содержании  образования должно быть много  местного, краеведческого материала:  природа, история, культура, труд  и ремесла родного края.

 

2.2. Целостность  учебно-воспитательного процесса. Планирования.

Воспитание  и обучение - два взаимосвязанных  процесса, разделить которые можно  только в науке. В практике же они  существуют в единстве, сложнейшим образом пе-реплетаясь друг с другом. Без обучения нет воспитания, а без воспитания нет и обучения. Поэтому в педагогике говорят о целостном учебно-воспитательном процессе. Но чтобы получить высокий результат, высокое качество обучения и воспитания, или, другими словами, высокий уровень образования всех граждан общества и особенно нового растущего поколения, необходимо учитывать также воспитательные возможности общества. Они реализуются при помощи самых различных средств: телевидения, радиовещания, прессы, литературы, искусства. В воспитании принимают участие семья, учреждения дополнительного образования, центры развития творчества детей и молодежи, летние спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха, воспитательные центры по месту жительства детей и др. Это уже социальная система воспитания, которая также должна «работать» на достижение целей обучения и воспитания, на выполнение социального заказа. Результатом ее функционирования должен быть высокообразованный человек, человек - специалист в той или иной области (производстве, управлении, торговле, культуре, педагогике, медицине и др. ); человек - носитель общечеловеческих ценностей (гуманности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, эстетических идеалов, добра и любви к миру); человек - носитель традиций и культуры своего народа, достижений мировой цивилизации; человек - добрый и заботливый хозяин в своем доме-планете, человек как самая высокая ценность на Земле. «Люди, люди - это самое главное, - писал Ф. М. Достоевский. - Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь, потому что они не продаются и не покупаются, а только долгими веками выделываются. . . Человек идеи и науки. . . человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многострадальным трудом ее».

Учитель ставит следующую цель: научить детей применять понятие, сформировать умения пользоваться знаниями в различных ситуациях. Для этого он выбирает частично-поисковый метод. Как было показано на изучении имени существительного, учитель, прежде чем дать учащимся самостоятельное задание выбрать имена существительные из списка слов, предложений, учит детей тому, как это делать: найдите слова, обозначающие предмет, выпишете их, к оставшимся словах будем ставить вопросы: «кто?» или «что?». Выписываем и эти слова. И т. д.

 И только  третий уровень предполагает  возможность организации самостоятельной работы детей при минимальной помощи учителя. Здесь учитель использует организацию поисковой деятельности детей и проблемное обучение.

 Связи между  целями изучения понятия, методами  и способами проверки усвоения  образуют отличную от фактов цепочку.

 Уровни усвоения 

 Методы работы 

 Способы  выявления уровня усвоения 

 Объяснительно-иллюстративный 

 Воспроизведение  сущности понятия и подтверждение  примерами 

 Частично-поисковый 

 Знакомые  для детей ситуации 

 Поисковый  и решение проблемных ситуаций

 Незнакомые  и проблемные ситуации 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин,  И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под  ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский  центр "Академия", 2002. - 576 с.

2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник  для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. -- (Серия "Учебник  нового века")

3. Харламов И.Ф.  Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. –  520 с.

4. Селиванов  B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

5. Батурина Г.  И. , Кузина Т. Ф. Введение в  педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. ср   Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

6. Воронов В.В.  Педагогика школы в 2-х словах. Конспект – пособие для студентов-педагогов  и учителей. – М.: Педагогическое  общество России, 2001. – 192 с. 

7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Уч. пособие. – М.: Гаики, 2001. – 480 с.

8.  Гуманистические  воспитательные системы: вчера  и сегодня (в описаниях их  авторов и исследователей). Редактор - составитель Е.И. Соколова / Под  общ. редакцией док. пед. наук Н.Л. Селивановой. – М: Педагогическое общество России, 1998.- 336 с.

9.  Джуринский  А.Н. Развитие образования в  современном мире: Учеб. пособие.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с. 

10. Кобыляцкий  И. И. Основы педагогики высшей  школы. – Киев, Одесса: Вища школа, 1978. – 285 с.ед. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

11. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для  студентов педагог, учеб.заведений  и слушателей ИПК и ФПК. —  4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.

12. А. Н. Джуринский ИСТОРИЯ  ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ. М: Издательская  группа "ФОРУМ" - "ИНФРА-М",1998.

13. М. А. Мазалова, Т.  В. Уракова. История педагогики  и образования: Пособие для  сдачи экзамена

14. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общие понятия и закономерности педагогического процесса