Одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:11, реферат

Краткое описание

ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Содержание

Понятие одаренности……………………………………………..3

2.Репроспективный анализ концепции одаренности.2-3 концепции.………………………………………5
3. Диагностика одаренных детей…………………………………....7

4.Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми…………11
5. Список литературы…………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

План:

 

  1. Понятие одаренности……………………………………………..3

 
2.Репроспективный анализ концепции одаренности.2-3 концепции.

…………………………………………………………………………5

 
3. Диагностика одаренных детей…………………………………....7

 
4.Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми…………11

5. Список литературы…………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие одаренности

ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.   Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

         Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д. "Одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одаренности"... 
      То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой конкретной деятельности. Переход от эксплуататорского строя к социализму впервые открыл высокую ценность самых различных видов человеческой деятельности и снял с понятия "одаренность" ту ограниченность, от которой не могли избавить его даже лучшие умы буржуазной науки. 
       Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или другого специального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соответствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности. 
        Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики. Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Репроспективный анализ концепции одаренности.

 Ретроспективный анализ едва ли может помочь в понимании специфики вклада одаренности индивида, с одной стороны, и влияния его окружения, обучения и воспитания - с другой. Кроме того, многие индивидуальные характеристики (даже такие ключевые, как способности) не могут быть соответствующим образом оценены, так как единственным средством их оценки является рейтинг (самооценка, оценки учителей, друзей, родителей), а рейтинг черт, наблюдавшихся много лет назад, вряд ли может считаться их надежным показателем. И наконец, вопрос о специфике развития одаренных в отличие от их "обычных " сверстников остается открытым, поскольку очень трудно определить и ретроспективно изучить референтную контрольную группу испытуемых, имевших, например, аналогичные способности в детстве, но не проявивших себя как одаренные взрослые.

                            Концепции одаренности

Наиболее известна концепция одарённости, разработанная   Дж.Рензулли. Согласно этой концепции, одарённость сочетает в себе превышающие средний уровень интеллектуальные способности, креативность и мотивацию. Названные Рензулли характеристики входят в состав моделей одарённости большинства зарубежных учёных. Так, в концепции П.Торренса присутствуют творческие способности, творческие умения, творческая мотивация (творчество, по мнению Торренса, естественный процесс, направленный на преодоление напряжения, возникающего у человека в состоянии затруднения, неопределённости). Концепция одарённости, предложенная Д.Фельдхьюсеном, включает в модель Рензулли ещё два фактора: Я-концепцию и самоуважение. Ф.Монкс создал «мультифакторную модель одарённости», дополнив модель Рензулли факторами микросреды: семья, школа, сверстники.

В России Министерство образования РФ поручило творческой группе отечественных психологов разработать на государственном уровне в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети» научную концепцию одарённости. Этот документ был создан в 1998 году и получил название «Рабочая концепция одарённости». В 2003 году вышла вторая, расширенная, редакция этой концепции под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова. Модель российских авторов двухкомпонентна, при этом интеллект и креативность как составляющие одарённости входят в инструментальный компонент: «Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности» .   

 

«Рабочая концепция одарённости» - это, по выражению А.И.Савенкова, своеобразный консенсус основных позиций во взглядах ведущих специалистов на проблему одарённости и одарённых детей, она содержит модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии.

В «Рабочей концепции одарённости» сказано: «Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика одарённости

Несмотря на достижения науки  в области изучения одарённости, наиболее распространённым критерием  отбора одарённых детей остаётся их высокая успеваемость в школе, «обученность». Однако понятия «одаренные» и «высокоуспевающие дети» не тождественны. Так как одарённость многолика, не существует единого для всех, универсального средства её диагностики.

Многолетние исследования учёных показали, что работа по выявлению  одарённых детей должна носить комплексный  и длительный, многоступенчатый характер.

Комплексность обеспечивается за счёт изучения не только экспертных оценок (в роли экспертов могут  выступать психологи, педагоги, высококлассные специалисты в той области, на деятельность в которой ребёнок  внутренне мотивирован), но и мнения родителей, одноклассников, друзей –  информация, полученная от них, может  представлять не меньшую ценность, особенно в случаях скрытой одарённости. Так, например, в США для детей  и родителей при поступлении  в школу или при переводе из одной школы в другую широко применяются  опросники: «Шкала оценки характеристик одаренных учащихся»; «Бланк оценки талантливости в проекте RAPYHT», «Опросник для родителей в проекте Seattle» и др. – с целью установления уровня и характера способностей учащихся, их интересов и увлечений.

Под длительностью исследования подразумевается не месяц и даже не год, а значительно больший  период. Лонгитюдный метод в исследовании одаренности широко применяется в США, где наблюдение за ребёнком осуществляется с самого раннего детства вплоть до окончания школы.

Психометрические способы  исследования (тестирование) помогают частично решить задачу выявления некоторых  особенностей личности, но не могут  дать однозначного ответа на вопрос –  «одарён ребёнок или нет?». Так, учёные признают, что тесты IQ измеряют весьма ограниченный диапазон способностей, поэтому не могут служить средством выявления одарённости. То же самое можно сказать и обо всех остальных способах психометрического исследования. Однако это не означает, что тестирование бесполезно. Если оно экологически валидно, комплексно и носит лонгитюдный характер, то его результаты являются источником ценной информации и действительно способствуют выявлению и идентификации одарённости. Примером тому служит зарубежный опыт. При выявлении одаренных школьников в США используются:

–       Стандартизированные методы измерения интеллекта (Шкала интеллекта Станфорд-Бине, Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников, Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых, Колумбийская шкала умственной зрелости, Рисуночный тест на интеллект и др.).

–       Стандартизированные тесты достижений (Национальный тест готовности к школе, уровень I; Станфордский тест достижений для начальной школы, уровень I; Тест общей подготовленности, уровень I).

–       Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие (Тест на основные двигательные навыки; Тест на зрительно-двигательную координацию; Тест Пурдье и др.).

–       Стандартизированные тесты оценки социального развития (Калифорнийская шкала социальной компетенции дошкольников и младших школьников; Вайнлендская шкала социальной зрелости).

Все большую популярность при выявлении одаренных в  США приобретают критериально-ориентированные тесты. Их задача – не сравнение способностей ребенка с результатами специальной выборки его сверстников, а выявление уровня владения определенными понятиями и навыками (определяется, что ребенок умеет делать и что он знает). Этот метод позволяет оценивать динамику развития ребёнка, сравнивая его с самим собой, а не с другими.

По мнению ряда отечественных  и зарубежных учёных, наиболее полезными  для обнаружения некоторых признаков  скрытой одарённости являются тесты  Векслера в их современных версиях, например WISCR (Revised — версия 1992 года), тесты креативности Торренса.  

По мнению Е.И.Щеблановой, только тщательный анализ не только достижений, но и трудностей в учении школьников позволяет выявить одарённость ребёнка. Поэтому далеко не бесполезным является применение методики ШТУР (школьный тест умственного развития, созданный под руководством К.М.Гуревича), нацеленной на выявление нарушений мыслительной деятельности учащихся.

При изучении личности ребёнка  необходимо учитывать такие факторы, как социальный, экономический и  образовательный статус его семьи, национальная принадлежность, особенно если речь идёт о детях переселенцев, национальных меньшинств; а также  влияния среды: климатические, экологические, политические условия, социокультурное окружение. Поэтому наряду с тестированием большой удельный вес в изучении личности ребенка должны иметь невербальные методы исследования, наблюдение за поведением детей в естественной обстановке, качественный анализ данных, интервью.

«Одна из современных моделей  идентификации скрытой одаренности  предложена канадским психологом Дж. Люпарт. По ее мнению, в традиционной диагностике используется одинаковая для всех статичная, количественная, фрагментарная, изолированная и основанная на мнении экспертов и сравнении с другими оценка детей, при которой скрытую одаренность трудно обнаружить. Новая модель ориентирует диагностический процесс на конкретного учащегося в контексте его деятельности, интересов и образовательных потребностей. Целостная, разносторонняя и динамическая оценка когнитивного и мотивационно-личностного развития основывается на широком определении одаренности, имеет опережающий характер и строится на сотрудничестве разных специалистов и взаимодействии с самим учащимся. Она включает как формальные, так и неформальные оценочные процедуры и информацию от учителей и родителей.

Информация о работе Одаренность