Одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:11, реферат

Краткое описание

ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Содержание

Понятие одаренности……………………………………………..3

2.Репроспективный анализ концепции одаренности.2-3 концепции.………………………………………5
3. Диагностика одаренных детей…………………………………....7

4.Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми…………11
5. Список литературы…………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Диагностика одарённости  должна проводиться в несколько  этапов:

Метод диагностики

Источник информации

Вид информации

1. Номинация (называние)

Учителя, воспитатели, психологи  и др.

Имена кандидатов в одарённые

2. Выявление проявлений  одарённости в поведении и  разных видах деятельности учащегося,  особенностей познавательного стиля,  интересов, мотивации

Учителя, воспитатели, психологи  и др.

Данные наблюдений, рейтинговые  шкалы, оценка признаков по специальным  спискам, ответы на анкеты и т.п.

 

3. Изучение условий и  истории развития учащегося в  семье, начиная с раннего детства,  его интересов, увлечений

Родители и другие члены  семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения о составе  семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его  раннем развитии (с помощью опросников, бланков-перечней, интервью)

4. Оценка учащегося его сверстниками (с помощью опросников: Кого бы ты попросил помочь тебе в математике, истории или др. области? Чьи шутки самые остроумные? Кто всегда находит выход в трудных ситуациях?)

Одноклассники, друзья, члены  кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях

5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования)

Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах  общения и обучения

6. Оценка работ (экзаменационных  в том числе), достижений, школьной  успеваемости

Учителя, эксперты, специалисты  в соответствующих областях, психологи

Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная)

7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов)

Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи)

Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося


 

 

Следует помнить, что разноплановые  многоступенчатые диагностические  обследования не должны быть самоцелью; их задача – подготовка почвы для грамотной, научно обоснованной работы по развитию, обучению и воспитанию одарённых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми..

 

Одаренные дети нуждаются  в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную  подготовку. Именно дети с высоким  интеллектом больше всего нуждаются  в “своем”  учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов  и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно  эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика. Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он  должен  обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями: 1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; 2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; 3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом  и меньше зависят от учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
  2. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9-20.
  3. www.HR-Portal.ru/article/sovremennye…odarennosti 

 

  1. 5ballov.ru/referats/preview/91293 

 


Информация о работе Одаренность