Диагностика одарённости
должна проводиться в несколько
этапов:
Метод диагностики |
Источник информации |
Вид информации |
1. Номинация (называние) |
Учителя, воспитатели, психологи
и др. |
Имена кандидатов в одарённые |
2. Выявление проявлений
одарённости в поведении и
разных видах деятельности учащегося,
особенностей познавательного стиля,
интересов, мотивации |
Учителя, воспитатели, психологи
и др. |
Данные наблюдений, рейтинговые
шкалы, оценка признаков по специальным
спискам, ответы на анкеты и т.п. |
3. Изучение условий и
истории развития учащегося в
семье, начиная с раннего детства,
его интересов, увлечений |
Родители и другие члены
семьи (информацию собирает школьный психолог
или специально подготовленный учитель) |
Сведения о составе
семьи, её образовательном уровне, ценностях,
а также о необычных способностях,
интересах, занятиях ребёнка, о его
раннем развитии (с помощью опросников,
бланков-перечней, интервью) |
4. Оценка учащегося его сверстниками
(с помощью опросников: Кого бы ты попросил
помочь тебе в математике, истории или
др. области? Чьи шутки самые остроумные?
Кто всегда находит выход в трудных ситуациях?) |
Одноклассники, друзья, члены
кружка (информацию собирает школьный
психолог или специально подготовленный
учитель) |
Сведения о способностях,
не проявляющихся в успеваемости
и достижениях, о внешкольных интересах
и творческих возможностях |
5. Самооценка способностей,
мотивации, интересов, успехов и др. (с
помощью опросников, перечней, самоотчётов,
интервью, собеседования) |
Сами учащиеся (информацию
собирает школьный психолог или специально
подготовленный учитель) |
Сведения об интересах, увлечениях,
особенностях мотивации личности, проблемах
общения и обучения |
6. Оценка работ (экзаменационных
в том числе), достижений, школьной
успеваемости |
Учителя, эксперты, специалисты
в соответствующих областях, психологи |
Оценка продуктов деятельности
учащихся (количественная и/или качественная) |
7. Психологическое тестирование
(применение психометрических тестов) |
Квалифицированные психодиагносты
(в том числе обученные диагностике школьные
психологи) |
Тестовые показатели интеллектуального,
творческого и личностного развития
учащегося |
Следует помнить, что разноплановые
многоступенчатые диагностические
обследования не должны быть самоцелью;
их задача – подготовка почвы для грамотной,
научно обоснованной работы по развитию,
обучению и воспитанию одарённых детей.
Педагогическое взаимодействие
с одаренными детьми..
Одаренные дети нуждаются
в индивидуализированных программах
обучения. Педагоги, работающие с такими
детьми, должны проходить специальную
подготовку. Именно дети с высоким
интеллектом больше всего нуждаются
в “своем” учителе. Неподготовленные
учителя часто не могут выявить одаренных
детей, не знают их особенностей, равнодушны
к их проблемам. Иногда неподготовленные
учителя враждебно настроены по отношению
к выдающимся детям, такие учителя часто
используют для одаренных детей тактику
количественного увеличения заданий,
а не качественное их изменение. Личность
учителя является ведущим фактором любого
обучения. Не является исключением и ситуация
с учителем для одаренных детей. Наиболее
существенным фактором успешности работы
учителя является глобальная личностная
характеристика — система взглядов и
убеждений, в которой большое значение
имеют представления о самом себе, других
людях, а также о целях и задачах своей
работы. Именно эти составляющие постоянно
проявляются в межличностном общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение
учителя для одаренных детей в классе,
в процессе обучения и построения своей
деятельности должно отвечать следующим
характеристикам: он разрабатывает гибкие,
индивидуализированные программы; создает
теплую, эмоционально безопасную атмосферу
в классе; предоставляет учащимся обратную
связь; использует различные стратегии
обучения; уважает личность; способствует
формированию положительной самооценки
ученика; уважает его ценности; поощряет
творчество и работу воображения; стимулирует
развитие умственных процессов высшего
уровня; проявляет уважение к индивидуальности
ученика. Успешный учитель для одаренных
— прежде всего прекрасный учитель–предметник,
глубоко знающий и любящий свой предмет.
В дополнение к этому он должен обладать
такими качествами, которые существенны
в общении с любым одаренным школьником.Учителям
можно помочь развить указанные личностные
и профессиональные качества тремя путями:
1) с помощью тренингов — в достижении
понимания самих себя и других; 2) предоставлением
знаний о процессах обучения, развития
и особенностях разных видов одаренности;
3) тренировкой умений, необходимых для
того, чтобы обучать эффективно и создавать
индивидуальные программы.Техника преподавания
у прошедших специальную подготовку учителей
для одаренных и обычных учителей примерно
одинакова: заметная разница заключается
в распределении времени на виды активности.
Вообще, практика показывает, что в традиционном
школьном обучении на 90% преобладает монолог
учителя, рассчитанный на передачу учащимся
знаний в готовом виде. Даже на тех уроках,
где присутствует диалог, функции его
ограничиваются чаще всего репродуктивным
воспроизведением изученного материала.
При этом учителя не обращают внимания
на содержание задач, характер и форму
вопроса, их место в системе урока. В большинстве
случаев используются репродуктивные
задачи, ориентирующие на однозначные
ответы, не активизирующие мыслительную
деятельность ученика. Учителя, работающие
с одаренными, меньше говорят, меньше дают
информации, устраивают демонстрации
и реже решают задачи за учащихся. Вместо
того чтобы самим отвечать на вопросы,
они предоставляют это учащимся. Они больше
спрашивают и меньше объясняют. Заметны
различия в технике постановки вопросов.
Учителя одаренных гораздо больше задают
открытых вопросов, помогают обсуждениям.
Они провоцируют учащихся выходить за
пределы первоначальных ответов. Они гораздо
чаще пытаются понять, как учащиеся пришли
к выводу, решению, оценке. Большинство
учителей старается прореагировать в
речевой или иной форме на каждый ответ
в классе, а учителя одаренных ведут себя
больше как психотерапевты: они избегают
реагировать на каждое высказывание. Они
внимательно и с интересом выслушивают
ответы, но не оценивают, находя способы
показать, что они их принимают. Такое
поведение приводит тому, что учащиеся
больше взаимодействуют друг с другом
и меньше зависят от учителя.
Список литературы
- Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9-20.
- www.HR-Portal.ru/article/sovremennye…odarennosti
- 5ballov.ru/referats/preview/91293