Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге XXI века, хотя проблема одаренности занимала умы человечества уже с давних времен. Конфуций, Овидий, Платон, Т. Джеферсон и др. придавали особое значение образованию интеллектуально одаренных юношей и девушек. История развития цивилизации неоднократно доказывала, насколько важны для развития общества открытия, изобретения, совершенные талантливыми людьми, что делало их социально значимыми.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания и обучения одаренных детей
Сущность понятия «одаренные дети»
Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей
Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей
Роль педагога в воспитании и обучении одаренных детей
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания и
обучения одаренных детей.........................
- Сущность понятия «одаренные дети».........................
............. - Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренны детей.........................
.............................. .............
Глава 2. Условия эффективного воспитания
и обучения одаренных детей.........................
- Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей.........................
.............................. .............................. ...................... - Роль педагога в воспитании и обучении одаренных детей.........................
.............................. .............................. ......................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Проблемы диагностики и развития детской одаренности волнуют педагогов на протяжении многих столетий.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге XXI века, хотя проблема одаренности занимала умы человечества уже с давних времен. Конфуций, Овидий, Платон, Т. Джеферсон и др. придавали особое значение образованию интеллектуально одаренных юношей и девушек. История развития цивилизации неоднократно доказывала, насколько важны для развития общества открытия, изобретения, совершенные талантливыми людьми, что делало их социально значимыми.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин. Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.
|
Интерес к данной проблеме в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Если ребёнку дан дар природы - одаренность, то в него необходимо вложить гораздо больше усилий, создавая благоприятную среду для его развития.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.
Объект: одаренные дети.
Предмет: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель: рассмотреть особенности обучения и воспитания одаренных
детей.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «одаренные дети».
2. Провести историко - педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей.
4. Раскрыть роль педагога в воспитании и обучении одаренных детей.
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания обучения
одаренных детей
1.1. Сущность понятия «одаренные дети»
В педагогическом энциклопедическом словаре сущность одаренности раскрывается следующим образом: «Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder-чудо, Kinder -ребенок).
При рассмотрении понятий «детская одаренность» и «одаренные дети» просматривается их близость и внешнее сходство терминов, которые их обозначают. И в то же время можно заметить, что речь идет о разных психолого-педагогических явлениях. У понятия «детская одаренность» есть аналог - «потенциал личности» [Матюшкин А.М,с 91)
И об определенном уровне одаренности (степени развития этого потенциала) можно говорить применительно к каждому ребенку.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [Психологический словарь с 114].
Напротив, словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эту дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» одно из наиболее удачных содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [Рабочая концепция одарённости, 5].
Это определение довольно точно характеризует суть явления, но все же и оно оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь.
Один из специалистов в области детской одаренности Н. С. Лейтес классифицировал разные педагогические подходы к этой проблеме. Он выделил три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно принято именовать одаренными: дети с высоким 1Q; дети, достигшие выдающихся успехов каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью [Лейтес Н.С с 14].
Другой же специалист в области психологии интеллекта М. А. Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые» [Зеленина Е.Б с 203]. К этому можно добавит, что в теории возможно и еще более дробное деление.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников. Одаренных детей отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренные дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем освоении речью, и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Одаренных детей отличает от других высокая чувствительность во всем. У большинства одаренных детей развито чувство справедливости. Эти дети могут улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике. К их умению относится быстрая и адекватная оценка характера этих тенденций в обществе.
Непрекращающаяся познавательная активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов [Ж. Школьный психолог №18 с 11].
У одаренных детей выявлено оптимальное сочетание интуитивного и дискурсивного мышления, причем в подавляющем большинстве случаев первое доминирует над вторым. Данное сочетание делает процесс получения одаренными детьми новых знаний весьма продуктивным и значимым.
Большинству одаренных детей присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость. Эти качества в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять им в жизнь массу различных интересных и значимых проектов [Матюшкина А.М с 61].
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и
обучения одаренных детей
Проблемы воспитания и обучения одаренных детей являются проблемами мирового значения. Они не могут решаться в отдельно взятой стране. Каждая страна движется своими путями и, взаимодействуя, взаимодополняется и взаимообогащается [Г.Пассоу, ж.Воспитание школьников с 48].
По мнению В. Юркевича, одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и наслаждении от умственного труда. Есть и другие типичные признаки: стремление и умение общаться с взрослыми, повышенная эмоциональность, чувство юмора, особая речь и др. «Нужны школы, где всерьез думают о развитии детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей, исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно... Работа с одаренными далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд... Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот особенные» [Юркевич В.С ,с 69].
Барбара Кларк считает, что одаренные дети - это такие дети, «которые показывают или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития способностей, а не их потерю или снижение» [Суходимцева А.П, с15].
Еще один из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области изучения одаренности Дж. Рензулли, в отличие от Барбары Кларк, не делает акцента на биологическом созревании и особенностях функционирования мозга как основы развития одаренности ребенка.
Согласно его представлениям, одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных «кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня, высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных учебных программах», - отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия одаренности [Дж. Рензулли с 226].
Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало, ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Если особо не заботиться об обучении и развитии одаренных детей, то можно потерять больше, чем от внезапных стихийных бедствий [Зайцева Н.С, с 26].
Обеспечивая же развитие и раскрытие индивидуальности не только 1-2 % вундеркиндов, а широкой «прослойки» детей, составляющей около 20 % от всей возрастной выборки, можно создать условия для больших и малых открытий в области науки и техники, расцвета культуры и искусства. Ведь творения столь редко встречающихся гениев опираются на те потребности и возможности, которые были созданы благодаря безымянной творческой работе множества изобретателей, ученых, художников и т. п. Это хорошо проанализировал Л. С. Выготский, который показал, что, «как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества» [Выготский Л.С, 26].
В заключение хотелось бы отметить и еще одно основание в пользу разработки программ и специального обучения одаренных детей. Как отмечают многие зарубежные исследователи, специальные программы для одаренных являются фактически настоящими «лабораториями», создающими передовой опыт обучения. Их дальнейшая судьба - использование в обычном учебном процессе. «Приемы работы, бывшие ядром многих специальных программ для Одаренных, включаются в обычный учебный процесс с целью развития всех учащихся», - пишут Дж. Рензулли и С. Риз [Дж. Рензулли, с 216]. Таким образом, хорошая программа для одаренных детей сегодня - перспектива хорошей программы для большинства детей «завтра».