Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении способов разработки и разработке рабочей тетради по предмету «Электротехника и электроника».
Задачи:
1. Выявить оптимальные аспекты управления самостоятельной
деятельностью учащихся
Разработать рекомендации по подбору и составлению заданий для рабочей
тетради.
Введение 3
1. Рабочая тетрадь, как средство обучения 4
1.1. Функции рабочей тетради в учебном процессе 4
1.2. Требования, предъявляемые к рабочим тетрадям 5
1.3. Методика проведения занятий с применением рабочей тетради 8
2. Разработка листов рабочей тетради 11
2.1. Спецификация понятий по теме «Однофазный трансформаторов» 11
2.2. Пример информационных листов рабочей тетради по теме «Однофазные трансформаторы» 13
2.3. Контролирующие листы рабочей тетради по теме «Однофазные трансформаторы» 16
Заключение 22
Список литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курсовая работа
по методике профессионального обучения на
Разработка листов рабочей тетради по предмету «Электротехника и электроника»
тему
«Однофазные трансформаторы »
Студент: В.Ю.Брянчиков
Группа: НТ-414сЭМ
(.№ группы)
Преподаватель :Ю.А.Колесникова
Нижний Тагил
2013
Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.
Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач.
Цель курсовой работы состоит в изучении способов разработки и разработке рабочей тетради по предмету «Электротехника и электроника».
Задачи:
1. Выявить
оптимальные аспекты
управления самостоятельной
деятельностью учащихся
Разработать рабочую тетрадь по предмету «Электротехника и электроника» по теме «Однофазные трансформаторы»
Рабочая тетрадь – пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов.
Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие.
Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.
Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.
Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.
Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.
Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования.
1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.
2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, таки надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.
3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант.
Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить
начертить или дополнить схему.
4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.
5. В конце каждой
темы внутри тетради
6. Завершает тетрадь
заключение, ориентирующее учащихся
на содержание учебного материа
При работе учащихся с
листами рабочей тетради по электротехнике
обучаемый в определениях электротехнических
понятий вставляет пропущенные
ключевые слова, т.е. названия изучаемых
понятий или технических операц
Определение элементов электротехнических устройств – операция, обратная построению принципиальной схемы. В этом случае принципиальная электрическая схема или само устройство даются в готовом виде, а учащиеся должны определить каждый элемент по условному обозначению и описать его функциональное назначение.
Анализ физических процессов, протекающих в устройствах и системах, режимов работы электротехнических устройств проводится посредством построения временных и векторных диаграмм для чего в рабочей тетради задается вектор или вид временной диаграммы. Для определения режима работы учащиеся строят графики, диаграммы сигналов в рассматриваемом устройстве. Однако графическая форма сигнала дает примерное значение ров сигналов. Для более точных расчетов выводятся формулы расчетов параметров. Учащиеся работают с формулами, заполняя «окошечки» в формулах. По определенному алгоритму они вносят в Формулу символ изучаемого понятия, или коэффициент или знак математического действия и т.д. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.
Для того чтобы листы
рабочей тетради могли
1. Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности.
2. Группировка системы задач, обобщенные способы решения
которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности.
3. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.
4. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.
5. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место
на листах рабочей тетради.
6. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие
предметные области.
7. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.
Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформированности знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных техник.
Методика проведения занятий с применением печатной тетради может быть различной, ниже описаны некоторые, чаще всего используемые варианты построения таких занятий.
Вариант 1. Рабочая тетрадь используется при изучении нового материала и его закреплении. Изучение нового материала можно осуществить на основе информационного комплекса составленного для каждой темы, изложенной в рабочей тетради.
Вариант 2. В рамках комбинированного занятия с помощью рабочей тетради осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для занятий итогового повторения, когда по ходу занятия требуется повторить наиболее важные факты. Обобщение и заключение происходит с помощью заданий к занятию, домашних заданий, самостоятельных работ.
Вариант 3. Отдельные занятия могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала с помощью рабочей тетради. Такая работа проводится индивидуально. Тем самым происходит приобщение студентов к самостоятельной, исследовательской работе.
В рабочей тетради содержатся теоретические сведения, дополняющие и обобщающие лекционный курс по данной дисциплине, практическая часть, закрепляющий комплекс.
Пример работы с рабочей тетрадью:
В начале занятия студенты
повторяют теоретический
После повторения теоретического материала студенты должны ответить на вопросы, содержащиеся в тесте по данной теме. Целью проведения такого опроса является контроль освоения теоретического материала как структурной единицы всего учебного материала. На проведение теста отводится не более 10 минут.
В случае набора необходимого количества правильных ответов студенты приступают к выполнению практических заданий для того, чтобы преподаватель мог проверить, как усвоен практический материал данной темы. На выполнение практического задания студентам отводится 40 минут.
Все этапы работы оцениваются преподавателем и в конце занятия он выставляет каждому студенту общую оценку.
Итак, можно выделить основные достоинства рабочей тетради:
Опорное понятие |
Новое понятие |
№ |
Названия понятий |
Символ |
Уровень усвоения |
+ |
1 |
Однофазный трансформатор |
Тр |
2 | |
+ |
2 |
Обмотки |
о |
2 | |
+ |
3 |
Первичная обмотка |
по |
2 | |
+ |
4 |
Вторичная обмотка |
во |
2 | |
+ |
5 |
Магнитопровод |
МП |
2 | |
+ |
6 |
Сердечник |
2 | ||
+ |
7 |
Броневые трансформаторы |
1 | ||
+ |
8 |
Стержневые трансформаторы |
1 | ||
+ |
9 |
Ш-образный сердечник |
1 | ||
+ |
10 |
П-образный сердечник |
1 | ||
+ |
11 |
Холостой ход трансформатора |
ХХ |
2 | |
+ |
12 |
Режим короткого замыкания |
КЗ |
2 | |
+ |
13 |
Режим трансформатора под нагрузкой |
2 | ||
+ |
14 |
Активное сопротивление обмотки |
R |
2 | |
+ |
15 |
Индуктивное сопротивление рассеяния |
X |
2 | |
+ |
16 |
Полное сопротивление |
Z |
2 | |
+ |
17 |
Магнитный поток |
Ф |
2 | |
+ |
18 |
Частота переменного напряжения |
f |
2 | |
+ |
19 |
Ток обмотки |
I |
2 | |
20 |
ЭДС |
2 | |||
+ |
21 |
Мгновенное значение ЭДС |
e |
2 | |
+ |
22 |
Максимальное значение ЭДС |
2 | ||
+ |
23 |
ЭДС рассеяния |
2 | ||
+ |
24 |
Действующее значение напряжения |
U |
2 | |
+ |
25 |
Коэффициент трансформации |
K |
2 |