Ознакомление детей старшей группы с поэзией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследование восприятия детьми старшей группы ДОУ поэтических произведений.
Поставленная цель определила задачи исследования: Исследовать особенности восприятия детьми литературных произведений. Исследовать требования к отбору поэтических произведений для детей; Исследовать методику заучивания стихотворений у детей ДОУ. Провести формирующий эксперимент по влиянию поэзии на детей старшей группы ДОУ. Провести констатирующий эксперимент по влиянию поэзии на детей старшей группы ДОУ. Выработать методы развития выразительной речи у детей (на примере одного поэтического произведения).

Содержание

Введение……………………………………………………………...…..…2
Теоретическая часть. Влияние поэтических произведений на детей дошкольного возраста…………………………………………………..………...4
1.1. Особенности восприятия детьми литературных произведений……..……………………………………………………...………..4
1.2. Требования к отбору поэтических произведений для детей……………………………………………………………………….……….8
1.3. Методика заучивания стихотворений для детей в ДОУ……………………………………………………………………………….12
Практическая часть. Особенности восприятия поэтических произведений в старшей группе ДОУ ………………….….............................20
2.1 Констатирующий эксперимент по теме “Особенности восприятия поэтических произведений в старшей группе ДОУ”………………………….20
2.2 Конспекты НОД с использованием поэтических произведений…………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление детей старшей группы с поэзией(курсовая).doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Проблемам развития творческого  художественного восприятия детьми произведений литературы и, в частности, поэзии как наиболее доступной детям дошкольного возраста литературы посвящали свои работы многие исследователи. Это работы К.Д.Ушинского, Л.Н.,Толстого, Л.С.Выготского, К.И.Чуковского, А.А.Мелик-Пашаева, Н.С.Карпинской, З.Н.Новлянской, В.И.Лейбсона, В.И.Глоцера, этому посвящена книга Дж. Родари «Грамматика фантазии» (14).

В настоящее время  очень важной становится проблема отбора поэтических произведений для чтения детям и поиска новых методических путей решения проблем формирования художественного восприятия этих произведений. В качестве критериев такого отбора и поиска можно назвать такие, как оптимальное использование сензитивных периодов в развитии ребенка; оптимальное использование краткого и насыщенного различными векторами развития времени в период детства; сохранение классического поэтического наследия и знакомство с наиболее талантливыми, отражающими современную жизнь произведениями. Но самой главной целью должно стать воспитание, помогающее ребенку осознать и познать себя и развивающийся мир культуры родного языка, помогающее ему войти в мир культуры и стать его со-творцом.

Исследователями периода  дошкольного детства всегда отмечалось, что из всех видов искусства и  художественного творчества самым близким ребенку является именно поэзия. Материнская поэзия встречает ребенка еще в колыбели и настраивает своими ритмами и музыкой на восприятие родной речи в самом лирическом из своих проявлений – выражении материнской любви. И в дальнейшем, на протяжении всего дошкольного детства, на который приходится два сензитивных периода (2-3 года – освоение речи, 4-5 лет – освоение языка) ребенок особенно чутко отзывается на ритмо- и рифмо- организованную стихотворную речь. Поэзия – наиболее доступное для дошкольника искусство, не требующее каких-то особых условий и материальной подготовки, она может звучать везде и всюду, сопровождая повседневное бытие малыша. В дошкольном образовании поэзия реализуется в устной форме речи, что немаловажно для не умеющего пока читать ребенка, фольклорные стихотворные произведения – это коллективное творчество, наиболее подходящее для воспитания детей в детском образовательном учреждении, поскольку оно легко интегрируется со многими видами деятельности. Единственным недостатком поэзии может показаться лишь такая её особенность, как аудиальное восприятие. Но и этот недостаток легко восполняется и дополняется интегрированием со всем тем богатством визуальной и информационно-визуальной культуры, которая окружает ребенка везде и всюду.

В восприятии произведений художественной литературы вообще и  поэзии в частности исследователи  выделяют два периода, которые имеют  качественные различия и связаны  с развитием личности ребенка  в целом. Первый период длится «от  двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и продолжается, по сути, всю оставшуюся жизнь.

До пяти лет ребенок  в своем сознании не отделяет искусство  от жизни, поэтому к произведениям  искусства относится или как  к игрушкам, или как к буквальному (зеркальному) отражению жизни, а к самому искусству относится как к интересной игре. В этот период идет активное освоение речи и языка ребенком. И поэзия здесь – незаменимое средство. Не как искусство, а именно как  помощь в освоении языка, основанная на волшебном звучании поэтических текстов. Именно звуковая организация поэтического текста привлекает ребенка. Легкость ритма и звонкость рифм дают возможность протопать, прохлопать, проскакать, прокричать, пропеть звуки и слова родного языка, выплеснув детскую энергию. И стихи дети легко запоминают и импровизируют с характерным скандированием именно ритмической их организации (17). Смысловая сторона поэзии ребенку в этом возрасте доступна только в отношении буквальных, зрительных описаний предметов, событий, непосредственных физических движений. О понимании глубинного смысла отношений, метафор, заложенных в лирической поэзии, в этот период говорить не приходится.

Ребенок в раннем и  дошкольном детстве начинает познавать  и осваивать мир эгоцентрически, от своего Эго, от себя как центра познания. Внешний мир влечет ребенка своей огромностью и неопознанностью, своей яркостью и разнообразием. Сфера самосознания ребенка развивается на протяжении всего детства. В 1,5-2 года ребенок осознает себя как индивида, свою «самость», но довольно долго этим и ограничивается. Лишь к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает осознавать себя как личность, со своими мыслями и чувствами, фантазиями и мотивами, осознает их собственность, отдельность от внешнего мира. И во взаимодействии с окружающими он начинает осознавать, что такой внутренний мир есть и у других людей, что у них тоже есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его собственные (2). Необходимо заметить, что повседневная жизнь, быт и привычное общение в привычном кругу мало дают ребенку необходимого для удовлетворения его любознательности материала о многих нюансах этого нового знания, эмоциях и чувствах, отношениях  других людей, мало дают возможности децентрироваться от своего Эго и познать внутренний мир себя и другого человека. Нередко  ближнее окружение ребенка оказывается скупым на словесное выражение эмоций и чувств. Случается и так, что на пополнение словаря ребенка у взрослых просто не хватает времени. И именно в решении проблем такой специфической сенсорной недостаточности(депривации) этого сензитивного возраста, на помощь можно привлечь богатейший багаж художественной литературы, в том числе лирики.

«Кончился период слияния  поэзии с криками и топотом  ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более  высокой культуре», – пишет о старшем дошкольном возрасте К.И.Чуковский, говоря о начале «стихового воспитания» именно с этого возраста, о потребности старших дошкольников в овладении «языком чувств» (17).

«В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла», – замечает Л.Д.Гурович (6).

К этому возрасту ребенок  уже настолько хорошо освоил основную лексику родного языка, что способен понимать перенос смысла в метафорах, сравнениях, эпитетах и др., может осознать и назвать настроение, чувство, мотивы эмоций и поступков лирического героя.

Для запоминания и  исполнения поэтических произведений этот возраст благоприятен тем, что, во-первых, звукопроизношение у большинства детей уже сформировалось и ребенок способен владеть интонацией. Во-вторых, продукты собственного спонтанного, «плясового» творчества уже не могут выразить всех нюансов переполняющих ребенка чувств, а сам создать адекватное произведение он пока не может, поэтому для понимания и передачи в исполнении чьих-то других лирических откровений ребенок открыт максимально. Если упустить эту сензитивную возможность, то эмоциональная чуткость, эмпатия, отзывчивость могут не развиться, а высшие чувства остаться в зачаточном виде, да и поэтическая сензитивность подросткового возраста может задержаться в пути (12).

Классификация поэтических  произведений с учетом функции, которую  они выполняют в онтогенезе ребенка, а также принципы и критерии отбора произведений для чтения в старшем дошкольном возрасте могут способствовать оптимизации работы по чтению лирических произведений в этот период.

Для удобства подбора  лирических произведений для чтения старшим дошкольникам можно условно разделить их на три блока:

  • произведения, принадлежащие перу классических авторов, восприятие которых современными детьми требует лексической и личностно-субъектной подготовки перед прочтением. Эти произведения, вошедшие в круг детского чтения, большей частью выражающие настроения и чувства взрослого человека;
  • произведения, написанные авторами детской литературы советского периода, ставшие классическими (С.В. Михалков, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и др.); эти произведения изначально рассчитаны на восприятие ребенка и лирический герой в них – ребенок или дети. Но восприятие некоторых из них современными дошкольниками также требует определенной подготовки, поскольку реалии, описанные в них, уже не являются реалиями жизни современного ребенка;
  • лирические произведения для детей современных авторов (В.Приходько, В. Могутин, В. Берестов и др.), а также тех поэтов, чьи произведения «вневременны», в которых не обозначены какие-то преходящие реалии и поэтому они наиболее легки для восприятия детей без подготовки (например, лирика Е.Благининой).

К этим текстам предъявляются  следующие требования:

    1. простота и четкость ритма;
    2. краткость самого стишка и отдельных строк;
    3. простота и ясность знакомых детям образов;
    4. отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности;
    5. предметность
    6. образность.

Выявленные закономерности восприятия лирической поэзии детьми старшего дошкольного возраста основаны на специфических свойствах самой  этой поэзии, её изобразительности  и субъектности, отличающих её от других родов литературы. Эти свойства создают необходимость поиска соответствующих ориентиров в чтении этих произведений старшим дошкольникам. Эти ориентиры – иная последовательность ознакомительного чтения, иные характеристики их художественного восприятия, иные акценты, которые необходимо ставить для того, чтобы дети могли почувствовать в полной мере отличия этих произведений от хорошо знакомых им эпических и драматических (в том числе стихотворных) рассказов, сказок, пьес для детей (14).

1.3 Методика  заучивания наизусть стихотворений для детей в ДОУ

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к  поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений  – одно из средств умственного, нравственного  и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений  должен быть связан с развитием эстетического  восприятия поэзии, художественного  слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические  образы, дети получают эстетическое наслаждение. В.Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть  ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» (24).

Стихи действуют на ребенка  силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений  любовь детей к звукам и игре с  ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи  с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много  глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой  действия. В старших группах дети запоминают значительно большие  по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и  то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Следовательно, на запоминание  и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между  собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение  поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.

Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с поэзией