Ознакомление детей старшей группы с поэзией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследование восприятия детьми старшей группы ДОУ поэтических произведений.
Поставленная цель определила задачи исследования: Исследовать особенности восприятия детьми литературных произведений. Исследовать требования к отбору поэтических произведений для детей; Исследовать методику заучивания стихотворений у детей ДОУ. Провести формирующий эксперимент по влиянию поэзии на детей старшей группы ДОУ. Провести констатирующий эксперимент по влиянию поэзии на детей старшей группы ДОУ. Выработать методы развития выразительной речи у детей (на примере одного поэтического произведения).

Содержание

Введение……………………………………………………………...…..…2
Теоретическая часть. Влияние поэтических произведений на детей дошкольного возраста…………………………………………………..………...4
1.1. Особенности восприятия детьми литературных произведений……..……………………………………………………...………..4
1.2. Требования к отбору поэтических произведений для детей……………………………………………………………………….……….8
1.3. Методика заучивания стихотворений для детей в ДОУ……………………………………………………………………………….12
Практическая часть. Особенности восприятия поэтических произведений в старшей группе ДОУ ………………….….............................20
2.1 Констатирующий эксперимент по теме “Особенности восприятия поэтических произведений в старшей группе ДОУ”………………………….20
2.2 Конспекты НОД с использованием поэтических произведений…………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление детей старшей группы с поэзией(курсовая).doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Восприятие это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. Целью  этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Как всякий процесс, художественное восприятие проходит определенные этапы  своего развития. Основы его закладываются  в период дошкольного детства и напрямую связаны с возрастными особенностями развития психики ребенка. При этом нисколько не принижается роль обучения и воспитания, напротив, содержание и формы образовательного процесса дошкольного учреждения должны разрабатываться и строиться на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и иметь целью способствовать развитию и становлению личности ребенка.

В своих исследованиях  Р.М. Чумичева доказывает возможность  формирования полноценного художественного восприятия у старших дошкольников. Основой для этого служит, по ее мнению, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес.

М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности  восприятия художественного произведения детьми 6-7 лет. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней (24).

Однако ребенок в  данном возрасте еще не владеет навыком  чтения в достаточной степени, поэтому  для него преобразование графических  знаков в слова - довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения.

Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с  уже озвученным содержанием и  озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.

Психологи считают, что дети в возрасте 6-7 лет, проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика понимания художественного  произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания  конкретному герою, сочувствия ему  к пониманию авторской позиции  и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается  на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления.

Существует классификация  Н.Д. Молдавской, которая выделяет четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия художественного произведения устанавливается  на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы  и постановки вопросов к тексту произведения). Поэтому уровни восприятия, выделенные Н.Д. Молдавской, описываются с точки зрения способности или не способности ребенка выполнять указанные виды деятельности (24).

Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один - два вопроса, как правило, к началу текста.

Констатирующий  уровень. Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

Уровень ''героя''. Читатели, находящиеся на уровне ''героя'', отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах взрослого они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и  на установление причинно-следственных связей.

Уровень ''идеи''. Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

Стремление к поэзии возникает у детей очень рано. Не случайно первые детские книжки - это сборники потешек, стихов, песенок. Свобода детских ассоциаций и отношения к миру как к чуду, открытому впервые, тянет детей к поэзии подсознательно.

Потребность в ней  приходит позже, а может и вообще не прийти, если педагог и семья  не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий. В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию.

Тонкое эстетическое чутье, данное ребенку почти изначально и развитое знакомство с фольклором и реалистической прозой, позволяет ему балансировать на сложной грани полуреальности-полувымысла, что и составляет главный закон художественного образа и детской игры. Предназначение, и ценность поэзии для детей состоит, в частности, в том, что она способна производить в сознании ребенка резкий смысловой сдвиг, когда, казалось бы, далекие друг от друга понятия сближаются, и в этом сближении дети узнают похожий на свой, свежий взгляд на мир. В детских стихах нередко используется способ выражения душевного состояния через изображение природы: природа наделяется чувствами живого существа. Это неотъемлемое свойство лирики. В детской поэзии этот прием выступает как средство постижения мира природы и всей окружающей ребенка жизни. Ведь для детей искусство - второй мир. Грань между ним и реальной действительностью стирается в силу особенностей детского восприятия. Сопереживание как следствие проникновения ребенка в суть авторского замысла возникает только в том случае, если читатель верит автору.

Важно сформировать у  детей правильную оценку сюжета художественного  произведения. Эффективную помощь в  этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного  характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них, к самостоятельной переоценке (в случае первоначальной неадекватной оценки).

Развитие эстетического  восприятия происходит во всех видах  художественной и бытовой деятельности ребенка. При грамотном руководстве  со стороны взрослых оно уже в дошкольном возрасте может достичь относительно высокого уровня. Только подготовленный, "проницательный" читатель способен увидеть в лирическом произведении не только его информативность, но и специфическую систему условностей языка искусства, формирующих в психике художественные ассоциации, которые тем глубже и оригинальнее, чем богаче опыт постижения поэтического текста.

Обучение художественному  восприятию лирики должно строиться  на принципах вовлечения личности ребенка  в этот процесс, а это наиболее продуктивно лишь на основе его творческой деятельности, создания самостоятельных интерпретаций услышанных и осмысленных стихотворений.

Восприятие художественной литературы рассматривается как  активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.

Необходимая часть нашей исследовательской деятельности – формирующее исследование восприятия поэтических произведений у старшей группы МБ ДОУ «Теремок» (с. Боринское, Липецкая область). Исследование длилось 5 дней.

Цель формирующего эксперимента – показать детям многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь ребенку понять содержание поэтических текстов. Формировать эстетический вкус и выразительность чтения стихотворений.

День 1. Воспитатель перед  чтением стихотворения рассматривает  с детьми картину И.И. Левитана «Золотая осень». Затем сообщает, что познакомит их со стихотворением А.К. Толстого «Осень обсыпается весь наш бедный сад» (в сокращении)1.

Вопросы к детям. Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? Почему А. Толстой называет сад бедным? Какое настроение навевает вам это стихотворение? Какая осень в стихотворении поэта Алексея Толстого (печальная, тихая, задумчивая и т.д.)?

День 2. Воспитатель читает стихотворение без наглядного сопровождения  и названия.

Вопросы к детям. Какое это стихотворение: спокойное, тревожное, радостное? Как вы понимаете слова поэта «злой осенний ветерок»? как вы думаете, может ли быть ветерок злым? Как вы понимаете слова поэта «Получите письмецо! Это вам прислала Осень»? Как можно назвать это стихотворение (варианты обсуждаются)? Какая осень у поэта Авдиенко (варианты обсуждаются)?

 В конце детям  предлагается нарисовать осень  (вариативно).

День 3. Воспитатель предлагает детям понаблюдать погоду за окном  и рассказать о ней. Далее читает детям два стихотворения.

Вопросы к детям. Какое стихотворение более всего подходит к сегодняшней погоде?  Давайте поговорим о стихотворении Ирины Токмаковой «Ветрено». Можем ли мы определить в этом стихотворении время года? Как вы догадались, что это осень? Как вы понимаете слова И. Токмаковой «Солнечно, ветрено, ветрено…»? Какая осень в стихотворении И. Токмаковой (ветряная, разноцветная, солнечная, дождливая)? Какое время года описывает поэт Иван Бунин в своем стихотворении? Как вы догадались, что это осень? Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает? Почему поэт говорит о березах «березы желтою резьбой»? С чем поэт сравнивает елочки и почему? Какая осень в стихотворении поэта Ивана Бунина (светлая, нежная, тихая, расписная, лазурная и т.д.)? сравните эти два стихотворения. Что общего и отличного? Как называют людей, которые пишут стихи? Как можно сказать об Иване Бунине, кто он? Как можно сказать об Ирине Токмаковой, кто она?

  День 4. Воспитатель  выставляет знакомые сказки А.С.  Пушкина и его портрет. Дети  вспоминают, называют знакомые сказки и стихи. Воспитатель читает одно из его стихотворений.

Вопросы к детям. О каком времени года А.С. Пушкин рассказывает нам в этом стихотворении? Какое это стихотворение по настроению: тревожное, печальное, радостное и т.д.? Как вы понимаете слова поэта «Уж небо осенью дышало»? Как поэт рассказывает нам об осени? Какая осень в стихотворении А.С. Пушкина (печальная, скучная, ленивая и т.д.)?

День 5. Воспитатель показывает детям картину И.И. Левитана «Золотая Осень» (или похожую по настроению картину), дети обсуждают ее (вариативно). Воспитатель читает детям стихотворения Плещеева, сообщает, кто их написал.

Вопросы к детям2. Опишите, какая осень в стихотворениях у А. Плещеева (грустная, скучная, серая, дождливая и т.д.). Опишите, какая осень на картине у Левитана (радостная, светлая, добрая, золотая и т.д.)? Сравните стихи и картину (обсуждение ответов). Недавно мы читали А.С. Пушкина, стихотворение про осень. Кто помнит его название («Уж небо осенью дышало»)?

Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с поэзией