Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования – исследование восприятия детьми старшей группы ДОУ поэтических произведений.
Поставленная цель определила задачи исследования: Исследовать особенности восприятия детьми литературных произведений. Исследовать требования к отбору поэтических произведений для детей; Исследовать методику заучивания стихотворений у детей ДОУ. Провести формирующий эксперимент по влиянию поэзии на детей старшей группы ДОУ. Провести констатирующий эксперимент по влиянию поэзии на детей старшей группы ДОУ. Выработать методы развития выразительной речи у детей (на примере одного поэтического произведения).
Введение……………………………………………………………...…..…2
Теоретическая часть. Влияние поэтических произведений на детей дошкольного возраста…………………………………………………..………...4
1.1. Особенности восприятия детьми литературных произведений……..……………………………………………………...………..4
1.2. Требования к отбору поэтических произведений для детей……………………………………………………………………….……….8
1.3. Методика заучивания стихотворений для детей в ДОУ……………………………………………………………………………….12
Практическая часть. Особенности восприятия поэтических произведений в старшей группе ДОУ ………………….….............................20
2.1 Констатирующий эксперимент по теме “Особенности восприятия поэтических произведений в старшей группе ДОУ”………………………….20
2.2 Конспекты НОД с использованием поэтических произведений…………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………………………....34
Воспитатель предлагает прочитать детям стихотворение А.С. Пушкина выразительно.
Дидактическая игра «Осень в картинках». Воспитатель еще раз читает стихи А. Плещеева, затем дает детям картинки с изображением голых деревьев, кустарников, дождя и просит сказать, какая картинка к какому стихотворению подходит.
Конкурс чтецов. Воспитатель предлагает устроить конкурс: кто лучше прочтет стихотворения Плещеева (оценивается выразительность) (10).
В результате эксперимента мы делаем следующий вывод: дети положительно воспринимают поэзию. Им особенно интересно работать с лирикой, когда они высоко мотивированы. Мотивация подкрепляется дополнительным материалом: картинки, фотографии и т.д. Ребенку особенно интересно стихотворение, если оно связано с реальностью, носит юмористический характер, отличается образностью, конкретно (символизм дети без дополнительной подготовки не освоят). Необходимо вносить в работу творческие задания: нарисовать, то как они представляют себе содержание стихотворения, поучаствовать в конкурсе (в нем не должно быть проигравших – необходимо, чтобы поэзия оставила у ребенка только положительные ассоциации) и т.д. В нашем исследовании использовались стихотворения на тему «осень», но это было очень рискованно, на наш взгляд: тема не располагает к высокой мотивации. Желательно варьировать тематику стихотворений, в них могут появляться незнакомые слова, которые воспитатель может обсудить с детьми; географические названия – деть могут расширить свой кругозор и т.д.
Результаты нашего эксперимента занесены в таблицу3. В ней показано, как воспринимали дети лирику: положительно или отрицательно. В результате нашего эксперимента становится очевидно то, что поэзия весьма положительно воспринимается детьми и ее необходимо вводить в занятия ДОУ (выше мы изложили положительное влияние поэзии на детскую психику). Дети, которым была привита любовь к поэзии еще в дошкольном учреждении, смогут потом легче понимать поэзию, преподаваемую в школьном курсе литературы, они будут знакомы с образцами поэтов-классиков и будут обладать высоким эстетическим вкусом.
Однако нам было важно не только познакомить детей с лирикой – нужно было научить ее выразительно читать. Это один из способов развития выразительности речи. Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом. Создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.
Анализ психолого-
Для формирования выразительности речи, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики; игры на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения; координации движений, мелкой моторики рук; снятие мышечного напряжения; формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности (18, 21).
Сформировать выразительную речь у детей дошкольного возраста можно путем привлечения их с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Одним из путей, для решения данной проблемы, является применение на занятиях театрализованных игр: стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление; другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь драматизации с игрой (9).Театрализованная игра развивает творческие способности: художественно – речевые, музыкально-игровые, танцевальные, певческие. Эти игры приобщают детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность (13, 15).
В книге Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации». Театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся развития выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Мы предлагаем сочетание театра с поэзией. Воспитатель выбирает стихотворение, в театрализации которого могли бы участвовать минимум трое детей. Стихотворение небольшое (дети часто стесняются декламировать), в нем нужно задействовать и «сильных» и «слабых» - это усилит мотивацию, придаст уверенность детям. Мы выбираем стихотворение Ивана Демьянова «Светлячок» (7).
Накупил светлячок
Сухарей на пятачок.
Жил он возле Сочи,
Дело было к ночи…
На пути лежал сучок –
И споткнулся светлячок.
Лишь травы в руках пучки…
- Где же вы, сухарики?!-
Прилетели светлчки
И зажгли фонарики.
Вот и ищут до зари
В темном парке сухари!
Это стихотворение отлично подходит для начального этапа обучения выразительности речи. Оно простое, понятное, эмоциональное, смешное.
Перед заучиванием стихотворения необходима отработка полноценных движений и определенных положений губ, языка, правильное произношение звуков. Речевая гимнастика Е.С. Анищенковой (1), объединяющая игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, позволяет формировать умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В речевой гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с положением, когда смыкание связок совпадает началом выдоха. Больше внимания нужно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания и силой голоса, темпом речи и т.д. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени тех или иных сказочных героев (1:11).
С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства: одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т. п. Нужно попробовать произнести отрывки из стихотворения наиболее выразительно.
Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, выполняя которые дети дышат легко, без задержки. Необходимо упражнять их в беге и прыжках, так как глубина дыхания при этом увеличивается. Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Такие активные упражнения можно делать в качестве разминки, чтобы дети не устали.
Нужно следить также за тем, чтобы не перенапрягались голосовые связки детей. Продолжительность пения, чтения стихов не должна превышать 5 минут. Во время пения ребёнку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затрудняя прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата. Воспитатель сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, его – образец для подражания
Фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных (1).
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Соблюдая вышеуказанные условия, воспитатель может научить детей выразительной речи и одновременно познакомить их с поэзией.
Заключение
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка. Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
В дошкольных учреждениях по сложившейся традиции детям читают немало лирических произведений. Чтение, как правило, ограничивается календарной поэзией, пейзажной лирикой, некоторыми лирическими произведениями классической поэзии для детей. Но специфическая суть лирического произведения, заключающаяся в видении личности автора или лирического героя, как субъекта описанного переживания или настроения остается за рамками беседы. Следовательно, заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.
Проведенный формирующий эксперимент позволяет сделать следующие выводы:
Эти же факторы легли в основу методов обучения выразительности речи.
Список использованных источников
Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с поэзией