Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:42, курсовая работа
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ Детский сад №17 «Огонек» был проведен эксперимент.
Целью эксперимента являлось определение уровня влияния воображения старшего дошкольника на его познавательную активность.
В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).
2.
Опытно-экспериментальное
исследование влияния
воображения старшего
дошкольника на его
познавательную активность
2.1
Диагностика уровня
познавательной активности
детей старшего
дошкольного возраста
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ Детский сад №17 «Огонек» был проведен эксперимент.
Целью эксперимента являлось определение уровня влияния воображения старшего дошкольника на его познавательную активность.
В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).
На первом этапе эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
На втором этапе проводились занятия, направленные на влияния воображения на познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с применением метода проектов. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
На третьем этапе должна быть осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов. (Проведение этого этапа было рекомендовано осуществить педагогу старшей группы, поскольку время прохождения практики не позволило вести наблюдение на протяжении долгого периода времени).
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников выделили следующие критерии и показатели:
-
когнитивный (наличие
-
мотивационный (создание
-
эмоционально-волевой (
-
действенно-практический (инициативность
в познании; проявление уровней
познавательной деятельности и
настойчивости, степень
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания
предлагались в разных коммуникативных
ситуациях: слушали сказку и складывали
оригами испытуемые в парах, а
рассматривали картинки и складывали
узор из кубиков по одному (в присутствии
и при участии
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп находились примерно на одном уровне развития познавательной активности при влиянии воображения.
Кроме
того, можно было отметить и некоторые
психологические особенности, свойственные
познавательной активности детей экспериментальной
и контрольной групп до проведения формирующего
эксперимента. Большинство детей ориентировались
на картинки, которые представляли собой
возможность сложения целостного изображения.
Дети часто проявляли ригидность, использовали
только один тип возможностей. Стремясь
найти какой-то определенный вариант,
дети обычно не замечали случайно появляющиеся
другие возможности, для них было характерно
отсутствие инициативы в поиске различных
способов использования материала.
Проведенная
на первом этапе диагностика
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи при помощи воображения, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Результаты диагностики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Показатели уровня сформированности познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента
Группа | когнитивный
(наличие познавательных вопросов,
эмоциональная вовлеченность |
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) | эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) | действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) | ||||||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Экспериментальная группа | 5 | 14 | 1 | 4 | 15 | 1 | 4 | 14 | 2 | 3 | 16 | 1 |
Контрольная группа | 1 | 16 | 3 | - | 13 | 7 | 1 | 14 | 5 | 2 | 15 | 3 |
В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Результаты констатирующего этапа
Критерии и показатели | Констатирующий этап | ||
Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
КГ | 30% | 65% | 5% |
ЭК | 25% | 65% | 10% |
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
КГ | 49% | 31% | 20% |
ЭК | 44% | 33% | 23% |
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
КГ | 65% | 33% | 2% |
ЭК | 69% | 31% | - |
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
КГ | 32% | 58% | 10% |
ЭК | 25% | 53% | 22% |
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательной активности при помощи воображения, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
57
% испытуемых показали средний
уровень. Эти дети, испытывая трудности
в решении задачи, дети не утрачивают
эмоционального отношения к
Лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен второй этап эксперимента с применением метода проектов.
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности.
Неспецифичность
операциональных компонентов
Основными принципами наших занятий были:
1.
Эмоциональная вовлеченность