Опытно-экспериментальное исследование влияния воображения старшего дошкольника на его познавательную активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:42, курсовая работа

Краткое описание

Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ Детский сад №17 «Огонек» был проведен эксперимент.

Целью эксперимента являлось определение уровня влияния воображения старшего дошкольника на его познавательную активность.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

     2. Стимуляция любознательности ребенка.  В работе мы старались использовать  оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

     3. Передача инициативы от взрослого  ребенку. Для нас важно было  не только заинтересовать ребенка,  но и научить его ставить  себе цели в процессе познавательной  деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

     4. Безоценочность. Оценка взрослого  (как положительная, так и отрицательная)  может способствовать фиксации  ребенка на собственных успехах,  достоинствах и недостатках, то  есть развитию внешней мотивации.  Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

     5. Поддержка детской активности, исследовательского  интереса и любопытства. Взрослый  стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

     Нами  был выбран проект под названием  «книжка-малышка». Сначала с детьми было проведено занятие, которое было построено так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательной активности, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:

     Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:

     На  свете все на все  похоже:

     Змея  – на ремешок из кожи,

     Луна  – на круглый глаз огромный,

     Журавль – на тощий кран подъемный,

     Кот полосатый – на пижаму,

     Я – на тебя, а ты – на маму. (Р. Сеф)

     Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Петя В.); «Луна и глаз круглые».

     Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.

     Задание было усложнено:

     Детям предложили набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб – зонтик – шляпа; груша – лампочка; арбуз – мячик; подсолнух – солнце; еж – иголки – булавки; змея – ремень – веревка – шнур и т.д.).

     Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда воспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета, например:

     Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

     Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме».

     Под кочкой крошка

     Только  шляпка да ножка. (Гриб)

     Сергей  Б.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.

     Он  большой, как мяч  футбольный,

     Если  спелый – все довольны.

     Так приятен он на вкус!

     Что это за шар? (Арбуз)

     Дети  нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнили их: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Алена М.); «А еще арбуз похож на шарик». (Алина У.)

     Вьется  веревка,

     На  конце – головка. (Змея)

     Дети  отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея, потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.); «И веревка тоже длинная, как змея». (Аня А.)

     Вот иголки и булавки

     Вылезают  из-под лавки.

     На  меня они глядят,

     Молока  они хотят. (Ежик)

     Ответы  детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, нам говорили, поэтому это еж». (Петя В.)

     В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала  выдвигая свое доказательство, а уже  потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

     Занятие вызвало большой интерес у  детей, они активно придумывали  загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждала выбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения. В заключении занятия было дано основное задание по теме проекта. Каждый ребенок вместе с родителями должен был создать страницу книжки малышки, с загадкой, которую придумал ребенок и ее иллюстрацией. С родителями была проведена беседа о максимально самостоятельном выполнении задания ребенком. Обложка книжки создавалась коллективно на занятии в группе, после книжка была собрана, прошита и размещена в уголке достижений.

     На  создание странички детям было дано 10 дней. Все это время на занятиях уделялось время на «литературные минутки» (загадки, рассматривание и обсуждение сюжетных картинок и т.д.). Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий (по замечаниям родителей, по наблюдению за детьми педагогом). В начале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные. За счет заинтересованности детей книжка получилась очень красочной, загадки разнообразными, а иллюстрации образными и содержательными.

     На  основе знаний современных теорий о  познавательной активности, задача педагога сформировать правильную познавательную активность старшего дошкольника. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Ребенок должен вырасти уверенным в себе человеком, способным развивать свои нравственные и личностные достижения. Учебная подготовка должна проходить с использованием знаний основных теорий познавательной деятельности человека, пользуясь практическими советами данных теорий. Ребенок младшего возраста нуждается в грамотной опеке со стороны педагогов. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

     Познавательная  активность старших дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Руководитель должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей.


Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование влияния воображения старшего дошкольника на его познавательную активность