Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 18:04, доклад
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М. Полонский).
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на:
-фундаментальные
-прикладные
-разработки.
На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов и другие методы). Это завершается разработкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И наконец, составляется методика исследования, отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных. Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.
Вопросы и задания
1. В чем сущность методологии педагогики?
2. В чем проявляется
методологическая культура
3. Назовите уровни
4. Дайте характеристику
основных современных учений, выступающих
в качестве философского
5. Раскройте сущность
системного подхода как
6. Назовите конкретно-
7. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов.
8. Раскройте содержание
программы педагогического
9. В чем суть методики педагогического исследования?
10. Охарактеризуйте и
Литература для самостоятельной работы
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.
Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.
Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М., 1977.
Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки. - М., 1985.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.
Садовский В. Я. Обоснование обшей теории систем. - М., 1974.
Информация о работе Организация педагогического исследования