Организация педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 18:04, доклад

Краткое описание

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М. Полонский).
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на:
-фундаментальные
-прикладные
-разработки.

Вложенные файлы: 1 файл

pedagogika_L_2_prodolzhenie (2).docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов и другие методы). Это завершается разработкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И наконец, составляется методика исследования, отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных. Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

Вопросы и задания

1. В чем сущность методологии  педагогики?

2. В чем проявляется  методологическая культура педагога?

3. Назовите уровни методологического  знания и покажите их специфику  в педагогике.

4. Дайте характеристику  основных современных учений, выступающих  в качестве философского уровня  методологии педагогики.

5. Раскройте сущность  системного подхода как общенаучной  методологии педагогики.

6. Назовите конкретно-методологические  принципы педагогических исследований  и проиллюстрируйте их конкретными  примерами.

7. Какова логика организации  исследования в педагогике? Дайте  характеристику его этапов.

8. Раскройте содержание  программы педагогического исследования.

9. В чем суть методики  педагогического исследования?

10. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте  на примерах методы педагогического  исследования.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.

Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.

Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М., 1977.

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.

Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки. - М., 1985.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

Садовский В. Я. Обоснование обшей теории систем. - М., 1974.

 

 

 

 


Информация о работе Организация педагогического исследования