Орфографическая зоркость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:09, практическая работа

Краткое описание

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в средней школе, так как с ней связано развитие орфографического навыка.
Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.

Вложенные файлы: 1 файл

gramotnoe_pismo.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

   Ученикам дается  разрешение пропускать букву,  если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при  условии, что после буква будет  вписана.  
7. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке  проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и  самим записывать слова при помощи транскрипции.

8.Письмо с простукиванием.

     Диктуя текст,  ударяю карандашом, где присутствует  «опасное место», что позволяет  ребенку задуматься.

9. Использование словарей.

    Уже на первых  уроках я познакомила учащихся  с орфографическим словарем, который  в дальнейшей работе стал «настольной»  книгой, часто используемой на  уроках. Далее происходит знакомство  со словарями разного вида  – дети умеют пользоваться  ими и делают это с интересом. 
10. Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки».  

 

1.Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной  пишем.

   Многократное чтение  «запоминалок», а иногда и заучивание  их создаёт  благоприятный  фон, на котором в дальнейшем  прочно, осознанно и гораздо легче  усваиваются орфографические правила. 

    Я считаю, что  «запоминалки»  не подменяют  правила учебника и читаются  задолго до знакомства с ним.  Они являются своеобразным средством  опережающей подготовки к серьёзному  изучению языковых явлений. 

  11.  Эффективным будет  и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

    Предлагаемые  карточки позволяют преодолеть  эту трудность, а также они  позволяют:

u      развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

u      самостоятельно проверить результат работы;

u      видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

    Карточка состоит  из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания – видит результат своей работы.

     Рабочие листы  второго вида  представляют собой  занимательные тексты. За основу  берутся интересные статьи, заметки  из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие  художественные произведения известных  авторов; найденные тексты перерабатываю,  насыщая необходимыми орфограммами  или оформляю на карточку. Важно,  что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть  (и/или выписать) все слова на  пройденное орфографическое правило,  графически объяснить их написание.

     12.Также одним  из примеров повышения грамотности  считаю развитие  зоркости при  работе над ошибками. Начинаю  ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки  в словах на пройденные правила  не исправляю, вместо этого  на полях ставлю палочку, а  у более слабых учащихся неверно  написанную букву зачеркиваю  или подчеркиваю все слово  с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика  вдуматься в данную орфограмму и  исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы  учащиеся стремились избавиться от них.

Чтобы заставить ребенка  серьезно относиться к своим ошибкам  и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в  которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти  и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила  правописания.

     Для того, чтобы  облегчить выполнение учащимися  работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками  и провести с ними соответствующую  ознакомительную работу.

                                    Памятка работы над ошибками.

1.Запиши и подбери проверочное  слово. /проверяемое написание/

(Зима –зимы. Сказка  – сказочка. Грустный – грустит).  

 

2.Подбери 3 слова на  это правило. 

( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск.    Объезд, съёмка, въехал, съли.

Молодёжь, дочь, речь, рожь.      Лыжи, жила, пружина, жизнь.) 

 

3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/

(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.

Рисовали, рисовали, рисовали,  рисовали,  рисовали.)

13.Очень полезно (только  не часто) использовать такой  прием как «какография» - исправление  текста с допущенными ошибками.

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё  раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные  для написания слова.

   

     Мы все страдаем  от нехватки времени на уроке,  поэтому стараюсь использовать  каждую минуту, даже физкультминутки   могут способствовать развитию  орфографической зоркости.

 

Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.  

 

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК. 

 

-    Сейчас предлагаю  просмотреть некоторые виды упражнений, способствующих формированию орфографической  зоркости.  

 

Упражнения:

Прочитайте три раза слова:

мама                дети         человек       брат

доброта           тетя        мужчина     ребенок

Слова закрываются, и ученики  отвечают на следующие вопросы:

•         сколько букв в предпоследнем слове?

•         сколько слов, состоящих из двух слогов?

•         назовите третье слово;

•         сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

•         сколько слов заканчивается на букву «а»?

•         какие слова женского рода?

•         сколько раз встретилась буква «в»? и т.д. 

 

Игра "Рассели своих  друзей"

На наборном полотне в  виде домика выставляются схемы слов. Дети отгадывают, кто в домике живет.

[i ош]

[за i ыц]

[мґ эдвґ этґ] 

 

Игра "Эхо". 

 

 Ученики внимательно  слушают слово, произнесенное  учителем, а в ответ говорят  только ударный слог, как эхо.  Роль ЭХА могут выполнять отдельные  ученики, определенная группа (ряд).

Упражнение:

1.Обведите слова с орфограммой  «Непроизносимая согласная». Выделите  все приставки и графически  объясните их написание. 

    Под лестницей на веревке грустно висели и сохли 8 прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. 6 прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?

(Подражая Г. Остеру)

2. «Кто больше?» Придумайте  свою вредную задачу, включив  в нее большое количество с       орфограммой «Непроизносимая согласная».  

 

Упражнения на правописание слов  
с непроверяемым написанием 

 

1. В каких словах живет  рак?

           (ЗавтРАК, РАКета.)

    2. В каких словах  спрятались ноты?

           (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

    3. Назовите слова,  в которых спрятались числа?

           (Родина(1), сорока(4О) )

    4. Все слова  хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

           (дЕЖурный, УЖин.)

    5. Какие слова  любит ворона?

           (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

      А лягушка?

           (КВАртира, МосКВА.)

    6. В каких словах  ель растет?

                   (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)  

 

Двенадцать

                                                   Урок 1

    Запишите предложения,  заменяя цифры словами.

    К 8 прибавить  4 получится 12.

    Разность 16 и 4 равна 12.

                                   Урок 2

    Запишите названия  сказок, в которых есть числительные. Сказку,  которую вы любите  больше всего, расскажите.

                                   Урок 3

    Впишите  в  стихотворение  числительное,  написание  которого   следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.

    Вот опять    . . . .      палочек

    Разлетелись по  двору –

    Это палочки-считалочки

    Начинаем мы  игру.

    И пока . . . .      палочек

    Собирал в траве  Сергей,

    Мы с ребятами  попрятались –

    Кто-куда и кто-быстрей.

                                                                  Ю. Синицын 

 

Билет

                                               Урок 1

    Прочитайте  выразительно  стихотворение.   Подчеркните  орфограммы   в выделенном слове.

                            Едет зайка на трамвае,

                         Едет зайка рассуждает:

                         - Если я купил билет,

                         Кто я: заяц или нет?

    Что вы ответите  зайке?

                                   Урок 2

    Отгадайте слова  по их значению. Запишите однокоренные  слова в  строчку, и дополните  по одному слову. Выделите корень  в однокоренных словах.

    1. Поездка или  передвижение пешком с какой-либо  целью.

    2.  Коллективный  поход  или  поездка  куда-нибудь  с  целью   осмотра,знакомства  с чем-либо.

    3. Человек, совершающий  полеты в космическом пространстве.

    4. Листок, дающий  нам  право  пользоваться  чем-нибудь,  входить  куда- нибудь.

                                   Урок 3

    Приготовьте   красочные  

         пригласительные  билеты. 

 

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для  работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические  задачи.  

 

Целенаправленная, систематическая  работа по формированию орфографической  зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические  трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает  память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать

Трудно перечислить все  виды работ по формированию орфографической  зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более  высокой грамотностью учащихся.  

 

 

 


Информация о работе Орфографическая зоркость