Основные аспекты педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

Понятие «нравственное воспитание»  всеобъемлюще. Оно пронизывает все  стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог  современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий  признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и  стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить  свои нравственные убеждения в жизни.

Методы нравственного  воспитания

Методы нравственного  воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога. Они выполняют функции организации  процесса нравственного развития и  совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов  нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Формы организации и методы нравственного  воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

В процессе нравственного  воспитания широко применяются такие  методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение - обеспечивает выработку  и закрепление необходимых навыков  и привычек, претворение навыков  и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение  нравственных принципов, на выработку  этических идеалов.

Выделяет три группы методов:

 Методы формирования  сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,  этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие  ситуации);

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного  воспитания применяются и такие  вспомогательные методы как поощрение  и наказание. Они служат для одобрения  положительного и суждения отрицательных  поступков и действий. К методам  нравственного воспитания относится  так же личный пример, который оказывает  огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

Содержание нравственного  воспитания.

  Осмысливая сущность  нравственности личности, следует  иметь в виду, что в качестве  синонима этого понятия зачастую  употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью  общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении  и контактах с другими людьми. Например, согласно морали каждый человек  должен добросовестно относиться к  труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все  эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые  человек проявляет к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко  представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих  моральных отношений:

    • отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
    • отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
    • отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
    • отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
    • отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
    • отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в  деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение  с другими людьми и т.д. В процессе активного участия в разнообразной  деятельности при педагогически  правильной ее организации у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести  и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется  воля. Все это в совокупности и  характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и  т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной  деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств. Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному  достоянию, охране природы, к людям  и самой себе. Но моральное отношения  не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются  ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать  у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие  виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в  деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения  с другими людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной  деятельности (при педагогически  правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести  и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется  воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его  умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан // - С-Пб.: Питер, 2000.
  2. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс [Текст] / П. Ф. Каптерев // Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989.
  3. Основные аспекты целостности педагогического процесса [Электронный ресурс] / http://common-pedagogics.ru 
  4. Педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. Харламов И.Ф. Педагогика : Крат.курс : Учеб. пособие [Текст] / И.Ф. Харламов // -2-е изд.,стер.-Мн.:Выш.шк.,2004.-272с.
  6. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / http://bibliofond.ru 
  7. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / http://www.bestreferat
  8. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / http://www.coolreferat

Информация о работе Основные аспекты педагогической деятельности