Основные направления социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.

Содержание

1.Основные направления социально-педагогической деятельности
2.Социальная педагогика как метод обучения и воспитания
3.Характер взаимодействия между социальной педагогикой и социальной работой.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по социальной педагогике.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1.Основные направления  социально-педагогической деятельности

2.Социальная педагогика как метод обучения и воспитания

3.Характер взаимодействия  между  социальной педагогикой и социальной работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления социально-педагогической деятельности

 

Основными направлениями  социально-педагогической деятельности являются:

-деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

-деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

-непосредственную работу с ребенком;

-посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки  зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и  практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так  как это даст надежный критерий и  для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления  и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях  и организациях, где проводится массовая работа с детьми.

С этой точки зрения могут  быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

-социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

-социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

-социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

-социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

-социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована  на различные категории таких  детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует  применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

-социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

-социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

-социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

-социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

Если рассматривать деятельность социально – педагогических служб  и объединений более масштабно, то можно выделить и другие направления  в работе социальных педагогов:

1. Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагополучные условия жизни детей и их семей;

2. Создание благоприятных  социально- педагогических условий  в учреждениях социального воспитания и образования;

3. Обеспечение диагностики,  коррекции и консультирования по социально – педагогической проблематике для детей и семей группы риска;

4. Социально – педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных детей и подростков;

5. Работа с детьми-инвалидами;

6. Работа с одаренными  детьми;

7. Организация спортивно-оздоровительной,  досуговой и других видов деятельности детей и взрослых;

8. Консультирование и  специализированная помощь в профессиональном определении;

9. Работа по пропаганде здорового образа жизни;

10. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей;

11. Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей;

12. Работа в классах психологической коррекции;

13. Предупреждение негативного  отношения взрослых к детям,  помощь в разрешении возникших  конфликтов между учителями и  учениками, родителями и детьми  и др.

Таким образом, можно сделать обоснованный вывод, что в посреднической работе социального педагога наряду с важностью социальной помощи специалистов, особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда и в профилактической работе.

 

 

 

 

2.Социальная педагогика  как метод обучения и воспитания.

 

Социальная педагогика –  сравнительно молодое направление  педагогики, задача которого – помочь юному поколению в социализации. Очень часто становление человека как личности происходит очень драматично, ему многое не удается сделать, наступает отчаяние [2;3]

При рассмотрении процессов воспитания и образования, их связи с практикой, можно убедиться, что современные методы социальной педагогики предлагают поменять позицию педагога с авторитарной и репродуктивной на демократическую и творческую.

Различие теоретико-методологических основ традиционной рационально-нормативной, или теоретической, педагогики и социальной педагогики проявляется, прежде всего в различии используемых ими методов усвоения знаний, обучении через воздействие на действительность, выработке направления собственного поведения через формирование чувств, моральных, этических, общественно-политических, религиозных и других ценностей и соответствующих мотивов поведения, а также через самостоятельное овладение знаниями.

Задачи методики социально-педагогической работы заключаются, во-первых, в раскрытии основных направлений и принципов, форм и приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями населения, поселений, социальных групп; во-вторых, в обучении социальной воспитательной работе, искусстве оказывать социально-педагогическую поддержку людям, нуждающимся в социальной адаптации, педагогической коррекции, реабилитации.

Методы социально-педагогической работы представляют собой способы совместной деятельности социального педагога и учащегося в разрешении конкретной проблемы. Методы работы социального педагога, применяемые на практике, по мнению, например, М. П. Гурьяновой, можно классифицировать на: 1) общие методы социально-педагогической работы (социально-педагогическая работа с детьми, подростками, молодежью в общине; совместная деятельность детей и родителей; сотрудничество старших и младших поколений);

2) методы групповой социально-педагогической работы с различными группами населения;

3) методы индивидуальной социально-педагогической работы;

4) методы общепедагогического социального воздействия (социальная диагностика; профилактика различного рода отклонений в поведении; социальное воспитание; социально-педагогическая поддержка; активное обучение; педагогическая коррекция);

5) методы педагогической психотерапии,

6) методы социальной диагностики, направленные на ^конкретное изучение личности, семьи, общины (социальная история личности; социальная история семьи; социальная история общины; семейная паспортизация; наблюдение; беседа, интервьюирование; анализ случая, ситуации, межличностных отношений, социальных действий; анализ результатов деятельности подопечных; метод обобщения независимых характеристик; социокультурный мониторинг; библиографический метод; метод экспертных оценок);

7) методы социального воспитания, направленные на ответственное участие взрослых, всех социальных институтов района в воспитании детей, создание гуманной среды воспитания (социальная диагностика; социально-педагогическая работа в открытой среде; культурная активизация; самопомощь и взаимная поддержка; обучение и деятельность;

изучение, распространение  опыта воспитания — народного, семейного, общинного);

8) методы социально-педагогической поддержки, направленные на оказание помощи человеку средствами воспитания, образования, социальной работы (эмоциональной (моральной) поддержки (повышенное внимание, дружеский совет, соучастие в конкретной ситуации, сопереживание, моральная опека, поддержка добрым словом, советом, заботливое отношение, сочувствие, индивидуальный патронаж, благодарность); воспитательной помощи; образовательной поддержки; социальной помощи — индивидуальный патронаж, уход, консультирование, социальное обследование);

9) методы активного обучения, направленные на вооружение необходимыми знаниями, умениями, навыками, .жизненно необходимыми для самостоятельного решения своей проблемы (самообучение и взаимообучение; обучение в деятельности; наставничество; проблемно-поисковые; наглядного обучения);

10) методы педагогической коррекции, направленные на

исправление дефектов характера, поведения ребенка.

Данные методы в свою очередь подразделяются на общедидактического влияния и специально педагогические методы. К методам общедидактического влияния относятся: коррекция страха, застенчивости, бродяжничества, навязчивых мыслей и действий, самокоррекция т. д.  К специальным педагогическим методам относятся: коррекция тиков, скорос-пелости, истерического и нервного характера, недостатков поведения единственного ребенка; к методам коррекции через труд — трудовая, речевая, игровая, музыкальная и семейная терапия.

Существуют и другие, не менее эффективные методы, к которым  часто прибегают социальные педагоги. Например, широкоиспользуемые методы — метод убеждения и метод упражнения. «Особенность использования этих  методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с клиентами, у которых по каким-то причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.» [4;19]

Приобщение к нормам жизни, принятыми в данном обществе, морали, нравственности, труду, создание ясных  и точных представлений о них, которые в итоге формируют  убеждения личности, четкие жизненные  позиции, сообразующиеся с общепринятыми  нормами поведения и образом  жизни в том или ином социуме. Убеждение — это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю клиента. Убеждение только тогда эффективно, когда проходит через его внутреннюю сферу.

Убеждения – это твердая  уверенность личности в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним стержнем, на котором базируются нравственные поступки и помыслы индивида. Убеждение  выступает формой регуляции отношений  личности и общества. Воспитательная сила убеждения обуславливается тем, как внутренне его воспринимает человек. Чтобы метод убеждения достиг своей цели, необходимо учитывать психологические особенности  индивида, уровень его воспитанности, интересы, темперамент и личный опыт. Убеждать можно словом, действием, примером.

Метод упражнения связан с  формированием у человека определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Под нравственными  упражнениями понимают  многократное повторение  человеком действий и поступков в целях образования  и закрепления у него необходимых  для жизни в обществе навыков  и привычек.

В качестве особого направления  выделяются методы работы в молодых  семьях и в семьях, имеющих проблемы в семейном воспитании, требующих  в силу особенностей своей жизнедеятельности социальной поддержки, помощи, реабилитации, прежде всего это студенческие семьи, семьи мигрантов и беженцев, семьи, имеющие детей-инвалидов и престарелых родителей.

 

3.Характер взаимодействия  между  социальной педагогикой  и социальной работой.

 

Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами  и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурной и социально-педагогической деятельности, относя социальную педагогику к первому виду деятельности, а социальную работу — ко второму. Отношение к культуре является основным водоразделом социальной педагогикой и социальной работой. Социо-культурная практика — важнейшее содержание социальной педагогики. Социальная работа — особый вид деятельности-объектом которого являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи. Человек рассматривается здесь как бы объект культуры, как некое биосоциальное существо, причем акцент делается на субстанциональных, материальных, а не на бытовых условиях его существования. В качестве основных направлений социальной работы выступают:

-медико-социальные основы  здоровья;

-физическая культура  как общественное явление; 

-семья как объект социальной  работы;

- социальная работа в  сфере занятости;

Информация о работе Основные направления социально-педагогической деятельности