Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:47, доклад
Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.
Между учителем и учеником
устанавливаются субъект-
Технология Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступени обучения.
Особенности содержания обучения
Русский язык. Задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.
В качестве предмета усвоения
в программе положен
Все учебники (включая «Букварь») выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.
Математика. Основное содержание этого курса - формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Генетически исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, - отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).
Особое место отведено
текстовым задачам, формированию рациональных
способов анализа текстов, т.е. выделения
математической структуры задачи и
ее моделирования с помощью
Литературное чтение. Цель его - воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.
Формирование техники чтения - не самоцель, а средство эстетического развития школьников. Формирование литературного творчества младшего школьника - ведущая задача («от маленького писателя к большому читателю»).
Основная форма работы для 6-7-летних детей - ролевые игры и игры-драматизации.
2-й класс: понятие «точки зрения», «рассказчик-герой», «точка зрения героя».
3-4-е классы: освоение художественного
текста как содержательной
4-й класс: понятие «род литературы» (эпос, лирика, драма).
Вся программа (1-4-е классы) построена по основным содержательным линиям:
- формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);
- практическое освоение
работы в позиции «читателя-
- практическое освоение
работы в позиции «автора-
- практическое освоение работы в позиции «публициста»;
- практическое освоение работы в позиции «чтеца».
мира, различение точек зрения
автора, рассказчика и героев. Этапы
становления акцентного вычитывания: Коллективно-
Основные методические приемы, используемые в программе по литературному чтению:
- становление позиции «читателя»;
- акцентное вычитывание:
при работе с лирическим
1) коллективная классная работа;
2) индивидуальное письменное сочинение (переход в позицию «автора-критика») в форме свободного читательского отзыва;
3) коллективное обсуждение
индивидуальных литературно-
- непосредственно-эмоциональное
вслушивание направлено на
- выразительное чтение самих детей - своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретации. Форма урока - конкурс чтецов;
- проверка домашнего чтения. Форма - письменный фронтальный опрос детей по прочитанному.
Для реализации программы созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя.
Окружающий мир. Основная задача курса «Окружающий мир» - формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются следующие задачи:
- первоначальное знакомство
ребенка с методами
- ориентация ребенка в мире природных и социальных явлений;
- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
- воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.
Основой объединения знаний
из двух областей (естествознания и
обществознания) в курс «Окружающий
мир» является логика «развертывания»
знаний по естествознанию, поскольку
именно в этом блоке выстроена
систематическая
В предлагаемом курсе основная цель - не построение картины мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Ведущий метод обучения -
решение детьми системы учебных
задач. В курсе «Окружающий мир»
важнейшей учебной задачей
Особенности методики
Центральное понятие методики РО - деятельность ребенка: игровая, учебная, трудовая и общения.
Главная методическая задача - вовлечение детей во все усложняющиеся ситуации, игровые по форме и учебные по содержанию. Игра и учение - одновременно.
Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность (ЦУД)
По мнению многих учителей, участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова не всякая деятельность ребенка на уроке рассматривается как учебная, а только такая, которая направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, воссоздание, конструирование знания.
Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность - особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (см. рис. 8) имеет следующие отличительные качества:
1. Наличие у ребенка
внутренних познавательных
2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традиционным подходом это выглядит так:
Традиционное (функциональное) обучение |
Развивающее обучение |
|
Ребенка учат решать задачи |
Ребенка учат ставить цели по самоизменению |
|
Состояние «обучаемого индивида» |
Состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта» |
|
Итог: нет ЦУД |
Итог: есть ЦУД |
|
1. Позиция ребенка как
полноценного субъекта
2. Направленность на освоение
теоретических ЗУН, СУД: поиск
и построение оснований
ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения). В случае же целенаправленной учебной деятельности активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов.
3. Ученик становится в
положение исследователя-
4. Рефлексивный характер
рассмотрения оснований
Пример. Рефлексивную учебную
деятельность можно проиллюстрировать
следующим тестом. Попробуйте вставить
пропущенные знаки
-, +, Ч, :, () в верхнею колонку
1 2 3=1
1 2 3 4=1
1 2 3 4 5=1
1 2 3 4 5 6=1
1 2 3 4 5 6 7=1
(1+2):3=1
1*(2+3)-4=1
[(1+2):3)+4]:5=1
[(1*(2+3)-4)+5]:6=1
[(0+2):3)+4):5)+6]:7=
В нижней колонке даны решения. Одни получают их способом подстановки, другие будут искать принцип решения. Тест точно показывает, возникает ЦУД или нет. Если был поиск принципа, значит, имелось ЦУД.
В технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Организовать ее - основная и наиболее сложная методическая задача учителя РО.
Применяются различные варианты вовлечения учащегося в собственную целенаправленную учебную деятельность.
- Учащимся предлагается
на основе накопленного опыта
самостоятельно составить и
- Даются готовая инструкция
(план, алгоритм и т.п.) по решению
задач, образец ее применения
и задание для самостоятельной
работы. Затруднения анализируются
коллективно. После решения
- На основе общего плана
работы и методов его
- На конкретном примере
учащихся обучают решению
Формируется обобщенный прием составления планов (общих и частных) и воплощения их в реальной учебной деятельности путем выделения ее компонентов: образ (цель) конечного результата; объект преобразования (его состав и структура, свойства и т.д.); средство планирования и порядок (последовательность операций) разработки и использования плана в конкретной учебной деятельности.
Проблематизация
Проблемное изложение (проблематизация) знаний означает преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
Информация о работе Основные принципы и понятия РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова