Основные принципы и понятия РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:47, доклад

Краткое описание

Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по педагогике.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

Между учителем и учеником устанавливаются субъект-субъектные отношения, т. е. реализовывается принцип педагогики сотрудничества. Учитель должен вывести личность каждого ученика в режим развития, побудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования. Учитель “идет” к классу не с готовым ответом, а с вопросом. Учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении. Ученик же в свою очередь является субъектом познания. За ним закрепляется роль познающего мир.

Технология Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступени обучения.

 

Особенности содержания обучения

 

Русский язык. Задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей  в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучения языку, в которой  усвоение способов решения той или  иной частной орфографической задачи представляет собой самодовлеющую  и замкнутую в себе цель. В программе  русского языка выделена система  понятий, раскрывающая содержание фонематического  принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления  орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Все учебники (включая «Букварь») выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.

Математика. Основное содержание этого курса - формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Генетически исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, - отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).

Особое место отведено текстовым задачам, формированию рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения  математической структуры задачи и  ее моделирования с помощью специальных  знаково-символических средств.

Литературное  чтение. Цель его - воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Формирование техники  чтения - не самоцель, а средство эстетического  развития школьников. Формирование литературного  творчества младшего школьника - ведущая  задача («от маленького писателя к  большому читателю»).

Основная форма работы для 6-7-летних детей - ролевые игры и  игры-драматизации.

2-й класс: понятие «точки  зрения», «рассказчик-герой», «точка  зрения героя».

3-4-е классы: освоение художественного  текста как содержательной формы,  открытие закона художественной  формы на малых и прикладных  жанрах.

4-й класс: понятие «род  литературы» (эпос, лирика, драма).

Вся программа (1-4-е классы) построена по основным содержательным линиям:

- формирование представлений  о литературе как искусстве  слова (теоретический блок);

- практическое освоение  работы в позиции «читателя-критика»;

- практическое освоение  работы в позиции «автора-художника»;

- практическое освоение  работы в позиции «публициста»;

- практическое освоение  работы в позиции «чтеца».

мира, различение точек зрения автора, рассказчика и героев. Этапы  становления акцентного вычитывания: Коллективно-распределенная деятельность: в реальном детском взаимодействии происходит освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.

Основные методические приемы, используемые в программе по литературному  чтению:

- становление позиции  «читателя»;

- акцентное вычитывание:  при работе с лирическим стихотворением - выявление развития настроения  лирического героя; при работе  с эпическими и драматическими  текстами - воссоздание картины

1) коллективная классная  работа;

2) индивидуальное письменное  сочинение (переход в позицию  «автора-критика») в форме свободного  читательского отзыва;

3) коллективное обсуждение  индивидуальных литературно-критических  сочинений (уроки-обсуждения);

- непосредственно-эмоциональное  вслушивание направлено на развитие  мотивационной сферы читателя-школьника.  Форма урока «праздник читательских  удовольствий» - предваряющее выразительное  чтение взрослого (эталон чтения  художественного текста);

- выразительное чтение  самих детей - своеобразный отчет  учителю, классу, себе самому о  своем понимании текста, его интерпретации.  Форма урока - конкурс чтецов;

- проверка домашнего чтения. Форма - письменный фронтальный  опрос детей по прочитанному.

Для реализации программы  созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя.

Окружающий  мир. Основная задача курса «Окружающий мир» - формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются следующие задачи:

- первоначальное знакомство  ребенка с методами естественных  и социальных наук;

- ориентация ребенка в  мире природных и социальных  явлений;

- формирование элементарной  эрудиции ребенка, его общей  культуры;

- воспитание культуры  взаимоотношений с окружающими  людьми.

Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и  обществознания) в курс «Окружающий  мир» является логика «развертывания»  знаний по естествознанию, поскольку  именно в этом блоке выстроена  систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.

В предлагаемом курсе основная цель - не построение картины мира, а  сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Ведущий метод обучения - решение детьми системы учебных  задач. В курсе «Окружающий мир» важнейшей учебной задачей является открытие и использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.

Особенности методики

 

Центральное понятие методики РО - деятельность ребенка: игровая, учебная, трудовая и общения.

Главная методическая задача - вовлечение детей во все усложняющиеся  ситуации, игровые по форме и учебные  по содержанию. Игра и учение - одновременно.

Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность (ЦУД)

По мнению многих учителей, участие ребенка в учебном  процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова не всякая деятельность ребенка на уроке рассматривается как учебная, а только такая, которая направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, воссоздание, конструирование знания.

Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность - особая форма  активности ребенка, направленная на изменение  самого себя как субъекта учения (см. рис. 8) имеет следующие отличительные качества:

1. Наличие у ребенка  внутренних познавательных мотивов,  идущих от познавательных потребностей. Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться  совершенно разными мотивами: обеспечивать  свою безопасность; угождать учителю;  исполнять обязанности (роль) или  искать ответ на собственный  вопрос. Только наличие мотива  последнего типа определяет деятельность  ребенка как целенаправленную  учебную - ЦУД.

2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традиционным подходом это выглядит так:

 

Традиционное (функциональное) обучение

Развивающее обучение

 

Ребенка учат решать задачи

Ребенка учат ставить цели по самоизменению

 

Состояние «обучаемого индивида»

Состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта»

 

Итог: нет ЦУД

Итог: есть ЦУД

 
     

1. Позиция ребенка как  полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно  все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

2. Направленность на освоение  теоретических ЗУН, СУД: поиск  и построение оснований действий, овладение общими принципами  решения задач определенного  класса.

ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения). В случае же целенаправленной учебной деятельности активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов.

3. Ученик становится в  положение исследователя-творца. Ведь  для того чтобы он мог овладеть  принципом, открыть его, надо  провести исследование. В этом  смысле ЦУД представляет собой  аналог исследовательской деятельности (квазиисследовательская, квазихудожественная). Все правила, и законы выстраиваются самим ребенком.

4. Рефлексивный характер  рассмотрения оснований собственных  действий. Опыт творческой рефлексии  - основополагающий элемент в  формировании личности.

Пример. Рефлексивную учебную  деятельность можно проиллюстрировать  следующим тестом. Попробуйте вставить пропущенные знаки арифметических действий:

-, +, Ч, :, () в верхнею колонку

1 2 3=1

1 2 3 4=1

1 2 3 4 5=1

1 2 3 4 5 6=1

1 2 3 4 5 6 7=1

(1+2):3=1

1*(2+3)-4=1

[(1+2):3)+4]:5=1

[(1*(2+3)-4)+5]:6=1

[(0+2):3)+4):5)+6]:7=

 

В нижней колонке даны решения. Одни получают их способом подстановки, другие будут искать принцип решения. Тест точно показывает, возникает  ЦУД или нет. Если был поиск  принципа, значит, имелось ЦУД.

В технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Организовать ее - основная и наиболее сложная методическая задача учителя РО.

Применяются различные варианты вовлечения учащегося в собственную  целенаправленную учебную деятельность.

- Учащимся предлагается  на основе накопленного опыта  самостоятельно составить и осуществить  общий план деятельности по  решению задач.

- Даются готовая инструкция (план, алгоритм и т.п.) по решению  задач, образец ее применения  и задание для самостоятельной  работы. Затруднения анализируются  коллективно. После решения задач  по новой теме по плану, предложенному  учителем, при переходе к следующей  теме учащиеся составляют план  самостоятельно.

- На основе общего плана  работы и методов его конкретизации  учащиеся составляют вариант  плана соответственно теме занятия  и закрепляют его в процессе  решения задач.

- На конкретном примере  учащихся обучают решению задач  по заданной теме, разделу. Сконструированные  планы используются затем при  решении определенных классов  задач.

Формируется обобщенный прием  составления планов (общих и частных) и воплощения их в реальной учебной  деятельности путем выделения ее компонентов: образ (цель) конечного  результата; объект преобразования (его  состав и структура, свойства и т.д.); средство планирования и порядок (последовательность операций) разработки и использования  плана в конкретной учебной деятельности.

Проблематизация

Проблемное изложение (проблематизация) знаний означает преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Информация о работе Основные принципы и понятия РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова