Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 09:00, реферат
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
Введение.
1. Основные направления развития современного образования
1.1. Изменение целей образования в современном мире
1.2. Основные тенденции образования в современном мире.
2. Проблемы использование новых технологий в обучении
3. Образование в условиях глобализации
Заключение.
Основные тенденции развития образования в современном мире
Содержание.
Введение.
1. Основные направления развития современного образования
1.1. Изменение
целей образования в
1.2. Основные
тенденции образования в
2. Проблемы
использование новых
3. Образование в условиях глобализации
Заключение.
Введение.
В
последние несколько лет в
выступлениях и публикациях российских
философов, социологов, психологов и
педагогов, а также - ученых, писателей,
политиков и других представителей
отечественной интеллигенции
1.Основные направления развития образования в современном мире.
1.1. Изменение целей образования в современном мире.
Необходимо говорить о смене
парадигмы «образование-
1.2
Основные тенденции
развития современного
образования Состояние образования
в современном мире сложно и противоречиво.
С одной стороны, образование в 20-м веке
стало одной из самых важных сфер человеческой
деятельности; огромные достижения в этой
области легли в основу грандиозных социальных
и научно-технологических преобразований,
характерных для уходящего века. С другой
стороны, расширение сферы образования
и изменение ее статуса сопровождаются
обострениями проблем в этой сфере, которые
свидетельствуют о кризисе образования.
И, наконец, в последние десятилетия в
процессе поисков путей преодоления кризиса
образования происходят радикальные изменения
в этой сфере и формирование новой образовательной
системы. Место образования в жизни общества
во многом определяется той ролью, которую
играют в общественном развитии знания
людей, их опыт, умения, навыки, возможности
развития профессиональных и личностных
качеств. Эта роль стала возрастать во
второй половине 20-го века, принципиально
изменившись в его последние десятилетия.
Информационная революция и формирование
нового типа общественного устройства
- информационного общества - выдвигают
информацию и знание на передний план
социального и экономического развития.
Изменения в сфере образования неразрывно
связаны с процессами, происходящими в
социально-политической и экономической
жизни мирового сообщества. Именно с этих
позиций попытаемся выделить и проанализировать
основные тенденции мирового образования.
Эволюция знания в основной источник стоимости
в информационном обществе. По мере общественного
развития отчетливо проявляется то, что
в качестве источника прибыли все чаще
выступают знания, инновации и способы
их практического применения. То, что знание
начинает занимать ключевые позиции в
экономическом развитии, радикально изменяет
место образования в структуре общественной
жизни, соотношение таких ее сфер, как
образование и экономика. Приобретение
новых знаний, информации, умений, навыков,
утверждение ориентации на их обновление
и развитие становятся фундаментальными
характеристиками работников в постиндустриальной
экономике. Новый тип экономического развития,
утверждающийся в информационном обществе,
вызывает необходимость для работников
несколько раз в течение жизни менять
профессию, постоянно повышать свою квалификацию.
Сфера образования существенно пересекается
в информационном обществе с экономической
сферой жизни общества, а образовательная
деятельность становится важнейшей компонентой
его экономического развития. Не нужно
также забывать, что информация и теоретическое
знание являются стратегическими ресурсами
страны и, наряду с уровнем развития образования,
во многом определяют ее суверенитет и
национальную безопасность. Становление
образования как важнейшего фактора преодоления
отсталости в развитии большей части человечества.
Переход от индустриального к информационному
обществу, постепенно осуществляющийся
в развитых странах, грозит обострить
до предела одну из сложнейших глобальных
проблем современности - проблему преодоления
отсталости в развитии многих стран. Информационный
разрыв, накладываясь на индустриальный
разрыв, вместе создают двойной технологический
разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях
между развитыми и развивающимися странами
сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые
противоречия, которые будут терзать человеческое
сообщество. Для того чтобы создание современной
информационной инфраструктуры в развивающихся
странах способствовало не только повышению
прибылей развитых стран, участвующих
в финансировании этого процесса, но и
главным образом - преодолению социально-экономической
отсталости, необходимо использование
новых технологий, как в международном
бизнесе, так и в самых различных сферах
жизни в развивающихся странах. А это требует
и современных технических систем, и определенных
знаний, навыков, умений, моделей поведения
у граждан этих стран. Становление информационного
общества требует качественного повышения
человеческого, интеллектуального потенциала
развивающихся стран и тем самым выдвигает
сферу образования на первый план общественного
развития. От решения проблем образования,
которые всегда остро стояли в развивающихся
странах и которые еще более усугубились
в последние десятилетия в связи с бурным
развитием информационных технологий,
зависят сейчас перспективы социально-экономического
развития этих стран, решения глобальной
проблемы преодоления отсталости в мире..
Все в большей степени образование перестает
отождествляться с формальным школьным
и даже вузовским обучением. Любая деятельность
ныне трактуется как образовательная,
если она имеет своей целью изменить установки
и модели поведения индивидов путем передачи
им новых знаний, развития новых умений
и навыков. Функции образования выполняют
самые различные социальные институты,
а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные
функции берут на себя предприятия. Так,
крупные промышленные предприятия обязательно
имеют в своем составе подразделения,
занимающиеся подготовкой и переподготовкой
кадров. Неформальное образование имеет
целью компенсировать недостатки и противоречия
традиционной школьной системы и часто
удовлетворяет насущные образовательные
потребности, которые не в состоянии удовлетворить
формальное образование. Как отмечается
в докладе Юнеско "Учиться быть",
образование не должно больше ограничиваться
стенами школы. Все существующие учреждения,
независимо от того, предназначены они
для обучения или нет, должны использоваться
в образовательных целях. Переход от концепции
функциональной подготовки к концепции
развития личности. Суть этого перехода
заключается не только в смене приоритетов:
от государственного заказа на подготовку
специалистов к удовлетворению потребностей
личности. Новая концепция предусматривает
индивидуализированный характер образования,
который позволяет учитывать возможности
каждого конкретного человека и способствовать
его самореализации и развитию. Это станет
осуществимым посредством разработки
разных образовательных программ в соответствии
с разными индивидуальными возможностями
как учащихся, так и преподавателей. Важным
фактором в этом направлении развития
образования является формирование у
учащихся умений учиться, умений самостоятельной
когнитивной деятельности с использованием
современных и перспективных средств
информационных технологий. Еще в недалеком
прошлом хороший почерк был гарантией
спокойной и обеспеченной жизни до старости.
Последние десятилетия характерны ускорением
обновляемости технологий и знаний в различных
сферах деятельности человека. Школьного
и даже вузовского образования сегодня
уже надолго не хватает. Президент корпорации
Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам
нужны специалисты не с четырех и даже
с шестилетним, а сорокалетним образованием".
Развитие концепции непрерывного образования,
стремление реализовать ее на практике
обострили в обществе проблему образования
взрослых. Произошло радикальное изменение
взглядов на образование взрослых и его
роль в современном мире. Оно рассматривается
сейчас как магистральный путь преодоления
кризиса образовательной системы, формирования
адекватной современному обществу системы
образования. Превращение знаний в основной
общественный капитал, возрастание выгод,
связанных с получением знаний, заключается
в том, что выгоды от него получает человек,
который потребляет этот товар, общество
в целом и конкретные предприятия. Отсюда
вытекают основания для смешанного финансирования
образования, развитие рыночных отношений
в этой сфере. Развитию рыночных отношений
в сфере образования способствует и обострение
проблемы государственного финансирования.
«Если в 60-х годах в большинстве стран
резко возросла доля валового национального
продукта, направляемого на образование,
то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве
как развитых, так и развивающихся стран
государственные затраты на образование
сокращаются или, что встречается гораздо
реже, стабилизируются. Даже в США, где
самой приоритетной областью социальной
политики государства является образование
(эту отрасль в США по праву называют "государством
в государстве"), на нужды которого выделяется
больше средств, чем на оборону, проблемы
государственного финансирования обострились.
В России общая для большинства стран
тенденция к сокращению государственного
финансирования системы образования усиливается
общими экономическими проблемами переходного
периода. В результате доля расходов на
просвещение и подготовку кадров в федеральном
бюджете снизилось с 6% в 1992г. до 3-4% в 1996г.
Поиск путей выхода из финансового кризиса
систем образования многих стран привел
к появлению не только национальных, но
и мировых рынков образовательных услуг.
Так, в середине 90-х годов общая стоимость
предоставления таких услуг иностранным
гражданам оценивалась примерно в 100 млрд.
долларов США в год, что сопоставимо с
размером общего бюджета целого ряда государств.
Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали
США, которые проводят целенаправленную
работу по "рекрутированию" студентов»[1].
Перечисленные тенденции определяют основные
направления в развитии новой образовательной
системы. Принципиальное отличие этой
новой системы от традиционной заключается
в ее технологической базе. Технологические
элементы крайне неразвиты в традиционном
образовании, которое опирается в основном
на обучение "лицом к лицу" и печатные
материалы. Новая образовательная система
ориентирована на реализацию высокого
потенциала компьютерных и телекоммуникационных
технологий. Именно технологический базис
новых информационных технологий позволяет
реализовать одно из главных преимуществ
новой образовательной системы - обучение
на расстоянии или, как его называют иначе,
дистанционное обучение. Основной тенденцией
современного образования является постепенное
смещение приоритетов от прямого обучения
к индивидуальному контакту со студентами.
Ключевые лекции и семинарские занятия
остаются, конечно, незаменимыми, однако
существенная часть учебного процесса
может проходить во время индивидуальных
консультаций с преподавателями по конкретным
темам или проблемам. В качестве основной
черты современного образования можно
назвать его диалогичность, которая проявляется
в сосуществовании как различных подходов
к преподаванию, так и самих методов преподавания.
Уже при подготовке студентов педагогических
вузов надо формировать их ментальную
совместимость, умение и любовь вести
полемику. Для обеспечения ментальной
совместимости учителей они сами должны
уметь: – вести безоценочный диалог с
коллегами; – определять степень взаимодополнения
и взаимообогащения различных методических
концепций при условии сохранения их самобытности
и самостоятельности; – формулировать
проблемы в категориях целей и решений
(без «перехода на личности»[2]). Выпускнику
современной школы нужны не сумма знаний
и умений, а способности к их получению;
не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Саморазвитию научить напрямую нельзя
– эта способность не передается. Но педагог
может создать условия для «выращивания»
этой способности. Умение создать такие
условия становится профессиональным
требованием к педагогу. Для реализации
новых целей образования нужен новый учитель
– педагог-профессионал. В отличие от
специалиста в предметной области профессионал
должен уметь работать с процессами образования
и развития. Педагог-профессионал – это
уже не транслятор предметных знаний,
он становится организатором учебной
работы по решению творческих задач, многоплановой
социально значимой деятельности подростков
и юношей. Педагог имеет дело с человеком
развивающимся, его действия строятся
на знании психологии личности, основных
подходов к пониманию и объяснению характера,
развития личности в определенные периоды
жизни. Поэтому каждый учитель должен
получить психологическое образование
и психологическую подготовку. Психологическое
образование невозможно получить путем
простого суммирования различных психологических
дисциплин, а психологическую подготовку
– несколькими часами студенческой практики.
Поэтому при обучении студентов в педагогических
вузах и на курсах повышения квалификации
учителей целесообразно ввести курс «Психологической
антропологии» – целостного учения о
субъективной реальности человека, его
становлении и развитии в образовании.
Этот курс должен стать основой психологического
образования педагога[3].
2. Проблемы использования новых технологий в образовании
На
данный момент в современном обществе
происходит неудержимое развитие информационных
технологий, особенно в области мультимедиа,
виртуальной реальности и глобальных
сетей. Использование этих технологий
в различных сферах жизнедеятельности
человека породило немало философских,
теоретико-методологических и социально-экономических
проблем. Наибольший общественный резонанс
вызывает феномен глобальной компьютерной
сети Интернет. Интернет представляет
собой удобный источник разнообразных
сведений, качественно меняющий всю систему
накопления, хранения, распространения
и использования коллективного человеческого
опыта. Под Интернет-технологиями, видимо,
следует понимать различные виды услуг,
представляемые пользователю глобальной
сети: электронную почту и листы рассылки,
сервис WWW, чат-беседу, html-форумы, гостевые
книги, ICQ, телеконференции, news-серверы,
ftp-серверы и другие виды услуг. Или под
Интернет-технологиями следует понимать
технологии ActiveX: браузер Internet Explorer, редактор
веб-страниц FrontPage 97, веб-совместимый пакет
Office 97, языки программирования VBScript, JavaScript
и другие? Так или иначе, я под Интернет-технологиями
буду понимать совокупность программных
продуктов и технологий Интернет и различных
видов услуг. Освоение Интернета - это
освоение новой информационной среды
со специфическими средствами деятельности
в ней. Эти средства позволяют не только
оперативно получать информацию, но и
развивают мышление, дают человеку возможность
по-новому решать творческие задачи, изменять
сложившийся стиль мыслительной деятельности.
Интернет, являясь достижением ХХ века,
несомненно, определяет успех информатизации
общества в ХХI веке. Однако на сегодняшний
день наблюдается постепенный отход от
восторженности возможностями Интернет
к осознанию и поиску путей разрешения
различных проблем, вызванных все более
широким использованием средств телекоммуникаций
в различных сферах жизнедеятельности
человека. Диапазон этих проблем простирается
от этических до экологических. Такое
отношение к использованию современных
информационных технологий отражает необходимый
и естественный этап развития общества.
Ведь «основным объектом, подвергающимся
влиянию информационных технологий, является
человек. Технические и информационные
средства становятся некоторым продолжением
не только тела человека, но и его разума.
Расширяя свои возможности, человек все
больше и больше попадает в неосознанную
зависимость от искусственной техносреды,
им же самим созданной. При столь качественно
новых социальных преобразованиях, естественно,
изменяются и требования к членам общества»[4].
Что является необходимым условием для
комфортного существования личности в
информационном обществе? Как подготовить
личность во всех ее аспектах к гармоничному
развитию? Кто и как должен этим заниматься?
Попытаемся найти ответы на поставленные
вопросы. Для обеспечения успешности решения
проблем, возникающих в процессе информатизации
общества, необходимо, на наш взгляд, формировать
и развивать информационную культуру
личности. И решать эту задачу призвана
система непрерывного образования, различные
ступени которой также испытывают влияние
информатизации. Из всех социальных институтов
именно образование является основой
социально-экономического и духовного
развития любого общества. Образование
определяет положение государства в современном
мире и человека в обществе. Если информатизация
образования утратит гуманитарный аспект,
то общество неминуемо подвергнется риску
деградации человеческих отношений и
контактов как основы взаимопонимания.
Создание принципиально новой техники
не сделало машины основным фактором социальной
жизни, а лишь увеличило роль и значение
собственно человеческих факторов. Технократические
тенденции электронного обучения оказываются
несовместимыми с основной тенденцией
современного образования, состоящей
в переходе от знаниевой к личностной
парадигме педагогического процесса.
Перед образованием на современном этапе
ставятся задачи разработки методологии,
методов и способов соединения информационных,
демонстрационных и интерактивных возможностей
компьютерных технологий, в том числе
Интернет, в целях достижения образовательного
и развивающего эффекта в становлении
личности. Исходя из текущего состояния
информатизации общества, необходимо
расширить уже сложившееся представление
об информационной культуре личности.
Для безопасного существования и гармоничного
развития членов общества информационная
культура должна отражать следующие аспекты:
информационная этика, эстетика, эргономика
информационных технологий, информационная
безопасность, не только в смысле защиты
информации, но и в смысле защиты человеческой
психики. Сегодня можно говорить об активизации
процесса использования Интернет -технологий
в современном школьном образовании. Этот
процесс ставит ряд острых проблем, являющихся
предметом обсуждения ученых, учителей,
работников образования, связывающих
развитие школы с активным использованием
Интернет - технологий, созданием единого
информационного образовательного пространства,
способствующего развитию и самореализации
учащихся.
3. Образование в условиях глобализации.
Важной
чертой развития образования
является его глобальность. Эта черта
отражает наличие интеграционных процессов
в современном мире, интенсивных взаимодействий
между государствами в разных сферах общественной
жизни. Образование из категории национальных
приоритетов высоко развитых стран переходит
в категорию мировых приоритетов. Современная
цивилизация вступает на принципиально
новую информационную (постиндустриальную)
ступень своего развития, когда ведущей
мировой тенденцией признается глобализация
социальных и культурных процессов на
Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными
сторонами, породила и ряд серьезных глобальных
проблем: социальных, экономических, экологических
и духовно-нравственных. В соответствии
со стратегией устойчивого развития современной
цивилизации, принятой на конференции
ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется
новая концепция образования, опережающая
перспективы XXI столетия. Глобальную миссию
в сфере образования осуществляет университет
ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный
в 1975 году и являющийся частью системы
ООН. Университет является уникальной
образовательной исследовательской структурой,
представляющей собой сообщество ученых
и выполняющей функцию форума "для поиска
новых концептуальных подходов к разработке
и решению мировых проблем[5]" . Всесторонний
анализ и разработку целей, форм и средств
модернизации образования осуществляет
ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой
опыт теории и практики в сфере образования
и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует
обмену и распространению наиболее положительных
результатов, позволяет государствам
и органам управления образованием проанализировать
согласованность своей политики с общими
тенденциями развития образования. Сотрудничество
стран в области образования является
одной из существенных сторон деятельности
Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.
Широкие возможности для международного
сотрудничества и обмена опытом просматриваются
в сфере развития новых информационных
технологий и коммуникаций. Одним из примеров
такого сотрудничества в области внедрения
новых информационных технологий в сфере
образования явилось проведение конгресса
"Образование и информатика: за укрепление
международного сотрудничества" (Париж,
12-24 апреля 1989 года)[6] . В международном
плане процесс конвергенции (сближения
идей, институциональных моделей и практики
работы ВУЗов) вероятно, будет углубляться.
Об этом свидетельствует получившая широкое
распространение новая международная
модель образования, в которой прослеживается
склонность к внедрению одинаковых структур
и практики в различных системах образования.
В соответствии с этой новой моделью образование
должно быть демократическим, релевантным,
непрерывным, гибким и недифференцированным.
Анализируя тенденции современного образования,
можно выделить два глобальных процесса,
которые, с одной стороны, противостоят
друг другу, а с другой - взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации
и интернационализации образования. Диверсификация
связана с организацией новых образовательных
учреждений, с приданием образовательных
функций общественным учреждениям, с введением
новых направлений обучения, новых курсов
и дисциплин, созданием междисциплинарных
программ. Изменяется процедура набора
обучающихся, методы и приемы обучения.
Реорганизуется система управления образованием,
структура учебных заведений и порядок
их финансирования. Интернационализация
образования, напротив, направлена на
сближение национальных систем, нахождение
и развитие в них общих универсальных
концептов и компонентов, тех общих оснований,
которые составляют основу разнообразия
национальных культур, способствуя их
взаимообогащению[7]. Инструментами интернационализации
выступают обмен студентами, преподавателями
и исследователями, признание дипломов
и ученых степеней, общие стандарты образования
и др. Примером интеграционных процессов
в сфере высшего образования стран европейского
сообщества являются программы ЭРАЗМУС
и КОМЕТТ, разработанные для объединения
усилий высшей школы с целью подготовки
специалистов для "европейской экономики".
Россия принимает активное участие в утвержденном
ЮНЕСКО в 1989 году Плане действий по усилению
межвузовского сотрудничества и академической
мобильности. В рамках Плана осуществляется
обмен информацией, профессорско-преподавательским
персоналом и студентами. Подготовлена
межправительственная Рекомендация о
взаимном признании документов об окончании
средних учебных заведений, дипломов и
ученых степеней. Участие в ЮНЕСКО нашей
страны способствует реформированию российской
системы образования, совершенствованию
законодательства с учетом сложившихся
мировых стандартов[8]. Необходимо отметить,
что интернационализацию не следует понимать
как универсализацию образования, т.е.
как создание идентичных национальных
образовательных систем. Скорее, процесс
интернационализации способствует развитию
национальных систем образования, стимулируя
их к достижению одинаково высоких стандартов
образования. Что же касается путей и средств
достижения этих стандартов, то каждая
страна самостоятельно определяет и выбирает
их в соответствии со своими потребностями,
особенностями культуры и образовательными
традициями. Таким образом, процессы диверсификации
и интернационализации образования не
противоречат, а скорее взаимно дополняют
друг друга, определяя развитие образования
и внося вклад в достижение высоких стандартов.
Выше уже говорилось о том, что любые глобальные
проблемы современного состояния общества
связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим
потенциалом человека и социума, и без
коренных изменений в сфере образования
решить эти проблемы не удастся. Такая
возможность может иметь место лишь на
пути интеграции различных систем образования,
конечно, при сохранении основных национальных
особенностей.
Информация о работе Основные тенденции развития образования в современном мире