Основные тенденции развития образования в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 09:00, реферат

Краткое описание

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Содержание

Введение.
1. Основные направления развития современного образования
1.1. Изменение целей образования в современном мире
1.2. Основные тенденции образования в современном мире.
2. Проблемы использование новых технологий в обучении
3. Образование в условиях глобализации
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

тенденц разв реферат.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

  Основные  тенденции развития образования в  современном мире

  Содержание.

  Введение.

1. Основные направления развития современного образования   

1.1. Изменение  целей образования в современном  мире

1.2. Основные  тенденции образования в современном  мире.   

2. Проблемы  использование новых технологий  в обучении

   3. Образование в условиях глобализации

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  В последние несколько лет в  выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и  педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой  интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции  общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы. При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование-обучение вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека. Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О. Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и постсоветском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было монокультуру. Трансляция же культуры, обнаружившей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Основные  направления развития  образования в  современном мире.

  1.1. Изменение целей  образования в  современном мире.          

    Необходимо говорить о смене  парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое субкультурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия.            Именно философия как то, что работает не с, а над культурными смыслами и является метакультурным феноменом, может стать главным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта. служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства.           Конечно, подобное изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Когда образование перестает быть простой трансляцией культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут являться его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они, в этих условиях, безусловно, должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся параметрам реальности. И в первую очередь речь здесь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования. Так, широко известен, а в ряде стран (в том числе и в России) возведен в ранг Закона тезис о гуманистическом характере образования - как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда есть цель и никогда не должен являться средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности. Но новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться без предварительного отчуждения, выделения Себя из среды, массы, толпы. А сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным, причем вовсе не из-за коллективистского коммунистического прошлого, а по причинам, имеющим гораздо более глубокие и значительные исторические корни. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию, что неминуемо предполагает изрядную долю душевной боли и духовных терзаний, а традиционный гуманизм требует: «не навреди! не задень!» А можно ли не задеть, когда ставится задача создать такое пространство, в котором «образующийся» экзистенциально обнажится для себя, когда для сознания обнажается Мир, когда и с Себя и с Мира срываются фальшивые покровы и маски? Конечно, это и больно, и неприятно, но эта боль - мощнейший ресурс для роста и развития. Кроме того, ведь еще есть и существенная разница между насилием и усилием, без которого вообще невозможны какие-либо душевные и духовные движения, и, соответственно - новое образование, ориентированное на развитие.        Следует обратить внимание и на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения.        Еще одна проблема традиционного образования, требующая безусловного разрешения в образовании новом, это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все же, что связано лишь с заботой о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за которым прячется избегание экзистенциальной ответственности образующим педагогом.  
 
 
 
 
 

  1.2 Основные тенденции  развития современного  образования          Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной       стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер       человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в       основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований,       характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы      образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в       этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в       последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса       образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование       новой образовательной системы.           Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью,  которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения,  навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта    роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и  экономического развития.  Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами,    происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового  сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать    основные тенденции мирового образования.      Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их      практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые       позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в       структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и       экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков,       утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся       фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной       экономике.      Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном       обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение       жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера       образования существенно пересекается в информационном обществе с       экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность       становится важнейшей компонентой его экономического развития.  Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются       стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования,       во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.      Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в       развитии большей части человечества. Переход от индустриального к       информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,       грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем       современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран.       Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе       создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во       взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то       возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать       человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в  развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых   стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом -  преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование  новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных  сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных  технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества   требует качественного повышения человеческого, интеллектуального       потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на       первый план общественного развития. От решения проблем образования,       которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более       усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием       информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы       преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени      образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже   вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как    образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели    поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений    и навыков.      Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не    только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя       предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в       своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой       кадров.   Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и       противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные     образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить       формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть",       образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все       существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для       обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.      Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития       личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов:       от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению       потребностей личности. Новая концепция предусматривает       индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать       возможности каждого конкретного человека и способствовать его       самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки       разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными       возможностями как учащихся, так и преподавателей.      Важным фактором в этом направлении развития образования является    формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств  информационных технологий.         Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости   технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и  даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент   корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не  с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".      Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на       практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло       радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в       современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь       преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной       современному обществу системы образования.         Превращение знаний в основной общественный капитал,     возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что   выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в    целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного  финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. «Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого   на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как    развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.   Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики   государства является образование (эту отрасль в США по праву называют   "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше     средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования       обострились.  В России общая для большинства стран тенденция к сокращению       государственного финансирования системы образования усиливается общими       экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов       на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в       1992г. до 3-4% в 1996г.      Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран    привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков  образовательных услуг. Так, в середине 90-х годов общая стоимость   предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в   100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по "рекрутированию"     студентов»[1].        Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой   образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от    традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические       элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в       основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая       образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала       компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет  реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное      обучение.     Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми,   однако существенная часть учебного процесса может проходить во время   индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или       проблемам.      В качестве основной черты современного образования можно назвать его       диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных       подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Уже при       подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную       совместимость, умение и любовь вести полемику.  Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:      – вести безоценочный диалог с коллегами;      – определять степень взаимодополнения и взаимообогащения различных       методических концепций при условии сохранения их самобытности и       самостоятельности;      – формулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на       личности»[2]).         Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.   Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель –  педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития.     Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он   становится организатором учебной работы по решению творческих задач,       многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей.      Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на       знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению       характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую       подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого       суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую       подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при       обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения       квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической       антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его       становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой       психологического образования педагога[3]. 

  2. Проблемы использования  новых технологий  в образовании

  На  данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие       информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной       реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных       сферах жизнедеятельности человека породило немало философских,      теоретико-методологических и социально-экономических проблем.       Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной   сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных  сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения,    распространения и использования коллективного человеческого опыта.             Под Интернет-технологиями, видимо, следует понимать различные виды       услуг, представляемые пользователю глобальной сети: электронную почту и       листы рассылки, сервис WWW, чат-беседу, html-форумы, гостевые книги, ICQ,  телеконференции, news-серверы, ftp-серверы и другие виды услуг. Или под       Интернет-технологиями следует понимать технологии ActiveX: браузер       Internet Explorer, редактор веб-страниц FrontPage 97, веб-совместимый   пакет Office 97, языки программирования VBScript, JavaScript и другие? Так  или иначе, я под Интернет-технологиями буду понимать совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг.  Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со    специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не    только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают   человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять  сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением  ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке.    Однако на сегодняшний день наблюдается постепенный отход от восторженности возможностями Интернет к осознанию и поиску путей разрешения различных  проблем, вызванных все более широким использованием средств       телекоммуникаций в различных сферах жизнедеятельности человека. Диапазон этих проблем простирается от этических до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Ведь «основным объектом, подвергающимся влиянию информационных технологий, является человек.  Технические и информационные средства становятся некоторым продолжением не   только тела человека, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек   все больше и больше попадает в неосознанную зависимость от искусственной   техносреды, им же самим созданной. При столь качественно новых социальных преобразованиях, естественно, изменяются и требования к членам общества»[4]. Что является необходимым  условием для комфортного существования личности в информационном обществе?  Как подготовить личность во всех ее аспектах к гармоничному развитию? Кто   и как должен этим заниматься? Попытаемся найти ответы на поставленные   вопросы.  Для обеспечения успешности решения проблем, возникающих в процессе   информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и  развивать информационную культуру личности. И решать эту задачу призвана  система непрерывного образования, различные ступени которой также   испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно  образование является основой социально-экономического и духовного развития    любого общества. Образование определяет положение государства в    современном мире и человека в обществе. Если информатизация образования    утратит гуманитарный аспект, то общество неминуемо подвергнется риску  деградации человеческих отношений и контактов как основы взаимопонимания.  Создание принципиально новой техники не сделало машины основным фактором  социальной жизни, а лишь увеличило роль и значение собственно человеческих   факторов. Технократические тенденции электронного обучения оказываются несовместимыми с основной тенденцией современного образования, состоящей в переходе от знаниевой к личностной парадигме педагогического процесса.  Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки       методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего   эффекта в становлении личности.       Исходя из текущего состояния информатизации общества, необходимо расширить уже сложившееся представление об информационной культуре личности. Для  безопасного существования и гармоничного развития членов общества информационная культура должна отражать следующие аспекты: информационная этика, эстетика, эргономика информационных технологий, информационная безопасность, не только в смысле защиты информации, но и в смысле защиты  человеческой психики.          Сегодня можно говорить об активизации процесса использования Интернет -технологий в современном школьном образовании. Этот процесс ставит ряд острых проблем, являющихся предметом обсуждения ученых, учителей, работников образования, связывающих развитие школы с активным использованием Интернет - технологий, созданием единого информационного образовательного пространства, способствующего развитию и   самореализации учащихся.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

   3. Образование в  условиях глобализации.    

   Важной  чертой развития образования  является его    глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в   современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных   сферах общественной жизни. Образование из категории национальных     приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых    приоритетов.       Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных.  В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума "для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем[5]" .    Всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой опыт теории и практики в сфере образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов, позволяет государствам и органам управления образованием проанализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образования. Сотрудничество стран в области образования является одной из существенных сторон деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.    Широкие возможности для международного сотрудничества и обмена опытом просматриваются в сфере развития новых информационных технологий и коммуникаций. Одним из примеров такого сотрудничества в области внедрения новых информационных технологий в сфере образования явилось проведение конгресса "Образование и информатика: за укрепление международного сотрудничества" (Париж, 12-24 апреля 1989 года)[6] .    В международном плане процесс конвергенции (сближения идей, институциональных моделей и практики работы ВУЗов) вероятно, будет углубляться. Об этом свидетельствует получившая широкое распространение новая международная модель образования, в которой прослеживается склонность к внедрению одинаковых структур и практики в различных системах образования. В соответствии с этой новой моделью образование должно быть демократическим, релевантным, непрерывным, гибким и недифференцированным.    Анализируя тенденции современного образования, можно выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования.  Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.    Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению[7].    Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др. Примером интеграционных процессов в сфере высшего образования стран европейского сообщества являются программы ЭРАЗМУС и КОМЕТТ, разработанные для объединения усилий высшей школы с целью подготовки специалистов для "европейской экономики".    Россия принимает активное участие в утвержденном ЮНЕСКО в 1989 году Плане действий по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности. В рамках Плана осуществляется обмен информацией, профессорско-преподавательским персоналом и студентами. Подготовлена межправительственная Рекомендация о взаимном признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов и ученых степеней. Участие в ЮНЕСКО нашей страны способствует реформированию российской системы образования, совершенствованию законодательства с учетом сложившихся мировых стандартов[8].   Необходимо отметить, что интернационализацию не следует понимать как универсализацию образования, т.е. как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких стандартов образования. Что же касается путей и средств достижения этих стандартов, то каждая страна самостоятельно определяет и выбирает их в соответствии со своими потребностями, особенностями культуры и образовательными традициями.    Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов.    Выше уже говорилось о том, что любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума, и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные тенденции развития образования в современном мире