Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:12, реферат
Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приёмах. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
Целью психолого-педагогических исследований является анализ изменений, происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс [6, c. 34].
Основные характеристики и структура метода беседы………………………… 3
Проблема общения в психологии.
Анализ ситуации проведения беседы…………………………………….................7
Вербальное и невербальное общение в процессе бесед …………………….10
Вывод………………………………………………………………………………..15
Список использованных источников……..………………………………….......16
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.
Выражение лица - мимика - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции : счастье, любовь, удивление; труднее - отрицательные: печаль, гнев, отвращение. Наиболее информативны в данном случае положение бровей, «открытость» или прищуренность глаз, положение губ. Особенно экспрессивны губы человека. 'Гак, плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, но может зависеть от региональных и культурных различий. Поэтому, следует быть осторожным в ее истолковании [3, с. 289].
Легко поддерживается визуальный контакт при обсуждении приятной темы; собеседники избегают его, обсуждая запутанные или неприятные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в подобных случаях воспринимается как признак враждебности, создает неблагоприятное впечатление о смотрящем . Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, то он еще не закончил говорить, По завершении своего высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор [5, с. 121].
Можно оценить и тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фраз, частоту пауз, наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, несколько труднее нервозность, ревность. Сила и высота голоса тоже несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Так, например, радость, недоверие, энтузиазм передаются высоким голосом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков; печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, обеспокоен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит и тот, кто стремится убедить своего собеседника. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, при попытках обмануть.
Установку и чувства человека во многом можно определить по тому, как он стоит, или сидит, но его жестам и движениям. Поза говорящего, склоняющегося к сидящему, более способствует развертыванию общения, поскольку она свидетельствует о внимании, В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую, защитную установку. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, - признак неповиновения, или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении; хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы поощряя собеседника продолжить речь. Кивки головой действуют на собеседника одобряюще, однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.
Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.
Другим важным фактором является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Обычно, чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. При этом социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 3,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям [9, с. 301].
Невербальное общение позволяет точнее понять сказанное. В том случае, когда невербальные «сообщения» противоречат сказанным словам, следует особенно внимательно отнестись к этому обстоятельству. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто продуманно, оставляя себе время для оценки происходящего и принятия решения.
ВЫВОД
Беседа как метод педагогического исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков.
Суть метода беседы заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых.
При продумывании вспомогательных вопросов педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы.
Большое значение для успешной беседы имеет успешность педагога в вербальном и невербальном общении.
Для повышения надежности результатов беседы и снятая неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
8.Полонский В.М. Оценка
качества научно-
исследований. / В.М. Полонский. - М.: Педагогика,
1987. - 144 с.
9.Шевандрин П.И. Психодиагностика,
коррекция и развитие личности
/
Н.И. Шевардин. - М.: Академия, 1998. - 252 с.
10.Щербаков А.И. Практикум
по возрастной и педагогической
психологии: Учеб. пособ. / А.И. Щербаков.
М.: Педагогика, 1987. - 326 с.
Информация о работе Основные характеристики и структура метода беседы