Основные этапы развития педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.

Содержание

Введение.
1. Этапы развития педагогики 3
1.1.Эмпирический этап развития педагогики: 5-10
1.1.1.Первобытно-общинный строй 5- 6
1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины) 6- 8
1.1.3.Древний Рим и Римская империя 8-10
1.2.Этап формирования педагогики как науки: 11-17
1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.) 11
1.2.2.Возрождение (ХIV—ХVI вв.) 11-12
1.2.3.XVII в 12-14
1.2.4.Просвещение (XVIII в.) 15
1.2.5.XIX в 15-17
1.3.Этап развития педагогической науки XX в. 18-21
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология реферат .docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА

(РОАТ МИИТ)

 

Кафедра: «Философия, социология и история »

Факультет: «Экономический факультет»

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПСИХОЛОГИЯ»

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

Москва 2013 г

 

Содержание

Введение.

  1. Этапы развития педагогики                                                       3

1.1.Эмпирический этап развития  педагогики:                           5-10

1.1.1.Первобытно-общинный  строй                                  5- 6

1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины)                       6- 8

1.1.3.Древний Рим и Римская империя                             8-10

     1.2.Этап формирования педагогики как науки:                        11-17

1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.)                                11

     1.2.2.Возрождение (ХIV—ХVI вв.)                                  11-12

     1.2.3.XVII в                                                                         12-14

     1.2.4.Просвещение (XVIII в.)                                               15

     1.2.5.XIX в                                                                           15-17

      1.3.Этап развития педагогической науки XX в.                        18-21

    Заключение                                                                                        21

Список литературы                                                                               22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая  наука в одном и том же объекте  изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает  воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил  и производственных отношений; история  – как частный момент истории  классовой борьбы и классовой  политики; психология – в связи  с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность  любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется  никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и  сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более  становятся наукой об общих закономерностях  воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает  свою теорию, наполняется новым содержанием  и осуществляет дифференциацию своих  исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время  понятием «педагогика» обозначается целая  система педагогических наук.

Педагогика как наука  представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования  педагогического процесса, а также  поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах  и формах обучения и воспитания человека.

Тема данного реферата «Основные этапы развития педагогической науки»  меня заинтересовала тем, что  в процессе изучения основных вопросов я получу представление о том, как в течение веков формировалась  система подготовки человека к жизни  в обществе. При написании реферата мной исследовались следующие вопросы:

Этапы развития педагогики, в том числе:

-Эмпирический этап развития  педагогики

-Этап формирования педагогики  как науки

-Этап развития педагогической  науки 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что от уровня развития педагогики и знания ее основных направлений  и принципов зависит формирование полноценного современного  общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этапы развития педагогики

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни  растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося  опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную  потребность общества и стали  важнейшей предпосылкой его развития.

Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить  на три больших этапа.

1.1.Эмпирический этап развития педагогики.

1.1.1. Первобытно-общинный строй.

Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало  опыт обучения и воспитания различных  времен и народов, создания различных  образовательных учреждений.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями  человека, на самом раннем этапе  возникновения общества. Поэтому  практика воспитания первоначально  определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения  к младшему. Воспитание было таким  же общественным явлением, как и  любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей  учили ухаживать за животными  и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья  учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни  первобытного человека был тесно  связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих  праздников, в которые посвящали  и детей. Дети должны были знать историю  рода, обычаи и т. д. Детей учили  участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали  устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную  отрасль науки.

Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и  вместе с ним, усложнялись процесс  и цели воспитания.

В начале педагогическая мысль  оформлялась в виде отдельных  суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой  были правила поведения и отношения  между родителями и детьми.

До того как зародилась письменность, эти суждения имели  устное бытование и до нашего времени  дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого  этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных  песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они  обрели более «сухую», не иносказательную  форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.1

1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины).

На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и  городские школы, системы иезуитского  и христианско-католического обучения.

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного  и педагогического процесса считалось  воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже  могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому  занимались воспитанием мальчиков  в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться  быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в  еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили  мальчиков, – беспрекословно подчиняться  старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши  проходили специальную военную  подготовку, а затем зачислялись  в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение  к рабам и физическому труду  и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными  к управлению рабами. Образование  ограничивалось обучением письму и  счету. Так же как и мужчины, девушки  участвовали в спортивных состязаниях  и празднествах. В то время, когда  мужчины-воины участвовали в военных  действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим  охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в  строгом подчинении.

В отличие от Спарты, целью  воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен  и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались  в семье. Огромное внимание уделялось  физическому развитию детей. Чтобы  дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с  малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились  играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а  воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста  дети обучались чтению, письму и  счету, затем в школе кифариста  учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание –  учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий  этап обучения – палестра, где подростки  овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание  копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.2

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как  философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили  военно-физическую подготовку.

Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и  доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного  населения – народа – образование  заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование  девушек было ограничено семейным кругом.

1.1.3.Древний Рим и Римская империя.

В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда  все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального  достатка и социального положения  семьи.

Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных  родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось  совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием  девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное  светское воспитание.

Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием  и приучали к мужским занятиям.

Дети небогатых граждан  могли получить образование в  платных и частных школах. Возникают  грамматические школы, где обучались  сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали  в таких школах, были: риторика, греческий  язык, литература, история. Таким образом, благодаря появлению общественных структур, можно было проводить образовательные  занятия. Так постепенно образование  и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением.

Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

Школы ораторов появляются в годы республиканского Рима, где  юноши, чьи родители принадлежали к  высшим слоям общества, получали образование  за высокую плату, и их готовили к  высшим государственным должностям. Обучение велось таким наукам, как: риторика, греческий язык, правоведение, математика, философия.

Во времена Римской  империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями  назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало  религиозный характер.

Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки