Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:12, реферат
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
Введение.
1. Этапы развития педагогики 3
1.1.Эмпирический этап развития педагогики: 5-10
1.1.1.Первобытно-общинный строй 5- 6
1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины) 6- 8
1.1.3.Древний Рим и Римская империя 8-10
1.2.Этап формирования педагогики как науки: 11-17
1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.) 11
1.2.2.Возрождение (ХIV—ХVI вв.) 11-12
1.2.3.XVII в 12-14
1.2.4.Просвещение (XVIII в.) 15
1.2.5.XIX в 15-17
1.3.Этап развития педагогической науки XX в. 18-21
Заключение 21
Список литературы 22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА
Кафедра: «Философия, социология и история »
Факультет: «Экономический факультет»
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
Выполнил:
Проверил:
Москва 2013 г
Содержание
Введение.
1.1.Эмпирический этап
1.1.1.Первобытно-общинный
строй
1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины) 6- 8
1.1.3.Древний Рим и Римская империя 8-10
1.2.Этап формирования педагогики как науки: 11-17
1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.)
1.2.2.Возрождение
(ХIV—ХVI вв.)
1.2.3.XVII в
1.2.4.Просвещение
(XVIII в.)
1.2.5.XIX в
1.3.Этап развития педагогической науки XX в. 18-21
Заключение
Список литературы
Введение
Каждая
наука в одном и том же объекте
изучения выделяет свой предмет исследования
– ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса
развития природы и общества. Воспитание
как сложное, объективно существующее
явление изучается многими
В общей системе наук, педагогика
выступает как единственная наука,
имеющая своим предметом
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука
представляет собой совокупность знаний,
которые лежат в основе описания,
анализа, организации, проектирования
и прогнозирования путей
Тема данного реферата
«Основные этапы развития педагогической
науки» меня заинтересовала тем, что
в процессе изучения основных вопросов
я получу представление о том,
как в течение веков
Этапы развития педагогики, в том числе:
-Эмпирический этап развития педагогики
-Этап формирования педагогики как науки
-Этап развития педагогической науки
Актуальность данной темы
обусловлена тем, что от уровня развития
педагогики и знания ее основных направлений
и принципов зависит
1.Этапы развития педагогики
Обособление и формирование педагогики
как науки были вызваны к жизни
растущими потребностями
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
1.1.Эмпирический этап развития педагогики.
1.1.1. Первобытно-общинный строй.
Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.
Потребность передавать опыт
от поколения к поколению
Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.
В начале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.
До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.1
1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины).
На Западе издавна существовали
школы афинского и спартанского
воспитания, школы греческой культуры,
монастырские, городские, соборные и
городские школы, системы иезуитского
и христианско-католического
Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.
В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.
Девочки воспитывались дома,
но, так же как и мальчики, должны
были быть физически развитыми, подготовленными
к управлению рабами. Образование
ограничивалось обучением письму и
счету. Так же как и мужчины, девушки
участвовали в спортивных состязаниях
и празднествах. В то время, когда
мужчины-воины участвовали в
В отличие от Спарты, целью
воспитания в Афинах становится умственное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие человека, поскольку считался
идеальным тот, кто прекрасен
и в физическом, и в нравственном
отношении. До 7 лет все дети воспитывались
в семье. Огромное внимание уделялось
физическому развитию детей. Чтобы
дети развивались умственно, им читали
сказки, литературные произведения, играли
с ними, слушали музыку. Дети с
малых лет участвовали в
Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.
Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения – народа – образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом.
1.1.3.Древний Рим и Римская империя.
В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.
Учителя на дому занимались
с детьми богатых и знатных
родителей литературой. Воспитание
мальчиков и девочек
Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.
Дети небогатых граждан
могли получить образование в
платных и частных школах. Возникают
грамматические школы, где обучались
сыновья богатых родителей. Основным
дисциплинами, которые преподавали
в таких школах, были: риторика, греческий
язык, литература, история. Таким образом,
благодаря появлению
Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.
Школы ораторов появляются в годы республиканского Рима, где юноши, чьи родители принадлежали к высшим слоям общества, получали образование за высокую плату, и их готовили к высшим государственным должностям. Обучение велось таким наукам, как: риторика, греческий язык, правоведение, математика, философия.
Во времена Римской
империи все школы получили статус
государственных и готовили чиновников,
преданных императорской
Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки