Основные этапы развития педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.

Содержание

Введение.
1. Этапы развития педагогики 3
1.1.Эмпирический этап развития педагогики: 5-10
1.1.1.Первобытно-общинный строй 5- 6
1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины) 6- 8
1.1.3.Древний Рим и Римская империя 8-10
1.2.Этап формирования педагогики как науки: 11-17
1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.) 11
1.2.2.Возрождение (ХIV—ХVI вв.) 11-12
1.2.3.XVII в 12-14
1.2.4.Просвещение (XVIII в.) 15
1.2.5.XIX в 15-17
1.3.Этап развития педагогической науки XX в. 18-21
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология реферат .docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

На Востоке китайские  ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию  идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители  всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного  учения, необходимость всестороннего  физического и духовного развития людей, формирования у них таких  качеств, как уважительное отношение  к старшим, справедливость, вежливость, смелость.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов  и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли  о воспитании и образовании.

Демокрит писал: «Хорошими  людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает  человека и создает природу».3

Сократ видел верный путь проявления способностей человека в  самопознании:

«Кто знает себя, тот  знает, что для него полезно, и  ясно понимает, что он может и  чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».4

«С наибольшими и наиважнейшими  трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе  науки, который толкует о воспитании и обучении» М. Монтень.5

Аристотель высоко ценил  миссию воспитателя: «Воспитатели еще  более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени  повторять изученное».6

Сенека считал, что образование  должно формировать самостоятельную  личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».7

В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское  образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Этап формирования педагогики как науки.

1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.).

В период Средневековья церковь  монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное  русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу  и прогрессивную направленность античных времен. Духовенство очень  негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем». Так как ребенок  рождается во грехе и имеет  отношение к «первородному греху», то грех следует побеждать только смирением. Монахи и священники, которым  доверялось воспитание детей, обучали  в духе христианской религии, учили  читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физическим наказаниям и  все время помнили о тяжести  греха и божьей каре за неповиновение.

Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фехтовать, плавать, владеть  мечом, копьем и щитом, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи  для дамы своего сердца. Дочери феодалов воспитывались в монастырях и  обучались рукоделию, чтению, письму.

С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах  ремесленники открывали для своих  детей цеховые школы, а купцы  – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей  письму, счету, чтению, а религия  вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения. Такие городские начальные школы  подрывали монополию церкви в  области обучения.

Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и  схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы —  например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

1.2.2.Возрождение (ХIV—ХVI вв.).

В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать  распространенную в Средневековье  строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали  бережное и внимательное отношение  к ребенку, предлагали уважать ребенка  и видеть в нем личность. Большое  внимание уделялось физическому  и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной  свободы, самодеятельности. В конечном итоге, подобное воспитание способствовало развитию и проявлению светских знаний.

Во время эпохи Возрождения  выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали  под лозунгом античного изречения: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Труды ранних социалистов-утопистов  Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения  человеческого духа. Томас Мор  предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое  значение Мор придавал физическому  воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных  мастерских, чтобы дать воспитанникам  технические знания и возможность  сознательного выбора будущей профессии».

В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и  Пантагрюэль», в педагогическом сочинении  Вивеса «О порче нравов», в трактатах  Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической  образованности философов, ученых и  просветителей. В этом заключается  их отличие от современных исследований в области педагогической науки.8

Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением  взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

      1. XVII в.

Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг  Ратке(1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую  методологию, установив критерии педагогических исследований.

Джон Локк предложил систему  воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время  прибыльно вести свои дела.

Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался привести в систему  и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим  собственным. Эти изыскания воплотились  в сочинении «Великая дидактика».

В трактате проводится мысль  о том, как поставить знание закономерностей  и принципов организации педагогического  процесса на службу педагогической практики. Ученый рассматривает следующие  стадии обучения — автопсия (самостоятельное  наблюдение), автопраксия (практические действия), автохресия (применение полученных знаний и умений), автолексия (умение рассказать о результатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования возрасту человека. Весь труд Коменского освещен верой  в расцвет человеческой личности: «Человек есть самое высшее, самое  совершенное, самое превосходное творение». Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение  всех знаний, накопленных культурой  и цивилизацией. Необходимо распространение  последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной  принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обучения и воспитания.

Коменский Я.Л.  впервые  обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего  образования, разработал классно-урочный  способ обучения в школе (который  и сейчас применяется во многих странах  мира).

Основателем научной педагогика, которая зародилась в начале XVIIв., считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670).

В период с XVII по XVIII век наметился  этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных  для того времени школ. В истории  развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).

В условиях экспериментальной  школы И. Песталоцци проверял программу  обучения и воспитания бедняков, искал  ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка  через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться  на знание психологии.

В педагогическом сочинении  «Воспитание человека» Ф. Фребель  сформулировал законы воспитания. Он видел предназначение последнего в  выявлении и развитии творческого  начала человека.

В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал  на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как  крайности эмпирики, так и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные  понятия и больше поощряла самостоятельное  мышление, чтобы стать центром  отдельной области мышления и  не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт во многом определил  дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная  им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл  логику учебного процесса, или «естественную  последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое  определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического) и  соотнес их с последовательностью  учебного процесса. Он предложил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих  индивидуальность человека.

А. Дистервег сформулировал  и раскрыл два взаимосвязанных  принципа обучения и воспитания —  природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические  правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.9

1.2.4. Просвещение (XVIII в.).

Эпоха Просвещения пронизана  идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.

В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как  «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при  обучении и воспитании детей важно  учитывать их возрастные особенности.

Он считал необходимым  наличие тесной связи обучения с  жизнью и природой человека и природой как таковой.

И. Г. Песталоцци (1746–1827) –  швейцарский педагог, который целью  воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.

1.2.5.XIX в.

Следующий этап (XIX) в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.

Например, И. Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания  людьми своей нации, а образование  как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер  доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими  и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически  сопоставить историю цивилизации  и развитие воспитания.

Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие  схемы приходят философские концепции  воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере  искусств, наук, философии, но и при  утверждении жизненных ценностей.

Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием  положительных результатов образования  готовность человека жить общественными  интересами и содействовать благу  общества.

Г. Спенсер (1820-1903) настаивал  на приоритете естественнонаучного  образования как наиболее полезного  для нужд каждого человека.

В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.

Продолжая идею образования  эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности  ребенка в процессе обучения. Дистервег(1790–1866) и его сторонники проповедовали  и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных  характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.

Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки