Основные этапы развития педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.

Содержание

Введение.
1. Этапы развития педагогики 3
1.1.Эмпирический этап развития педагогики: 5-10
1.1.1.Первобытно-общинный строй 5- 6
1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины) 6- 8
1.1.3.Древний Рим и Римская империя 8-10
1.2.Этап формирования педагогики как науки: 11-17
1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.) 11
1.2.2.Возрождение (ХIV—ХVI вв.) 11-12
1.2.3.XVII в 12-14
1.2.4.Просвещение (XVIII в.) 15
1.2.5.XIX в 15-17
1.3.Этап развития педагогической науки XX в. 18-21
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология реферат .docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

Родоначальниками революционно-демографических  взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848),А. И. Герцен(1812–1870),Н. Г. Чернышевский(1828–1889) и В. А. Добролюбов(1836–1861). На становление отечественной научной  педагогики большое влияние оказали  труды Л. Н. Толстого(1828–1910),Н. И. Пирогова(1810–1881).10

К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий  русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним  из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая  впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это  значит, что его надо знать в  совершенстве, как и историю своей  родины.

Другим важным принципом  педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья  человека является труд, трудолюбие. При  этом одинаково важным является и  физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность  обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда  учителя и учеников. Он впервые  в истории педагогики считал необходимым  включать детей в разнообразные  формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Этап развития педагогической науки XX век.

В этот период целью воспитания становится развитие личности.

Педагогическая наука  развивалась бурными темпами, как  на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса  общества, необходимость создания высокотехнологичных  систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном  итоге за рубежом сложились предпосылки  для превращения педагогики в  узкоприкладную область знаний, ориентированную  на решение, прежде всего, проблем, относящихся  к подготовке педагогов-управленцев. Основные исторические этапы развития педагогической науки в таблице 1.

С начала XX века заметно выросло  число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских  учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно  развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и  математика. Вышеозначенные моменты  стимулировали становление педагогической науки и практики.

Активное участие в  творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным  педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920-1930г., разработал ряд новых направлений  воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют  свое значение и при осмыслении современных  путей педагогической мысли и  школы.

В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы  — педагогический традиционализм и  альтернативное направление. К традиционализму  тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки  и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское  осмысление процесса воспитания и образования.

Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.

Современный этап развития педагогического знания основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные  области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история  педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и  развитие человека на протяжении всего  жизненного пути).

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему  педагогических наук.

Систематика педагогических явлений и феноменов, а также  теорий и концепций как результат  интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и  концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический  материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов  и опытов в области обучения и  воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения  педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся  науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического  подтверждения.

Активно развивается методология  педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные  исследования обеспечивают непрерывный  процесс развития педагогики и имеют  свою специфику, технологию и методику проведения.11

Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое  количество крупных педагогов. Это  явилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало  повышения профессионализма, культуры и грамотности граждан.

С древнейших времен существует передача опыта от старших поколений  младшим. Развитие человечества исторически  привело к пониманию необходимости  специально заниматься обучением и  воспитанием детей.

Каждому поколению людей  приходится решать три важнейшие  задачи:

1) изучить опыт предыдущих  поколений;

2) обогатить и приумножить  этот опыт;

3) передать его следующему  поколению.

Прогресс в обществе и  стал возможен, потому что следующее  поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем  наследовали потомки.

Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в  нашей стране, в жизни российского  общества, стали преобладать гуманистические  и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового  государства и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогическая  наука – это  сгусток  многовекового  опыта  обучения  и  воспитания  подрастающих  поколений. Педагогическая  наука – это  результат  многолетних  исследований  закономерностей  формирования  всесторонне  и  гармонически  развитой  личности. Знание  педагогической  науки  помогает  в  каждом  конкретном  случае  избирать  оптимальные  педагогические  решения.

Давний  спор  о  том, что  такое  педагогика – наука  или  искусство, разбивается  о  практику. Испытание  практикой  подтверждает  многократно: без  глубокого  знания  науки  воспитания  не  развивается  искусство  воспитывать. Знание  закономерностей  обучения  и  воспитания, овладение  методами  педагогического  процесса – основа  учительского  мастерства. К  усвоению  педагогики  надо  подходить  как  к  научно – познавательной  деятельности, на  базе  которой  может  и  должно  развиваться  педагогическое  искусство  как  неотъемлемый  элемент  педагогической  деятельности. А  педагогом  может  быть  далеко  не  каждый. Это  должен  быть  человек  имеющий  призвание, призыв, внутреннее  осознание  того, что  это  его  путь – путь  поиска, постоянного  беспокойства, путь  сомнений  необыкновенной  требовательности  к  себе, путь  упорного, каждодневного  труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Столяренко Л.Д., В.Е. Столяренко «Психология и педагогика: краткий курс лекций». 4-е изд.Переработанное и дополненное.М, 2011.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию» М, 2008
  3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» Спб, 2000.
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика»М 1998.
  5. Реан А. А., Коломинский Я. Л: Социальная педагогическая психология. СПб.,1999.
  6. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 

1 Столяренко Л.Д., В.Е. Столяренко «Психология и педагогика: краткий курс лекций». 4-е изд.Переработанное и дополненное.М, 2011, стр. 43

2 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998., стр. 69 

3 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998., стр. 70

4  Указанное сочинение, стр.70

5 Указанное сочинение, стр.70

6 Указанное сочинение, стр.71

7 Указанное сочинение, стр.72

8 Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика»М 1998., стр. 91

9 Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика»М 1998., стр. 121

 

10 Реан А. А., Коломинский Я. Л: Социальная педагогическая психология. СПб.,1999., стр. 223

11 Столяренко Л.Д., В.Е. Столяренко «Психология и педагогика: краткий курс лекций». 4-е изд.Переработанное и дополненное.М, 2011., стр. 294


 



Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки