Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:12, реферат
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
Введение.
1. Этапы развития педагогики 3
1.1.Эмпирический этап развития педагогики: 5-10
1.1.1.Первобытно-общинный строй 5- 6
1.1.2.Античная Греция (Спарта и Афины) 6- 8
1.1.3.Древний Рим и Римская империя 8-10
1.2.Этап формирования педагогики как науки: 11-17
1.2.1.Средневековье (ХIV—ХVIII вв.) 11
1.2.2.Возрождение (ХIV—ХVI вв.) 11-12
1.2.3.XVII в 12-14
1.2.4.Просвещение (XVIII в.) 15
1.2.5.XIX в 15-17
1.3.Этап развития педагогической науки XX в. 18-21
Заключение 21
Список литературы 22
Родоначальниками революционно-
К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.
Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.
1.3.Этап развития педагогической науки XX век.
В этот период целью воспитания становится развитие личности.
Педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. Основные исторические этапы развития педагогической науки в таблице 1.
С начала XX века заметно выросло
число педагогических центров (кафедр
в университетах, лабораторий, научно-исследовательских
учреждений), оживился обмен опытом
между учеными в национальном
и международном масштабе. Психология
отделилась от философии в качестве
самостоятельной науки. Активно
развивались такие естественные
науки, как биология, химия, физика и
математика. Вышеозначенные моменты
стимулировали становление
Активное участие в
творческих исканиях новой педагогики
послеоктябрьского периода
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920-1930г., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы — педагогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
Систематика педагогических
явлений и феноменов, а также
теорий и концепций как результат
интеграционных процессов осуществляется
в рамках педагогической фактологии,
феноменологии, конструктологии и
концептологии. Как любая наука,
педагогика включает в себя фактический
материал, полученный в результате
длительных наблюдений, экспериментов
и опытов в области обучения и
воспитания. На данной основе осуществляются
научные обобщения фактического
материала, выражающиеся в понятиях,
принципах, методах, теориях и закономерностях;
реализуются предположения-
Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.11
Совершенно не случайно,
что педагогика выдвигает большое
количество крупных педагогов. Это
явилось общественно
С древнейших времен существует
передача опыта от старших поколений
младшим. Развитие человечества исторически
привело к пониманию
Каждому поколению людей приходится решать три важнейшие задачи:
1) изучить опыт предыдущих поколений;
2) обогатить и приумножить этот опыт;
3) передать его следующему поколению.
Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки.
Перемены, новое время, третье
тысячелетие, события, происходящие в
нашей стране, в жизни российского
общества, стали преобладать
Заключение
Педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Список литературы
1 Столяренко Л.Д., В.Е. Столяренко «Психология и педагогика: краткий курс лекций». 4-е изд.Переработанное и дополненное.М, 2011, стр. 43
2 Стефановская Т. А. Педагогика:
наука и искусство. М., 1998., стр. 69
3 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998., стр. 70
4 Указанное сочинение, стр.70
5 Указанное сочинение, стр.70
6 Указанное сочинение, стр.71
7 Указанное сочинение, стр.72
8 Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика»М 1998., стр. 91
9 Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика»М 1998., стр. 121
10 Реан А. А., Коломинский Я. Л: Социальная педагогическая психология. СПб.,1999., стр. 223
11 Столяренко Л.Д., В.Е. Столяренко «Психология и педагогика: краткий курс лекций». 4-е изд.Переработанное и дополненное.М, 2011., стр. 294
Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки