Основными понятиями педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.
Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование- целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозное образование.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

Гуманитарное образование (философское, психологическое, педагогическое, юридическое, филологическое, искусствоведческое, музыкальное и т. п.) направлено на подготовку специалистов в области общественных наук. В настоящее время под гуманитарным образованием понимается важный механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смысла жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой национально-культурного мира, образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

 

Естественно-научное  образование (физическое, эколого-биологическое, геологическое, медицинское и т. п.) ориентировано на подготовку специалистов в области естественных наук.

 

Техническое образование обеспечивает подготовку инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского и лесного хозяйства. Под термином «техническое образование» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих людям, получившим такое образование, решать технические и экономические задачи по своей специальности.

 

Современное образование развивается  в различных направлениях и характеризуется  различными свойствами: гуманизацией, гуманитаризацией, дифференциацией, диверсификацией, стандартизацией, многовариативностью, многоуровневостью, фундаментализацией, компьютеризацией, информатизацией, индивидуализацией, непрерывностью.

 

По своей природе образование  имеет диалектический характер. Основаниями для развития образования являются нормативные правовые акты, новые государственные образовательные стандарты, новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений, новые источники, механизмы и формы финансирования, новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

 

Понимание образования как фактора  духовной безопасности нации обусловлено  его важнейшей ролью в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности. Образование обеспечивает целостное воспроизводство человека в соответствии с теми его идеалами, которые сформированы в недрах культуры и прежде всего в религиозно-философских, этических и педагогических системах и концепциях, производит и воспроизводит целостный субъект культуры и деятельности человека, формирует его целостный «образ».

 

Из вышеописанного понимания категории «образование» вытекает ряд следствий:

 

• образование личности начинается до школы, протекает в школе и  вне школы;

 

• школьное образование не может  считаться успешным, если не созданы  условия, при которых реально  происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников;

 

• главная миссия школы – создание благоприятных условий для самообразования  и саморазвития личности;

 

• школа воспринимается как очень  важный, но не единственный вкладчик в  результаты образования личности;

 

• различаются результаты собственно школьного образования и результаты образования самой личности;

 

• реальные результаты образования  рассматриваются как самооценка и как внешняя оценка результатов  образования.

 

Инновационное образование. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого фактора, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качестве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные материальные условия, однако то, какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как именно он имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.

 

Структура системы  образования – весьма подвижный ее элемент (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровней). Изменения структуры происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что, хотя структура системы образования и является государственным элементом, на него очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.

 

Содержание образования – более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения в результате открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.

 

 

 

 

 

 

 

что такое религиозная  педагогика и в чем ее специфика ?

 

Словосочетание «религиозная педагогика»  может пониматься очень по-разному. Все-таки религия — достаточно специфическая область и человеческого существования, и социального опыта, и при подходе к ней необходимо тесное сотрудничество с дисциплинами, которые сами по себе далеки от педагогики, такими как богословие, религиоведение. И поэтому мы говорим о религиозной педагогике как о педагогике, которая занимается вопросами религиозного образования, религиозного развития личности, религиозной социализации.

 

У многих возникает вопрос: существует ли религиозная педагогика? Есть очень распространенная теория, что между людьми, выросшими и получившими профессиональное образование в разных конфессиональных институтах, никакого взаимопонимания быть не может. Но опыт показывает, что это не так. Большие сообщества педагогов-практиков находят, что им есть чему научиться друг от друга.

 

Развитие способностей учащихся к межкультурной коммуникации, в которой присутствует религиозная составляющая, мы также включаем в число педагогических задач религиозной педагогики. Необходимо уделять внимание тому, чтобы учащиеся знали первичные понятия разных религий и могли вступать в диалог с их представителями. Кроме того, важно обеспечить преподавание этих религий без грубых искажений.

 

Знакомство с религиями — обязательный компонент всякого религиозного образования. Вопрос в соотношении частей программы, посвященных разным религиям, и в том, насколько апологетически подается материал. На уроках «Закона Божьего» тоже изучали разные религии, но в качестве отклонений от истины. В некоторых современных христианских школах сохраняется подобный подход к преподаванию нехристианских религий. Но существуют программы, в которых доминируют, скажем, религиоведческие предметы, построенные на научных принципах.

 

на федеральном уровне был запущен  проект не религиозного, а духовно-нравственного образования.

 

в чем разница между духовно-нравственным и религиозным образованием?

 

Религиозное образование предполагает инициацию, приобщение, введение в особую форму опыта, в том числе и  социального, в особую форму мышления, особую форму интерпретации опыта, в особую форму организации человеческого содружества и выражения духовного поиска человека. Введением в эту область и должен заниматься религиозный учебный предмет. Если говорить о целях религиозного образования, то можно выделить две: понять религию и сделать человека религиозным.

 

Иван Ильин в своей замечательной  работе «Аксиомы религиозного опыта», которую он писал около 19 лет, вводит достаточно оригинальное, хотя и перекликающееся со сходными концепциями западных ученых, различение религиозного содержания и религиозного акта. Личным религиозным актом он называет личную религиозную жизнь человека, его веру. Религиозное содержание — это все объективированные выражения религиозной жизни и религиозного опыта, такие как иконы, молитвословия, догматы, таинства и т.д. Ильин настаивает на том, что религиозный акт в воспитательной деятельности важнее, чем религиозное содержание. Он подчеркивает, что это должны очень хорошо уяснить миссионеры, веро- и нравоучители. Он даже пишет, что лучше, если человек останется буддистом, принимая буддизм верным религиозным актом, чем если он примет религиозное содержание православия неверным религиозным актом. Под верностью здесь понимается прежде всего искренность и живость религиозного чувства, бескорыстие, духовная напряженность поиска Бога

Соединение личного религиозного акта с внешним религиозным содержанием  — очень сложный и противоречивый, иногда драматический момент. Здесь, в этой динамике религиозных исканий, обращения в веру, покорности авторитету традиции, протеста и примирения могут возникать и неожиданные подъемы, и надломы. И совершенно правильно, на мой взгляд, Ильин раскрывает серию своих аксиом религиозного опыта, начиная с аксиомы субъективности. Он пишет, что личный опыт человека неизбежно субъективен. Здесь нужно понимать, что он не отвергает общезначимости этого опыта для общины верующих, но подчеркивает его принципиально личный характер. Отличие этого опыта от опыта, допустим, чувственного восприятия (осязания, слуха, зрения), заключается в том, что он не может быть механически перенесен на другого. Если я указываю на стул — и человек отрицает, что передо мной находится стул, значит, у него плохо либо со зрением, либо с головой. Но если человек отвергает мой личный религиозный опыт, это ничего не значит, именно потому, что этот опыт субъективен. В каком-то смысле это критерий для различения религиозного и нерелигиозного опыта: когда мы находим «непреложные доказательства» нашей веры, сразу должны закрадываться сомнения, религиозный ли это опыт. Некоторые богословы вспоминают в этой связи таинственность явления Христа после Воскресения как свидетельство того, что это религиозно истинная история. Если бы нам были предъявлены какие-то доказательства, фотографии, это уже было бы сомнительно.

 

Жизнь в религии может быть абсолютно  пустой, когда мы просто навешиваем на себя религиозное содержание, которое  никак не отзывается в нашем сердце. Иоганн Гербарт, один из основателей  академической педагогики, говорил, что задача религиозного образования — развитие религиозной восприимчивости в ребенке. Также можно говорить о развитии религиозного вкуса. Ильин определял задачу религиозного образования как построение личностью «культуры своего религиозного опыта». Это все близкие формулировки. Развитие религиозной восприимчивости имеет отношение к задаче развития религиозного акта. Думаю, совершенно неправильна традиционная учительская байка о том, что мы идем «сеять разумное, доброе, вечное». Неправильно ассоциировать роль учителя с сеятелем, особенно если речь идет о религиозном образовании. Учитель не сеятель, учитель — пахарь, он готовит почву. В притче о сеятеле подробно описано, какие бывают плохие случаи для зерна, но не сказано, почему в одном случае земля оказалась добрая. Думаю, она была подготовлена, и религиозное образование я как раз и воспринимаю как то, что готовит почву.

 

 Например,Федор Козырев «Духовно-нравственные беседы». «Курс из трех частей. Первая часть — «Евангельские притчи», вторая — «Мудрость Востока», третья — «Жемчужина добродетели». Первая часть — христианская, вторая знакомит с разными религиями, в том числе с религиями Индии и Китая, иудаизмом и исламом, а последняя посвящена жизни подвижников, святых, героев, которые несут в себе черты добродетели и при этом воспитаны в разных традициях. Христианством мы начинаем и заканчиваем курс. Мы берем из Евангелия притчи, которые интересны, сложны, могут вызвать желание в них разобраться и одновременно выполняют культурологическую функцию. Рассказы Л.Н. Толстого и Г.Х. Андерсена, американских писателей (есть замечательное переложение притчи о блудном сыне — рассказ о мистере Томпсоне и блудном сыне), стихотворения от Пушкина до Твардовского — все это центрируется вокруг нравственной проблемы, которую содержит та или иная притча.

Одна из особенностей нашего подхода  и его отличие от федерального в том, что мы не разделяем учащихся по конфессиональному признаку, т.е. предполагаем преподавать курс всем детям вместе. Интерпретативный, или герменевтический подход к подаче материала

 

Предполагается, что главная деятельность школьников на уроке — это интерпретация текста

Важно отметить, что мы занимаемся не религиозным, а духовно-нравственным образованием, т.е. нравственным образованием средствами духовной культуры. Мы вообще не знакомим в этом курсе ни с догматикой, ни даже с такими основополагающими для христианства вещами, как весть о страданиях, смерти и Воскресении Иисуса Христа, мы не затрагиваем этот вопрос.»

 

 

 

 

Джон Халл —один из основателей религиозной педагогики.


Информация о работе Основными понятиями педагогики