Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:16, реферат
Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.
Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование- целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Гуманитарное образование (философское, психологическое, педагогическое, юридическое, филологическое, искусствоведческое, музыкальное и т. п.) направлено на подготовку специалистов в области общественных наук. В настоящее время под гуманитарным образованием понимается важный механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смысла жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой национально-культурного мира, образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.
Естественно-научное образование (физическое, эколого-биологическое, геологическое, медицинское и т. п.) ориентировано на подготовку специалистов в области естественных наук.
Техническое образование обеспечивает подготовку инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского и лесного хозяйства. Под термином «техническое образование» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих людям, получившим такое образование, решать технические и экономические задачи по своей специальности.
Современное образование развивается в различных направлениях и характеризуется различными свойствами: гуманизацией, гуманитаризацией, дифференциацией, диверсификацией, стандартизацией, многовариативностью, многоуровневостью, фундаментализацией, компьютеризацией, информатизацией, индивидуализацией, непрерывностью.
По своей природе образование имеет диалектический характер. Основаниями для развития образования являются нормативные правовые акты, новые государственные образовательные стандарты, новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений, новые источники, механизмы и формы финансирования, новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.
Понимание образования как фактора
духовной безопасности нации обусловлено
его важнейшей ролью в
Из вышеописанного понимания категории «образование» вытекает ряд следствий:
• образование личности начинается до школы, протекает в школе и вне школы;
• школьное образование не может считаться успешным, если не созданы условия, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников;
• главная миссия школы – создание
благоприятных условий для
• школа воспринимается как очень важный, но не единственный вкладчик в результаты образования личности;
• различаются результаты собственно
школьного образования и
• реальные результаты образования рассматриваются как самооценка и как внешняя оценка результатов образования.
Инновационное образование. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого фактора, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качестве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные материальные условия, однако то, какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как именно он имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.
Структура системы образования – весьма подвижный ее элемент (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровней). Изменения структуры происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что, хотя структура системы образования и является государственным элементом, на него очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.
Содержание образования – более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения в результате открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.
что такое религиозная педагогика и в чем ее специфика ?
Словосочетание «религиозная педагогика» может пониматься очень по-разному. Все-таки религия — достаточно специфическая область и человеческого существования, и социального опыта, и при подходе к ней необходимо тесное сотрудничество с дисциплинами, которые сами по себе далеки от педагогики, такими как богословие, религиоведение. И поэтому мы говорим о религиозной педагогике как о педагогике, которая занимается вопросами религиозного образования, религиозного развития личности, религиозной социализации.
У многих возникает вопрос: существует ли религиозная педагогика? Есть очень распространенная теория, что между людьми, выросшими и получившими профессиональное образование в разных конфессиональных институтах, никакого взаимопонимания быть не может. Но опыт показывает, что это не так. Большие сообщества педагогов-практиков находят, что им есть чему научиться друг от друга.
Развитие способностей учащихся к межкультурной коммуникации, в которой присутствует религиозная составляющая, мы также включаем в число педагогических задач религиозной педагогики. Необходимо уделять внимание тому, чтобы учащиеся знали первичные понятия разных религий и могли вступать в диалог с их представителями. Кроме того, важно обеспечить преподавание этих религий без грубых искажений.
Знакомство с религиями — обязательный компонент всякого религиозного образования. Вопрос в соотношении частей программы, посвященных разным религиям, и в том, насколько апологетически подается материал. На уроках «Закона Божьего» тоже изучали разные религии, но в качестве отклонений от истины. В некоторых современных христианских школах сохраняется подобный подход к преподаванию нехристианских религий. Но существуют программы, в которых доминируют, скажем, религиоведческие предметы, построенные на научных принципах.
на федеральном уровне был запущен проект не религиозного, а духовно-нравственного образования.
в чем разница между духовно-
Религиозное образование предполагает инициацию, приобщение, введение в особую форму опыта, в том числе и социального, в особую форму мышления, особую форму интерпретации опыта, в особую форму организации человеческого содружества и выражения духовного поиска человека. Введением в эту область и должен заниматься религиозный учебный предмет. Если говорить о целях религиозного образования, то можно выделить две: понять религию и сделать человека религиозным.
Иван Ильин в своей
Соединение личного
Жизнь в религии может быть абсолютно пустой, когда мы просто навешиваем на себя религиозное содержание, которое никак не отзывается в нашем сердце. Иоганн Гербарт, один из основателей академической педагогики, говорил, что задача религиозного образования — развитие религиозной восприимчивости в ребенке. Также можно говорить о развитии религиозного вкуса. Ильин определял задачу религиозного образования как построение личностью «культуры своего религиозного опыта». Это все близкие формулировки. Развитие религиозной восприимчивости имеет отношение к задаче развития религиозного акта. Думаю, совершенно неправильна традиционная учительская байка о том, что мы идем «сеять разумное, доброе, вечное». Неправильно ассоциировать роль учителя с сеятелем, особенно если речь идет о религиозном образовании. Учитель не сеятель, учитель — пахарь, он готовит почву. В притче о сеятеле подробно описано, какие бывают плохие случаи для зерна, но не сказано, почему в одном случае земля оказалась добрая. Думаю, она была подготовлена, и религиозное образование я как раз и воспринимаю как то, что готовит почву.
Например,Федор Козырев «Духовно-нравственные беседы». «Курс из трех частей. Первая часть — «Евангельские притчи», вторая — «Мудрость Востока», третья — «Жемчужина добродетели». Первая часть — христианская, вторая знакомит с разными религиями, в том числе с религиями Индии и Китая, иудаизмом и исламом, а последняя посвящена жизни подвижников, святых, героев, которые несут в себе черты добродетели и при этом воспитаны в разных традициях. Христианством мы начинаем и заканчиваем курс. Мы берем из Евангелия притчи, которые интересны, сложны, могут вызвать желание в них разобраться и одновременно выполняют культурологическую функцию. Рассказы Л.Н. Толстого и Г.Х. Андерсена, американских писателей (есть замечательное переложение притчи о блудном сыне — рассказ о мистере Томпсоне и блудном сыне), стихотворения от Пушкина до Твардовского — все это центрируется вокруг нравственной проблемы, которую содержит та или иная притча.
Одна из особенностей нашего подхода и его отличие от федерального в том, что мы не разделяем учащихся по конфессиональному признаку, т.е. предполагаем преподавать курс всем детям вместе. Интерпретативный, или герменевтический подход к подаче материала
Предполагается, что главная деятельность школьников на уроке — это интерпретация текста
Важно отметить, что мы занимаемся не религиозным, а духовно-нравственным образованием, т.е. нравственным образованием средствами духовной культуры. Мы вообще не знакомим в этом курсе ни с догматикой, ни даже с такими основополагающими для христианства вещами, как весть о страданиях, смерти и Воскресении Иисуса Христа, мы не затрагиваем этот вопрос.»
Джон Халл —один из основателей религиозной педагогики.