Особенности конструктивной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание самостоятельности как базового качества у детей дошкольного возраста - сложный и многогранный процесс, который требует целенаправленной работы. Одним из средств воспитания самостоятельности выступает игра, в которой создаются условия для самостоятельной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного интереса и других критериев самостоятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности конструктивной деятельности дошкольников…………..4
2. Этапы развития конструктивной игры..………………………………..6
3. Руководство строительными играми……………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР Кошеварова Ирина Строительно-конструктивные игры.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

Дети 4-5 лет ещё не могут самостоятельно отразить в строительной игре то, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки объясняет, что каждое здание имеет основание - фундамент, на котором возводятся стены. Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагога должны укладывать фундамент. Далее возводятся стены, делаются окна и т.д. Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники осваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства он учит их выбирать тему, определять последовательность возведения постройки: с чего начинать, как продолжать, чем закончить её.[9, c.200]

Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения.

Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.

Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительному планированию строительных игр, постановке цели игры, применение конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.

Руководство играми старших детей в большей мере направленно на

сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.

Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д.), воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствен архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также "читать" изображения (фотографии, рисунки), т.е. выделять в них общее, основное, части и т.д.

Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенности рассматриваемого сооружения, составить о нём представления, затем использовать его как основу в строительной игре.[9, c.336]

Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у ребёнка самостоятельность мысли и поиска.

Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий её участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимые действия , получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания.

Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для него критериями правильности конструирования.

Интересы ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководству строите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное воздействие.

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков), обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку.[6, c.256]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Игры, основой которых является возведение конструкций, имеют много общего с трудовой деятельностью, способствуют формированию у дошкольников умения ставить цель, планировать последовательность операций, добирать необходимый материал, оценивать результаты работы (своей и других), творчески осуществлять замысел игры. Участвуя в строительно-конструктивных играх, дети объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют предложения, договариваются о совместной деятельности, которая способствует обогащению их словарного запаса новыми понятиями, терминами. Систематическое участие в строительно-конструкционных играх обогащает опыт ребенка, воспитывает такие его моральные и волевые качества, как трудолюбие, самостоятельность, организованность, ответственность, инициативность, общительность, умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, внимательно слушать объяснение воспитателя и тому подобное.

Игры со строительным материалом приносят детям эмоциональное наслаждение, чувство радости от решения разнообразных конструкционных заданий, укрепляют веру в свои силы, воспитывают чувство собственного достоинства. Благодаря постоянным упражнениям их движения становятся точными, быстрыми, ловкими, легко поддаются зрительному контролю, улучшается согласованная работа мышц. Знакомство со зданиями и сооружениями, архитектурными памятниками развивает у детей вкус, интерес к архитектуре.

Строительно-конструкционные игры больше, чем другие виды игр, приближенные к творческой производительной деятельности взрослых. Педагог должен позаботиться о динамике творческого начала в игре, содействовать развитию специальных игровых умений, обогащению представлений и впечатлений, которые дети смогут воссоздать в ней.[8, c.151]

 

 

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]: метод. Пособие для воспит. садов. - М.: Просвещение, 1987. - 168с. 

2. Бабкина Е. Мы играем в кирпичики //Дошкольное воспитание. - 1994. - №1,  34-c.

3.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976.- 79 с.

4. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду. Под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. [Текст]: - М.: Просвещение, 1991. - 288с.

5. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира [Текст]: // Дошкольное воспитание. // - 2005. - №4. - с.14-23.

6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1990. - 256с.

7. Лиштван З.В. Конструирование. [Текст]: пособие для воспитателя детского сада - М., Просвещение, 1981. - с 138с.

8. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1967. - 151 с.

9. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада - М., Просвещение, 2002, - 200с.

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996. - 336с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности конструктивной деятельности дошкольников