Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:47, реферат
Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.
Работа строится индивидуализирование в зависимости от речевых и личностных особенностей детей. Дифференцированные приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным.
Дети овладевают речевыми навыками неравномерно даже при относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Отмечен неравномерный темп усвоения речевого материала разными детьми. Авторы называют различные сроки ликвидации алалии: одни считают, что достаточно нескольких месяцев (Либманн, 1924), другие полагают, что работа должна вестись годами и прогноз неопределенный (М. В. Богданов-Березовский, 1909). По мнению В. К. Орфинской, Л. В. Мелеховой, вопрос о сроках начала работы и продолжительности ее должен решаться в каждом случае особо, исходя из характера и степени речевого недоразвития, из индивидуальных особенностей ребенка и других факторов. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3—4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.
Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений, учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением моторной алалии и дизартрии, педагоги группы принимают во внимание, что у детей с нарушением речи наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания к музыкальному звучанию.
Задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. И педагогический процесс для детей с нарушением речи, опирающийся на средства логоритмики, наиболее эффективен, актуален.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических
занятий реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции, развитие фонематического
восприятия, расширение лексического
запаса, развитие слухового внимания и
двигательной памяти, совершенствование
общей и мелкой моторики, выработка четких,
координированных движений во взаимосвязи
с речью, развитие мелодико-интонационных
и просодических компонентов, творческой
фантазии и воображения. Предлагаемконспект логоритмиче
Цель: выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.
Задачи:
Оборудование: барабаны, бубен, мяч, игрушки - медведь, заяц, лиса, ёжик, волк, белка.
Дети входят в зал под марш бодрого характера, образуют круг. Легкий бег. Смена движений ходьбы и бега.
Инструкции педагогов |
Действия детей |
Логопед: В лес сегодня на прогулку |
Построение в пары. Перестроение
из пар в линейку и наоборот. |
Какие звери живут в лесу? Покажите – Смотрите, а вон на дереве сидит белочка. Перепрыгивает с одного дерева на другое. Белка с ветки в свой
домишко |
Дети бросают мяч по кругу, вспоминая животных. Дети изображают мимикой характерные черты животных. Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох. Дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота. Движение глаз влево-вправо., вверх-вниз. Дети выражают мимикой
смену настроений в стихотворении.
Проговаривают последнюю |
А как называются детеныши
у медведя, лисы, волка и т. д. |
Игра с мячом. Дети перекидывают
мяч и называют детенышей. |
Какие у нас замечательные
зайки. А как зайки стучат на барабанах? Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та и т.д. (длительность меняется) |
Дети воспроизводят его: стучат по сиденью стульчиков, хлопают и топают одновременно. |
Зайчата так развеселились,
что разбудили медвежат. |
Дети выполняют движения |
Музыкант: Слушание музыки. |
«Зайчик дразнит медвежонка»
пьеса Д. Кабалевского. Беседа о музыкальном
произведении. |
Пение |
«Про зайца». Музыка Н. Берестовой,
слова Н. Рубцова. |
Мальчик-с-пальчик, где ты
был? |
Четыре раза сгибать большой
палец левой руки. |
Логопед: А как вы думаете, как благодарил волк? Разговор Лисы и Зайца. |
Волк воет: «У-у-у-у-у-у» (Тихо, громко, с разной интонацией) Проговаривают с вопросительной и утвердительной интонацией. |
Игра «Лиса и зайцы» Дети сидят на стульях
по кругу («зайцы»). Вне круга ставиться
стульчик (дом лисы). Дети закрывают
глаза, логопед обходит круг и
тот до кого он дотронется становиться
«лисой». Далее дети три раза говорят
сначала тихо, а потом громко: |
«Хитрая лиса, где ты покажись, |
Под марш спокойного характера дети уходят из зала.
Литература: