Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования проанализировать особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования:
2. Рассмотреть основные подходы к содержанию нравственного воспитания;

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть работы по теме: «Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте» 6
1.1. Основные подходы к содержанию нравственного воспитания 6
1.1. Понятие нравственное воспитание в педагогике 9
1.2. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 15
Глава II. Практическая часть работы по теме «Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте» 20
2.1. Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации 20
2.2. Планирование работы, как условие нравственного воспитания в подготовительной группе. 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Бариновой Л.А..doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «нравственное воспитание»  всеобъемлюще. Оно пронизывает все  стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог  современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[25,c. 29]

 «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[18,c. 163]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. [28, с.40]

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они  определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания. [20,c.24]

 Специфика процесса  нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

 Процесс нравственного  воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых.

Научно обоснованное отношение  к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей. [3,c.77]

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и  социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Механизм нравственного  воспитания  можно представить  в виде схемы, которая была разработана  Козловой С.А. [10,с.104]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный механизм имеет  объективный характер. Он проявляется  всегда, при формировании любого (нравственного  или безнравственного) качества личности.

Главная особенность  механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма  носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в  зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

Педагогика, в области  нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как  нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически  сложившихся и непрерывно пополняемых  знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание». [23, с. 127]

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия  отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными  представлениями и понятиями  – длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой  путь от усвоения нравственных понятий  сначала на уровне представления  до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке  нравственных представлений старших  дошкольников, с другой – к большей  обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. [28,с.48]

В сознании ребенка образ  какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления.

Нравственное сознание и поведение детей формируются  в единстве – это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с  взрослыми и сверстниками. Дети активно  проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитание нравственного  поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек.

Поступок характеризует  отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать  нравственные поступки, надо создать  соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут  быть простые, когда в их основе лежат  правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у  воспитанника создаются потребность  и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

 

    1. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

 

Выдающиеся советские  педагоги Н. К. Крупская и А. С.Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Основные задачи нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.[7,c.46]

Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах «Программы воспитания и обучения в детском  саду». «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.

Для обеспечения органической преемственности  между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит  и процесс обучения. Среди отрицательных  качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка портфеля, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной деятельности.

Многие учителя начальных классов  нередко сетуют на то, что у первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости в овладении  знаний, и стремлении понять смысл  полученных сведений, неумение сосредоточится – это серьезная проблема. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада.

Хорошим средством для  привития этого качества служат коллективное чтение с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, басни  и т.д. Это очень помогает воспитанию ребенка, готовящегося к обучению в  школе, формированию навыков учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов  и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников. [16,c.56]

Важно отметить, что в  работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка  не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим  образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения. [13,c.84]

Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия, культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте