Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа
Цель исследования проанализировать особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования:
2. Рассмотреть основные подходы к содержанию нравственного воспитания;
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть работы по теме: «Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте» 6
1.1. Основные подходы к содержанию нравственного воспитания 6
1.1. Понятие нравственное воспитание в педагогике 9
1.2. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 15
Глава II. Практическая часть работы по теме «Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте» 20
2.1. Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации 20
2.2. Планирование работы, как условие нравственного воспитания в подготовительной группе. 26
Заключение 29
Список литературы 31
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание дошкольников в подготовительной группе, необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален, составлен с учётом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду.
Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям, аккуратного и бережного отношения к вещам, культурно-гигиенических навыков) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т.к. формирование навыков – процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий. В овладении навыками культурного поведения дети проявляют значительные индивидуальные различия, поэтому в плане предусматривается и индивидуальная работа с ними.
В случае, когда нужно обеспечить более углубленную работу по нравственному воспитанию детей, используют систематические занятия по культуре, которые включаются в познавательный раздел. Таким образом, раз в 2-3 недели в подготовительной группе ДОУ проводят такие занятия, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения, служба спасения, поручения, задания, изготовление поделок, работ, чтение художественной литературы, прослушивание аудио и видео записей и другие формы работы с детьми.
Нужно отметить, что и самостоятельная деятельность детей должна носить целенаправленный характер и планироваться в соответствующем разделе. Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и др.). Как уже было отмечено выше, воспитание должно осуществляется в единстве с семьёй, поэтому планируется и проводится работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек, статей на определённую тематику, открытые занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов.
Составление примерного планирования работы по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию в подготовительной группе ДОУ целесообразно составлять на год. Удобнее всего осуществлять планирование по блокам: занятия, беседы, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения, работа с родителями. Это позволит проследить системность и последовательность целей и задач. Здесь же необходимо указывать формы работы.
Такой план можно использовать гибко, т.е. его можно изменить и варьировать в соответствии с предоставленными условиями. Главное условие, все же – это творчество педагога, создание для детей нравственной среды, которая влияет на формирование нравственности.
Таким образом, планирование является важнейшим условием формирования нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство нравственного
содержания учебно-игровых занятий,
разнообразие видов деятельности вне
занятий, уклад жизни в семье
– важнейшие источники
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и особенности нравственного воспитания старших дошкольников.
Решающее значение для нравственного воспитания старших дошкольников имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Список литературы
Информация о работе Особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте