Особенности психокоррекции акцентуированных подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 09:57, контрольная работа
Краткое описание
Понятие “акцентуации” впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (K.Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.
Особенности психокоррекции
акцентуированных подростков
Понятие
акцентуации
Понятие “акцентуации” впервые
ввел немецкий психиатр и психолог, профессор
неврологии неврологической клиники Берлинского
университета Карл Леонгард (K.Leonhard). Им
же разработана и описана известная классификация
акцентуаций личности. В нашей стране
получила распространение иная классификация
акцентуаций, которая была предложена
известным детским психиатром, профессором
А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе
сохраняется общее понимание смысла акцентуации.
В наиболее лаконичном виде
акцентуацию можно определить как дисгармоничность
развития характера, гипертрофированную
выраженность отдельных его черт, что
обусловливает повышенную уязвимость
личности в отношении определенного рода
воздействий и затрудняет ее адаптацию
в некоторых специфичных ситуациях.
В работах К.Леонгарда используется
как сочетание “акцентуированная личность”,
так и “акцентуированные черты характера”.
Хотя все-таки главным у него является
понятие “акцентуация личности”. Сама
классификация К.Леонгарда есть классификация
акцентуированных личностей. А.Е.Личко
полагает, что правильнее было бы говорить
об акцентуациях характера, потому что
в действительности именно об особенностях
характера и типологии характера идет
речь. Скорее всего, следует считать, что
справедливым является использование
обоих сочетаний - и акцентуированная
личность и акцентуация характера. В отечественной
психологии сложилась традиция четко,
а иногда и резко подчеркивать различие
в понятиях личность и характер. При этом
имеется ввиду, что понятие личность более
широкое, включающее в себя направленность,
мотивы, установки, интеллект, способности
и т.д. Между тем в западной психологии
часто говоря “личность” - имеют ввиду
ее характерологию. К этому есть определенные
основания, потому что характер - это не
только базис личности (так считают многие,
хотя это и дискуссионно), но и интегративное
образование. В характере находят свое
выражение и система отношений личности,
ее установки, ориентации и т.д. Если же
обратиться именно к описаниям различных
акцентуаций (все равно в какой типологии
- К.Леонгарда или А.Личко), то легко увидеть,
что многое в них характеризует именно
личность в различных ее аспектах. В дальнейшем
мы в равной степени и в равном значении
будем использовать оба термина - акцентуированная
личность и акцентуация характера.
По различным данным распространенность
акцентуаций в популяции сильно варьирует
и зависит от многих факторов. К этим факторам
относятся социокультурные особенности
среды, половые и возрастные особенности
и др. По данным К.Леонгарда и его сотрудников
доля акцентуированных личностей во взрослом
населении составляет приблизительно
50%. Однако авторы специально подчеркивают,
что в других странах соотношение акцентуированных
и неакцентуированных людей может быть
иным.
Описание
типов акцентуаций (по К.Леонгарду)
Гипертимический
тип
Заметной особенностью гипертимического
типа личности является постоянное (или
частое) пребывание в приподнятом настроении.
Гипертим может находиться в приподнятом
настроении, несмотря на отсутствие для
этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое
настроение сочетается с высокой активностью,
жаждой деятельности. Характерны общительность,
повышенная словоохотливость. На жизнь
смотрят оптимистически, не теряя оптимизма
и при возникновении трудностей. Трудности
часто преодолевают без особого труда
в силу органично присущей им активности
и деятельности.
Застревающий тип
Застревающий тип личности
характеризуется высокой устойчивостью
аффекта, длительностью эмоционального
отклика, переживаний. Оскорбление личных
интересов и достоинства, как правило,
долго не забывается и никогда просто
не прощается. В связи с этим, окружающие
часто характеризуют их как злопамятных
и мстительных людей. К этому есть основания:
переживания аффекта часто сочетается
с фантазированием, вынашиванием плана
ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость
этих людей, как правило, хорошо заметна.
Их также можно назвать чувствительными
и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте
вышесказанного.
Эмотивный тип
Главной особенность эмотивной
личности является высокая чувствительность
и глубокие реакции в области тонких эмоций.
Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность,
эмоциональная отзывчивость, высоко развитая
эмпатия. Все эти особенности, как правило,
хорошо видны и постоянно проявляются
во внешних реакциях личности в различных
ситуациях. Характерной особенностью
является повышенная слезливость (“глаза
на мокром месте”).
Педантичный тип
Хорошо заметными внешними
проявлениями этого типа являются повышенная
аккуратность, тяга к порядку, нерешительность
и осторожность. Прежде чем что-либо сделать,
долго и тщательно все обдумывают. Очевидно,
за внешней педантичностью стоит нежелание
и неспособность к быстрым переменам,
к принятию ответственности. Эти люди
без нужды не меняют место работы, а если
это требуется - то с трудом идут на это.
Любят свое производство, привычную работу.
В быту им характерна добросовестность.
Тревожный тип
Главной особенностью этого
типа является повышенная тревожность,
беспокойство по поводу возможных неудач,
беспокойство за свою судьбу и судьбу
близких. При этом объективных поводов
к такому беспокойству, как правило, нет
или они незначительны. Отличаются робостью,
иногда с проявлением покорности. Постоянная
настороженность перед внешними обстоятельствами
сочетается с неуверенностью в собственных
силах.
Циклотимический
тип
Важнейшей особенностью циклотимического
типа является смена гипертимических
и дистимических состояний. При этом такие
перемены являются и не редкими и не случайными.
В гипертимической фазе поведения типично,
что радостные события вызывают не только
радостные эмоции, но также и жажду деятельности,
повышенную словоохотливость, активность.
Печальные события вызывают не только
огорчение, но и подавленность. В этом
состоянии характерны замедленность реакций
и мышления, замедление и снижение эмоционального
отклика.
Демонстративный
тип
Центральной особенностью демонстративной
личности является потребность и постоянное
стремление произвести впечатление, привлечь
к себе внимание, быть в центре внимания.
Это проявляется в тщеславном поведении,
часто нарочито демонстративном. Элемент
этого поведения является самовосхваление,
рассказы о себе или событиях, в которых
эта личность занимала центральное место.
Значительная доля этих рассказов может
быть либо фантазированием, либо существенно
приукрашенным изложением событий.
Возбудимый тип
Особенностью возбудимой личности
является выраженная импульсивность поведения.
Вся их манера общения и поведения в значительной
мере зависит не от логики, не от рационального
оценивания своих поступков, а обусловлена
импульсом, влечением, инстинктом или
неконтролирующими побуждениями. В области
социального взаимодействия, общения
для них характерна крайне низкая терпимость,
что может характеризоваться как отсутствие
терпимости вообще.
Дистимический тип
Дистимическая личность есть
противоположность гипертима. Дистимики
обычно сконцентрированы на мрачных, печальных
сторонах жизни. Это проявляется во всем:
и в поведении, и в общении, и в особенностях
восприятия жизни, событий и других людей
(социально-перцептивные особенности).
Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность,
а тем более гиперактивность им совершенно
не свойственны.
Экзальтированный
тип
Главной особенностью экзальтированной
личности является бурная, экзальтированная
реакция. Они легко приходят в восторг
от радостных событий и в отчаяние от печальных.
Их отличает крайняя впечатлительность
по поводу печальных событий и фактов.
При этом внутренняя впечатлительность
и переживания сочетаются с ярким их внешним
выражением.
Особенности
психологической и психопедагогической
работы
Гипертимный тип
Важнейшей особенностью гипертимов
является их большая подвижность, активность,
склонность к озорству, неугомонность,
общительность, болтливость. Все это в
учебном процессе проявляется в виде неусидчивости
и недисциплинированности. Такое поведение
гипертимов очень часто вызывает неудовольствие
и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие
может перерастать в формирование устойчивого
негативного отношения педагога к такому
учащемуся. Формирование жесткого негативного
отношения часто может проходить незаметно
для самого педагога. Становление устойчивого
стереотипного негативного отношения
облегчается за счет того, что именно гипертим
больше всего чисто внешне мешает педагогу
в проведении занятия. И это со временем
может искаженно восприниматься как злонамеренное
поведение, демонстрация со стороны ученика
неуважения и неприязни к педагогу. Такая
искаженная интерпретация причин поведения
гипертима педагогом подкрепляется к
тому же еще и такой, свойственной гипертимам
особенностью поведения, как недостаток
чувства дистанции со старшими (по положению
или по возрасту). Крайним вариантом формирования
негативного отношения может быть тотальная
негативная оценка педагогом личности
учащегося, его поведения и причин такого
поведения. В качестве примера приведем
следующий факт из нашего опыта практического
психологического консультирования (А.Реан,
1988). Педагогам одного из учебных заведений
была предложена помощь в проведении психолого-педагогической
коррекционной работы с учащимися. Однако
в силу ограниченности возможностей, мы
попросили их включить в список для психологического
консультирования только тех учащихся,
которые оценивались бы педагогами как
“очень трудные”, как даже имеющие криминальный
потенциал вызывающие чрезвычайную тревогу
педагогов. Из восьмисот (!) учащихся было
отобрано педагогами только двадцать
таких “особых”, по их мнению. Последующая
наша работа с ними показала, что все 100%
из них оказались гипертимами. Но при этом
у многих из них не было обнаружено каких-то
дополнительных факторов делинквентного
поведения, кроме характерной для гипертимов
неусидчивости, недисциплинированности
и вообще повышенной активности.
Все вышесказанное ставит перед
практическим школьным психологом одну
специфичную задачу. В целях предупреждения
формирования у педагогов устойчивого
негативного отношения к учащемуся-гипертиму,
психологу целесообразно проводить коррекционную
работу не только с учащимися, но и с самими
педагогами. Практика показывает, что
часто эффективным оказывается уже только
разъяснение педагогу сущности, особенностей
и механизмов гипертимного поведения.
При этом следует особо акцентировать
внимание, что основой недисциплинированности
и неусидчивости (а также иных аналогичных
поведенческих реакций) является определенная
характерология, но не негативная учебная
мотивация. А тем более не негативное,
неприязненное отношение учащегося к
педагогу.
При работе с гипертимами педагогам
следует иметь ввиду, что особые трудности
возникают у таких учащихся в ситуациях
строгой регламентации, жесткой дисциплины,
постоянной навязчивой опеки и мелочного
контроля. В таких ситуациях повышается
вероятность не только нарушения дисциплины
со стороны учащегося, но и вероятность
вспышек гнева и конфликта с педагогами
(воспитателями, родителями).
Возбудимый тип
Психолого-педагогические рекомендации
по взаимодействию с возбудимым акцентуантом
полностью обусловлены его особенностями.
Главными из них являются не рациональность,
а импульсивность поведения, его обусловленность
влечениями и неконтролирующими побуждениями.
В области социального взаимодействия
это проявляется как крайне низкая терпимость.
Знание этих особенностей педагогом и
их предвидение, готовность к проявлению
соответствующих им поведенческих реакций,
уже само по себе имеет позитивное значение.
Такая готовность может играть роль превентивного
фактора, и таким образом предупреждать
возможные срывы педагога по типу: “импульсивность
- на импульсивность”, “нетерпимость
- на нетерпимость”.
Поэтому важной задачей психологической
службы является не просто диагностика
возбудимых акцентуантов, но и соответствующее
информирование педагогов. При этом наиболее
целесообразно проводить повышение психологической
компетентности педагогов относительно
возбудимой акцентуации не вообще, а решая
конкретную психолого-педагогическую
задачу, проводя анализ личности и поведения
конкретного учащегося.
Что касается формирования
готовности у педагога к проявлению неконтролируемых
побуждений, импульсивности и агрессивности
возбудимого акцентуанта, то эту задачу
педагог может решить лишь сам. Для ее
успешного решения необходима работа
по самокоррекции некоторых своих личностных
установок и привычных поведенческих
реакций. По существу это работа по самосовершенствованию,
повышению уровня своего профессионализма.
Психолог может здесь только помочь педагогу
в формировании соответствующей мотивации,
а также в обучении некоторым методам
саморегуляции и техники эффективного
общения.
Возбудимый тип акцентуации
является явным фактором риска делинквентного
поведения. По данным А.Личко, он (терминологическое
соответствие - “эпилептоидный”) занимает
второе место по частоте делинквентности
среди всех типов акцентуаций (А.Личко,
1983). По нашим данным, возбудимой акцентуации
принадлежит третье место (36%) по распространенности
в группе делинквентов (А.Реан, 1991). На этом
фоне то, что 56% случаев, как показывают
наши исследования (там же), педагоги не
замечают в личности возбудимой акцентуации,
представляется слишком большой величиной.
Возбудимый тип является не только одним
из наиболее часто встречающихся среди
делинквентов. Дело в том, что именно возбудимые
акцентуанты чаще всего “дают” насильственные
деликты, которые наиболее опасны с социальной
точки зрения и имеют, кроме того, наиболее
суровые правовые последствия.