Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:24, контрольная работа
При нарушении умственного развития главным и ведущим неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка,т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические признаки умственной отсталости. (Л.С.Выготский). Поскольку олигофрения возникает в следствии поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.
2.Особенности психического
развития дошкольников с
Развитие в дошкольном возрасте является, как правило, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что в 3 года происходит известный скачок, дальнейшее развитие базируется на том уровне, который был достигнут прежде. Вместе с тем этот возраст имеет свои особенности, свои задачи, многие из которых возникают впервые.
В дошкольном возрасте у ребенка в норме происходят большие изминения во всем психическом развитии. Чрезвычайно усиливается его познавательная активность- развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления и.т.д.
Значительно возрастает роль речи как в познании окружающего мира, так и в общении, и разных видах детской деятельности.
Происходит интенсивное развитие личности ребенка. Начинается формирование воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению.
Развитие познания
В дошкольном возрасте у ребенка в норме усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольного возраста проходят через всем известный период « почемучек». Их интересует уже не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание- восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно- образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление- развивается в тесной связи с развитием деятельности. Именно деятельность ставит перед восприятием определенные задачи, которые заставляют совершенствовать способы обследования и усваивать все новые системы эталонов. К началу дошкольного возраста (4 года) восприятие нормально развивающегося ребенка достигает сравнительно высокого уровня: выделение свойств и отношений обьектов может происходить не только практически, но и зрительно, с помощью перцептивных действий.
В младшем дошкольном возрасте (5 лет) дети усваивают уже многие сенсорные эталоны, но пока еще бессистемно. В среднем( шестой год) и в старшем(седьмой год) дошкольном возрасте, наряду с усвоением отдельных эталонов, происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. До тех пор пока эталоны остаются разрозненными(например, дети знают только название отдельных цветов), у детей при восприятии незнакомых свойств наблюдается смешение их со знакомыми, которое без специального обучения может задержаться надолго. Овладев системой эталонов дети старшего дошкольного возраста могут произвести обобщение на основе выделенного свойства, определить место предмета или признака в ряду других. К концу дошкольного возраста дети в норме знают название, соответствующие всем основным сенсорным эталонам.
Для детей с нарушение интеллекта дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится предметным в развитии восприятия ребенка с нарушениями интеллекта. Дети могут уже делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине). У отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. В тех случиях, когда им удается выполнить предложенное задание, они пользуются зрительным соотнесением. Однако все это проявляется скорее как тенденция развития. К концу дошкольного возраста лишь немногим более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития воспириятия, с которого дети в норме начинают дошкольный возраст, хотя по способам ориентировки в задании они опережают этот уровень. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения.
Развитие восприятия детей с нарушением интеллекта имеет значительные отличия от развития детей нормальным интеллектом. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети, однако, не могут осуществить выбор из большого количества элиментов, затрудняются при различии близских свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. Не достигается без специального обучения возможность обобщения по выделенным признакам, умение выстроить по определенному признаку ряд предметов, найти место предмета в этом ряду. Весьма страдает формирование целостного образа.
У детей олигофренов развитие восприятия происходит неравномерно, характерно отставание в сроках развития восприятия.