Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 09:59, контрольная работа
Единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития детей. Однако поступление ребенка в ясли, в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности и даже заболеваниями. Это вызывает у родителей сомнения в целесообразности устройства ребенка в детское учреждение, в важности сочетания воспитательных воздействий на ребенка семьи и дошкольного учреждения с первых лет его жизни. Поэтому такое актуальное значение имеет задача создания оптимальных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания, адаптации.
Тема: «Особенности сотрудничества родителей и педагогов в период адаптации ребенка в ДОО»
Цель работы: изучить значение адаптационного периода для создания благоприятного климата, проанализировать пути и особенности сотрудничества педагога с родителями в адаптационный период.
Введение
Единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития детей. Однако поступление ребенка в ясли, в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности и даже заболеваниями. Это вызывает у родителей сомнения в целесообразности устройства ребенка в детское учреждение, в важности сочетания воспитательных воздействий на ребенка семьи и дошкольного учреждения с первых лет его жизни. Поэтому такое актуальное значение имеет задача создания оптимальных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания, адаптации.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье.
Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления - это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того они советуют и родителям обращаться с ребенком так же. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работники трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем и младшем дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно.
Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего, надо помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь- общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.
Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.
Значение адаптационного периода в успешном пребывании
ребёнка в детском саду
С поступлением ребенка 2-3-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Ребенок должен приспособиться
к новым условиям, т.е. адаптироваться.
Термин "адаптация" означает приспособление.
Как известно, адаптация – это приспособительная
реакция, основанная на инстинкте самосохранения
предполагает избегания опасных, неблагоприятных
для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи,
помещение в изолированную детскую среду
с одним взрослым, выполняющим функции
и воспитателя и надзирателя, да ещё в
совершенно незнакомой обстановке, оказывается
для ребенка именно такой неблагоприятной
ситуацией, наверное, главное, что можем
сделать мы взрослые - это создать такие
условия в дошкольном учреждении, которые
воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Только чувство защищенности может помочь
ребёнку выработать саморегулирующиеся
механизмы, позволяющие ему приспособиться
к новым условиям.
В
разных ситуациях один и тот же малыш может
повести себя по-разному, особенно в период
адаптации. Даже спокойный и общительный
ребенок при расставании с близкими людьми
начинает плакать и проситься домой, нелегко
привыкает к новым требованиям. Есть дети,
которые уверенно и с достоинством вступают
в новое для них окружение детского сада:
они обращаются к воспитателю, к помощнику
воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь.
Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются,
опускают глаза. А есть и такие дети, которых
общение с воспитателем пугает. Такой
ребенок старается уединиться, отворачивается
лицом к стене, чтобы только не видеть
незнакомых людей, с которыми он не умеет
вступить в контакт.
Опыт
общения ребенка с окружающими, полученный
им до прихода в детский сад, определяет
характер его адаптации к условиям детского
сада. Поэтому именно знание содержания
потребностей ребенка в общении является
тем ключиком, с помощью которого можно
определить характер педагогических воздействий
на него в адаптационный период.
Воспитатель
должен установить контакт с ребенком
в первый же день. Но если у ребенка не
сформирован опыт общения с незнакомыми
людьми, на все действия воспитателя он
реагирует негативно: плачет, вырывается
из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться
к воспитателю. Ему нужно более длительное
время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать
страх перед воспитателем. Нервозность,
слезы мешают ему правильно и быстро воспринять
заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В
таком случае целесообразно разрешить
маме побыть в группе. В ее присутствии
ребенок успокаивается, страх перед незнакомым
взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять
интерес к игрушкам. Мать должна побуждать
его обратиться к воспитателю, попросить
игрушку, сказать, какая тетя хорошая,
добрая, как она любит детей, играет с ними,
кормит. Воспитатель подтверждает это
своими действиями: ласково обращается
к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм,
показывает что-то интересное в группе
и т.п.
Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки»,в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребёнок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из неё нижнюю доску.
Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зелёный цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-3 детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.
Малыши ещё не владеют речью на столько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно в первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет. Для того, чтобы дать возможность выплеснуть свои чувства, необходимо иметь ИЗО-уголок, в котором будут лежать в свободном доступе карандаши и бумага. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые, яркие линии. Внимательному воспитателю цвет, который выбрал ребёнок для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребёнка, - тревожно и тоскливо или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении ( в туалетной комнате).
По мере привыкания ребёнка вначале восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон ( от двух недель до двух –трёх месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не даёт возможности расслабиться и уснуть. Такая простая вещь как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищённости, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребёнке мама, становится для него символом и частичкой дома, как любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всегда была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
Адаптация детей к детскому саду – пространство, с которого всё начинается. Одной из причин катастрофического ухудшения состояния здоровья детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьёзно, как к чему-то само собой разумеющемуся. На самом деле характер адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями. Некоторые исследователи сравнивают показатели нервно-психического напряжения в процессе адаптации с силой стресса космонавта.
Возникновение у ребёнка
так называемого «
Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для него социальных норм и правил поведения, ни родителями, ни персоналом детских садов в должной мере не обсуждается.
Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учёба» зачастую оборачивается тяжёлыми переживаниями самого ребёнка.
Опыт показывает, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребёнку.
В целом проблема психологической готовности ребёнка раннего возраста к «выходу» из семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование её и порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребёнка, не могущего и не желающего принять иные, более жёсткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.