Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 09:59, контрольная работа
Единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития детей. Однако поступление ребенка в ясли, в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности и даже заболеваниями. Это вызывает у родителей сомнения в целесообразности устройства ребенка в детское учреждение, в важности сочетания воспитательных воздействий на ребенка семьи и дошкольного учреждения с первых лет его жизни. Поэтому такое актуальное значение имеет задача создания оптимальных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания, адаптации.
Предлагаю малышам поиграть в игру «Найди зайчика». Прошу детей отвернуться и закрыть глаза. Незаметно для них ставлю зайчика в какое-то новое, но не видное место среди других игрушек или на подоконники. Когда дети открывают глаза, предлагаю им найти зайчика. И малыш вместе с другими детьми находит зайчика.
Обращаю внимания малыша на мишку, который лежит на диване. Говорю ему, что мишка заболел и не может с нами играть. Предлагаю, полечит его. У него болит животик, нужно наложить повязку на животик. Помогаю разломать бинт, закрепить первый виток, придерживаю бинт при последующих витках. Я говорю от имени мишки : «Спасибо» и укладываем его спать. Затормаживает отрицательные эмоции монотонных движений руками или сжимание рук. Поэтому я предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, соединять детали крупного конструктора, разобрать и собрать пирамиду. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлении об изменении внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости. Предлагаю разнообразные наборы кубиков из пластмасса, даю возможность поиграть свободно с ними.
Моя задача – сделать первые дни пребывания ребенка в саду максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия. Самое главное для меня – завоевать доверие малыша, его привязанности. Я даю ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для малыша очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойствие, когда его окружают знакомые вещи. Я разрешаю приносить в группу его любимые домашние игрушки. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес.
Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Малыш, играет с игрушками, оглядывается на маму.
Постепенно ребенок добровольно включается в игры со мной и другими детьми. Он просит маму остаться на стульчике в стороне. Когда наступает такой момент, я предлагаю маме подождать ребенка в приемной. Главное в этой ситуации – то, что мама дальше предупредит ребенка: она ненадолго отлучается. Затем я организовываю игру «Прятки». Игра «Прятки» имеет особое значение для детей раннего возраста. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращение мамы.
При этом я подчеркиваю: мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему.
С каждым днем мы увеличиваем время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша в детском саду. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Я стараюсь заинтересоваться ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку. Организую подвижные игры «Едим по дорожке», «Солнышко и дождик», (при этом вношу красивый настоящий зонт), «По ровненькой дорожке идут наши ножки» провожу пальчиковую гимнастику «Пальчик –пальчик, где ты был?»
Когда ребенок без конца повторяет «мама придет», - он на самом деле не уверит в этом, он боится что мама никогда не придет, я утвердительно отвечаю, помогаю ему поверить в то, что он вскоре увидеть свою маму. Я отвлекаю ребенка играми «Шнуровка», «Застегивание, расстегивание». Предлагаю ему убрать игрушки. Также предлагаю поиграть с музыкальными игрушками: колокольчик, бубен, гармошка, барабан, дудочка, трещотки и т. д.
Лучшие лекарства от стресса - смех. В группе создаю такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, для этого я вношу игрушки забавы; продолжаю говорить шутками, прибауткам, пою веселые песенки.
Во время режимных процессов учитываю индивидуальные особенности дети, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то даю ему игрушку.
Чем быстрее
малыш почувствует доверие ко
мне, установит контакт со
мной, тем
спокойнее он перенесет
Вежливое и приветливое отражение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними. В заключении хочу отметить, что выработка единых требований и поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение ко мне и сверстникам.
Рекомендую родителям, чтобы обращали внимание на родителей уголок, в котором помещаются консультации памятки по «Адаптации ребенка в детском саду».
Мой опыт работы по данному вопросу
Во время адаптации малышей к детскому саду, я активно взаимодействую с семьями. Принимать детей начали в июне, не более 2-3 человек в неделю. При этом совместно с родителями старались соблюдать «алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад»:
1- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2 - приход ребёнка вместе с
родителями в группу во время
свободной игровой
3- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4– ребёнок завтракает в
5– ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6– ребёнок остается на сон,
но сразу после сна его
7– ребёнок остается один на целый день;
К концу сентября группа укомплектована полностью. Эти месяцы для меня период разностороннего изучения вновь пришедших детей, сближения с семьями, поиска форм педагогического информирования, соответствующих особенностям образования и опыта родителей. Через индивидуальные беседы, проведение совместных детско-родительских игровых сеансов, работы кружка для родителей «Школа молодых родителей», в ходе работы которого стремилась установить доброжелательные взаимоотношения с молодыми мамами и папами, узнать привычки и особенности каждого из детей, убедить родителей в том, как важно объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную деятельность, что будет способствовать его развитию.
В ходе индивидуальных бесед с родителями выясняла, как изменяется поведение ребенка дома с момента поступления в детский сад.
Предлагала родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома.
Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролировала с помощью “Листа адаптации”, где отмечала эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.
Адаптировались дети по-разному. Наблюдения за ними, информация, полученная от родителей позволила выявить причины трудностей адаптации и условно разделить группу на три подгруппы. У детей первой подгруппы круг общения был ограничен семьей и существовала тесная эмоциональная привязанность к родителям, потребность в постоянном их присутствии. Привыкали они к детскому саду с большим трудом. Дети из второй подгруппы до поступления в детский сад уже имели опыт общения с посторонними взрослыми и поэтому мы (воспитатели) не вызывали у них особого недоверия и опасения. Однако расставаясь с родителями они плакали и часто в течение дня спрашивали когда придет мама.
Третья подгруппа очень радовала. Это ребятки с ярко выраженной познавательной активностью, достаточно развитой речью. Они легко расставались с родителями, с удовольствием контактировали со взрослыми и другими детьми.
Для родителей детей каждой подгруппы я подготовила свою папку-передвижку. И, хотя название у них было одно: "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду", содержание несколько отличалось, и было ориентировано на особенности именно данной подгруппы.
Материалы папок содержали сведения о том, что такое биологическаяи социальная адаптация, в чем состоят особенности привыкания разных детей к детскому саду, кому из малышей привыкать легче, кому труднее и почему, чем мы можем помочь ребенку.
К концу сентября было достаточно материала, чтобы обсудить на собрании вместе с родителями проблему адаптации детей. С каждой семьей согласовали время, просила прийти всех. К собранию подготовила: сводную таблицу «Особенности адаптации детей нашей группы к детскому саду» (различия адаптационных особенностей детей определяли по трем показателям: состояние здоровья, познавательная активность, эмоциональное состояние) ;видеофильм «Нам хорошо в детском саду»; тест-задание «Закончи фразу»;аудиторию с круглым столом, телевизором, удобными стульями.
Начала собрание с небольшого вступления и просмотра слайд-шоу.
Это нужно было, чтобы снять родительскую тревожность, показать мамам и папам, как чувствуют себя дети в их отсутствии. Содержанием фильма стали те события из жизни малышей, которые больше всего волнуют родителей: как и что ест ребенок, как спит, чем занимается, не плачет ли. Детей двух лет невозможно заставить делать что-то специально для съемки, их поведение всегда естественно и родители верили всему, что им показали. А увидели они, как дети учатся самостоятельно мыть руки с мылом, как учатся аккуратно есть, с каким аппетитом они обедают, как спокойно спят в чистой, проветренной комнате, как играют. Просмотр слайд-шоу помог без особых проблем включить родителей в общий разговор. Предложила родителям напечатанное на листе начало фразы: «Я думаю, что мой малыш легко (трудно) привыкает к детскому саду, так как. ». И каждый из родителей высказал свои мысли по этому поводу. Оказалось, что мнение родителей и результат моего изучения особенностей адаптации детей практически совпали. Для двух детей адаптация протекала сложно, они дважды болели ОРВИ, не испытывали потребности в совместной со взрослым деятельности, мало разговаривали. Им необходимо постоянное внимание взрослых и это не каприз, это потребность, которую нужно удовлетворять. И маме важно подольше оставаться с малышом в группе, демонстрировать ему, как здесь хорошо. У шести детей оказался средний уровень адаптации. Они за июнь-август и привыкли к новым условиям, по одному разу в течение 5-7 дней болели, но без осложнений. После болезни спокойно шли в группу, улыбались воспитателю. Остальные малыши прошли этот сложный период с легкой степенью адаптации: они были активны и эмоциональны, не болели, быстро восстановили умения самообслуживания в новых условиях. Дальнейший разговор строился вокруг проблемы оздоровления ребят, ведь для второго-третьего года жизни повышенная ранимость организма и легкая заболеваемость остается возрастной особенностью. Приучение детей к здоровому образу жизни очень важно и этот вопрос будет обсуждаться в дальнейшем неоднократно, а на данном собрании предполагалось обсудить неотложные меры предотвращения заболеваний. Это, во-первых, закаливание детей. Я не просто информировала родителей о системе закаливания, которую проводит детский сад, а договаривались о совместных действиях, чтобы уберечь малыша от болезни. Согласие было достигнуто. Активная позиция родителей есть свидетельство эффективности технологии взаимодействия с семьями, показатель того, что участники педагогического процесса находятся на верном пути достижения цели: обеспечить детям возможность прожить годы дошкольного детства счастливо и радостно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать , не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку , помахать рукой),а также ритуал встречи.
3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама ,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4.Не обманывайте ребенка ,забирайте домой во время ,как пообещали.
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
7.Создайте спокойную ,бесконфликтную обстановку в семье.
8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест ,цирка, театра.
9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте»,не наказывайте детским садом.
10.Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте малышу.
11.Не скупитесь на похвалу.
12.Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте ,поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации
(для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим .Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики. Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой. Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей. Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.