Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 23:24, курсовая работа
Объект исследования – дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности адаптации детей с ЗПР к условиям школьной жизни.
Цель исследования – обосновать теоретические основы ЗПР, выявить особенности детей с ЗПР к школьной адаптации.
Задачи:
Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной теме.
Проанализировать различные взгляды педагогов и психологов по данной теме.
Подобрать диагностическую программу для выявления готовности ребенка к школе.
Введение
В условиях нестабильной социально-экономической
обстановки, многие исследователи (Б.Н.
Алмазов, А.С. Батуев, С.А. Беличева, И.А.
Коробейников и др.) отмечают ослабление
воспитательной роли семьи, снижение качества
образовательного процесса в школах, что
обусловливает увеличение количества
учащихся, которые оказываются не в состоянии
освоить учебную программу за отведенное
время. По данным разных исследований
(С.А. Беличева, 1993; Л.В. Шибаева, 1996; Г.Ф.
Кумарина и др., 2001; И.А. Коробейников, 2002
и др.), от 15 до 40% учащихся начальных классов
испытывают трудности в обучении. На этапе
выпуска из образовательного учреждения
лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми,
а 40-50% выпускников школы за время обучения
приобрели хроническую патологию. По данным
Министерства образования РФ (2000), 78% школьников
нуждаются в специальных формах и методах
обучения. В последнее время отмечается
четкая тенденция к ухудшению психического
и психосоматического здоровья детей
и подростков (Б.П. Пузанов и др., 1999; И.В.
Дубровина и др., 2000). Причем, рост нервно-психических
и соматических заболеваний, различных
функциональных расстройств связан с
общим снижением успеваемости. Как показывают
исследования, среди неуспевающих школьников
примерно 50% составляют дети с задержкой
психического развития (ЗПР). Проблемам
детей с ЗПР посвящен ряд исследований
(Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1967, 1973; Л.М. Шипицына,
2002; Т.В. Егорова, 1973; P.M. Лалаева, 1992; Л.С.
Волкова, 1998; У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева,
2002; И.Ф. Марковская, 1993; Е.М. Мастюкова.
1992 и др.) Однако, несмотря на достаточную
теоретическую разработанность данной
проблемы, и созданную отечественными
дефектологами систему специальной помощи
подобным детям, процесс интеграции детей
с ЗПР в общество сопряжен с определенными
трудностями. В частности, у таких детей
возникают сложности в процессе школьной
и профессиональной адаптации. Несмотря
на коррекционную направленность специальных
(коррекционных) классов и школ для детей
с ЗПР, задача социальной адаптации подобного
ребенка решается далеко не всегда успешно
(И.А. Коробейников, 2002; Н.Г. Лусканова, 1987;
У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, 2002). Все вышесказанное
требует пристального внимания к детям
с интеллектуальной недостаточностью,
смещения акцента в работе с интеллектуальной
недостаточности такого ребенка на его
личностное развитие, а также разработки
конкретных мер профилактики и коррекции
отклонений в развитии ребенка с ЗПР, поскольку
именно школа и педагоги должны играть
решающую роль, как в диагностике, так
и в профилактике
нарушений психического и психосоматического
развития детей.
Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико-социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности данного статуса, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.
Объект исследования – дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности адаптации детей с ЗПР к условиям школьной жизни.
Цель исследования – обосновать теоретические основы ЗПР, выявить особенности детей с ЗПР к школьной адаптации.
Задачи:
Сроки работы: 20.10.09г. – 31.03.10г.
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. На этом основании Г.Е. Сухарева выделила шесть типов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:
1) интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся
у детей с замедленным (или
задержанным) темпом развития в
связи с неблагоприятными
2) интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3) нарушения интеллектуальной
4) вторичная интеллектуальная
б) интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;
в) интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях.
Важным этапом в изучении
детей с ЗПР стали
1) задержка психического
2) задержка психического
3) задержка психического
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.
В клинико-психологической
В специальных исследованиях
используется понятие
Большинство работ направлено
на изучение различных
Анализ зарубежных работ
обнаруживает разные подходы
к изучению ЗПР и к выработке
адекватных диагностических
По мнению Р. Заззо, до сих пор вопрос о ЗПР решался на основе либо только биологических, либо социальных факторов. Однако использование психологических критериев позволяет выделить специфические особенности дефекта у pразличных форм ЗПР. Р. Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, согласно которой психические функции у детей с нарушением психического развития формируются не в едином темпе. И чем больше выражен дефект психического развития, тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными показателями развития. Гетерохрония, согласно Р. Заззо, не приводит к грубой дисгармоничности развития ребенка, так как благодаря компенсаторным механизмам осуществляется своеобразное согласование личности и среды. Для определения характера ЗПР он указывает на необходимость сбора наиболее полной информации: данные о беременности матери, характеристика семейной обстановки, социально-экономический уровень семьи, моральное поведение родителей и отношения между ними.
А. Валлон указывал, что «нормальный ребенок открывается через больного». В характеристике развития, которая актуальна и сегодня, А. Валлон основную роль отводил эмоциям, аффективности. По его мнению, понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе развития. Диагностировать по А. Валлону — значит не сравнивать ребенка с нарушением психического развития с нормально развивающимися детьми, а выделить нарушение нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации функциональных систем.
С возникновением генетической концепции психического развития ребенка психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая возникающие функции в новые неделимые функциональные системы, зависимые во многом от созревания центральной нервной системы (А. Валлон, Р. Заззо).
А. Валлоном выделены периоды психического развития с доминантой «определенных функциональных систем» и определенного типа взаимодействия ребенка с окружающей средой. Выдвинутые принципы зависимости актуальны в клинической диагностике при определении уровня нарушения, выявлении недостаточности интеграции и взаимоотношения функциональных физиологических систем на определенной стадии развития.
Соотношение биологического и социального в генезе и течении задержки психического развития исследовалось Л. К. Боченковой, которая рассматривает ЗПР в контексте двух моделей.
Первая модель строится на идее полигенного наследования, то есть имеет биологическое происхождение. Вторая модель — социальной обусловленности, в рамках которой нарушения в развитии возникают из-за эмоциональной депривации и социальной запущенности детей.
В контексте медицинского подхода задержка психического развития рассматривается как синдром незрелости психических или психомоторных функций и как проявление замедленного созревания морфофункциональных систем мозга под влиянием тех или иных неблагоприятных факторов. Считается, что ЗПР может быть первичной или вторичной и что она имеет различную динамику. Так, возникая в результате временно действующих вредностей (например, недостаточности стимулов, нарушения питания и системы ухода за ребенком с раннего детства), ЗПР может иметь временный обратимый характер и полностью ликвидируется через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание развития. В структуре резидуально-органической мозговой недостаточности задержка развития проявляется в недоразвитии отдельных функций или в ее компенсации другими, иногда акселерированными функциями.
Говоря о причинах
В социально-психологических исследованиях (B. C. Шаумаров, Л. В. Шибаева) проводилось кросс-культурное изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.
Информация о работе Особенности школьной адаптации детей с ЗПР