Особенности школьной адаптации детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности адаптации детей с ЗПР к условиям школьной жизни.
Цель исследования – обосновать теоретические основы ЗПР, выявить особенности детей с ЗПР к школьной адаптации.
Задачи:
Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной теме.
Проанализировать различные взгляды педагогов и психологов по данной теме.
Подобрать диагностическую программу для выявления готовности ребенка к школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности школьной адаптации детей с ЗПР.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

В условиях нестабильной социально-экономической обстановки, многие исследователи (Б.Н. Алмазов, А.С. Батуев, С.А. Беличева, И.А. Коробейников и др.) отмечают ослабление воспитательной роли семьи, снижение качества образовательного процесса в школах, что обусловливает увеличение количества учащихся, которые оказываются не в состоянии освоить учебную программу за отведенное время. По данным разных исследований (С.А. Беличева, 1993; Л.В. Шибаева, 1996; Г.Ф. Кумарина и др., 2001; И.А. Коробейников, 2002 и др.), от 15 до 40% учащихся начальных классов испытывают трудности в обучении. На этапе выпуска из образовательного учреждения лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, а 40-50% выпускников школы за время обучения приобрели хроническую патологию. По данным Министерства образования РФ (2000), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения. В последнее время отмечается четкая тенденция к ухудшению психического и психосоматического здоровья детей и подростков (Б.П. Пузанов и др., 1999; И.В. Дубровина и др., 2000). Причем, рост нервно-психических и соматических заболеваний, различных функциональных расстройств связан с общим снижением успеваемости. Как показывают исследования, среди неуспевающих школьников примерно 50% составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблемам детей с ЗПР посвящен ряд исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1967, 1973; Л.М. Шипицына, 2002; Т.В. Егорова, 1973; P.M. Лалаева, 1992; Л.С. Волкова, 1998; У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, 2002; И.Ф. Марковская, 1993; Е.М. Мастюкова. 1992 и др.) Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность данной проблемы, и созданную отечественными дефектологами систему специальной помощи подобным детям, процесс интеграции детей с ЗПР в общество сопряжен с определенными трудностями. В частности, у таких детей возникают сложности в процессе школьной и профессиональной адаптации. Несмотря на коррекционную направленность специальных (коррекционных) классов и школ для детей с ЗПР, задача социальной адаптации подобного ребенка решается далеко не всегда успешно (И.А. Коробейников, 2002; Н.Г. Лусканова, 1987; У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, 2002). Все вышесказанное требует пристального внимания к детям с интеллектуальной недостаточностью, смещения акцента в работе с интеллектуальной недостаточности такого ребенка на его личностное развитие, а также разработки конкретных мер профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка с ЗПР, поскольку именно школа и педагоги должны играть решающую роль, как в диагностике, так и в профилактике  
нарушений психического и психосоматического развития детей.

Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико-социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности данного статуса, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.

Объект исследования – дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности адаптации детей с ЗПР к условиям школьной жизни.

Цель исследования – обосновать теоретические основы ЗПР, выявить особенности детей с ЗПР к школьной адаптации.

Задачи:

    1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной теме.
    2. Проанализировать различные взгляды педагогов и психологов по данной теме.
    3. Подобрать диагностическую программу для выявления готовности ребенка к школе.

Сроки работы: 20.10.09г. – 31.03.10г.

 

 

 

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
    1. Термин «задержка психического развития», взгляд на проблему различных авторов

 

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. На этом основании Г.Е. Сухарева выделила шесть типов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»: 

1) интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся  у детей с замедленным (или  задержанным) темпом развития в  связи с неблагоприятными условиями  среды и воспитания;

2) интеллектуальные расстройства  при длительных астенических  состояниях, обусловленных соматическими  заболеваниями;

3) нарушения интеллектуальной деятельности  при различных формах инфантилизма;

4) вторичная интеллектуальная недостаточность  в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и  письма;

б) интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;

в)  интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях.     

 Важным этапом в изучении  детей с ЗПР стали исследования  К.С. Лебединской и сотрудников  ее лаборатории в 70— 80-е гг. Исходя  из этиологического принципа, она  выделила четыре основных варианта  задержки психического развития, которые и сегодня используются  наиболее продуктивно в оказании  коррекционной помощи детям в  специальных учреждениях:

1) задержка психического развития  конституционального происхождения;

2) задержка психического развития  соматогенного происхождения;

3) задержка психического развития  психогенного происхождения;

4)  задержка психического развития церебрально-органического генеза.      

 В клинико-психологической структуре  каждого из перечисленных вариантов  задержки психического развития  имеется специфическое сочетание  незрелости эмоциональной и интеллектуальной  сферы.     

 В специальных исследованиях  используется понятие психического  инфантилизма, под которым понимают  вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственной  возрасту незрелости физического  и психического статуса, не сопровождающегося  грубым нарушением интеллекта.      

 Большинство работ направлено  на изучение различных симптоматических  картин, обнаруживаемых у детей  с мозговыми нарушениями. Это  категория детей с широкой  гаммой различных психопатологических  синдромов, которые приводят к  отставанию в психическом развитии (В. Круйшан). Сюда входят дети  с поражением центральной нервной  системы (ЦНС) (специфического или  диффузного характера), речевыми  нарушениями, трудностями в обучении, перцептивными нарушениями, гиперкинезиями. Кроме того, в эту группу входят  дети, у которых не обнаруживается  никаких нейрофизиологических нарушений, но тем не менее, проявляются те, же самые психологические симптомы, что и у детей с нарушением ЦНС.       

 Анализ зарубежных работ  обнаруживает разные подходы  к изучению ЗПР и к выработке  адекватных диагностических методов. Поиск дифференцированных средств  для определения форм ЗПР, осуществляемый  Р. Заззо и его сотрудниками, направлен, в основном, на выделение различных  психологических синдромов и  их этиологии для групп детей  с ЗПР.[6, 11, 17]

    1. Соотношение биологического и социального в генезе задержки психического развития

По мнению Р. Заззо, до сих пор вопрос о ЗПР решался на основе либо только биологических, либо социальных факторов. Однако использование психологических критериев позволяет выделить специфические особенности дефекта у pразличных форм ЗПР. Р. Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, согласно которой психические функции у детей с нарушением психического развития формируются не в едином темпе. И чем больше выражен дефект психического развития, тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными показателями развития. Гетерохрония, согласно Р. Заззо, не приводит к грубой дисгармоничности развития ребенка, так как благодаря компенсаторным механизмам осуществляется своеобразное согласование личности и среды. Для определения характера ЗПР он указывает на необходимость сбора наиболее полной информации: данные о беременности матери, характеристика семейной обстановки, социально-экономический уровень семьи, моральное поведение родителей и отношения между ними.

А. Валлон указывал, что «нормальный ребенок открывается через больного». В характеристике развития, которая актуальна и сегодня, А. Валлон основную роль отводил эмоциям, аффективности. По его мнению, понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе развития. Диагностировать по А. Валлону — значит не сравнивать ребенка с нарушением психического развития с нормально развивающимися детьми, а выделить нарушение нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации функциональных систем.

С возникновением генетической концепции психического развития ребенка психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая возникающие функции в новые неделимые функциональные системы, зависимые во многом от созревания центральной нервной системы (А. Валлон, Р. Заззо).

А. Валлоном выделены периоды психического развития с доминантой «определенных функциональных систем» и определенного типа взаимодействия ребенка с окружающей средой. Выдвинутые принципы зависимости актуальны в клинической диагностике при определении уровня нарушения, выявлении недостаточности интеграции и взаимоотношения функциональных физиологических систем на определенной стадии развития.      

 Соотношение биологического  и социального в генезе и  течении задержки психического  развития исследовалось Л. К. Боченковой, которая рассматривает ЗПР в  контексте двух моделей.      

 Первая модель строится на идее полигенного наследования, то есть имеет биологическое происхождение. Вторая модель — социальной обусловленности, в рамках которой нарушения в развитии возникают из-за эмоциональной депривации и социальной запущенности детей.

В контексте медицинского подхода задержка психического развития рассматривается как синдром незрелости психических или психомоторных функций и как проявление замедленного созревания морфофункциональных систем мозга под влиянием тех или иных неблагоприятных факторов. Считается, что ЗПР может быть первичной или вторичной и что она имеет различную динамику. Так, возникая в результате временно действующих вредностей (например, недостаточности стимулов, нарушения питания и системы ухода за ребенком с раннего детства), ЗПР может иметь временный обратимый характер и полностью ликвидируется через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание развития. В структуре резидуально-органической мозговой недостаточности задержка развития проявляется в недоразвитии отдельных функций или в ее компенсации другими, иногда акселерированными функциями.      

 Говоря о причинах возникновения  парциальных форм недоразвития, следует указать на характер  проявлений  локальных поражений тех или иных систем развивающегося мозга. Они могут быть вызваны инфекционными, токсическими, соматическими заболеваниями матери, травмой, асфиксией плода, действующими в последний триместр внутриутробного развития, в момент родов и первые месяцы жизни. В избирательности      поражения определяющую роль играет период интенсивного формирования функциональных систем ЦНС, иногда специфичность действия вредного фактора, а также конституционально-генетическая предрасположенность. Последняя может быть причиной первичной задержки созревания отдельных функций или психики в целом. Вторичные задержки психического развития нередко являются следствием парциальных форм недоразвития. Тенденция к выравниванию и компенсации характерна как для парциальных форм психического развития, так и для задержки психического развития в целом, она основывается на установлении недостаточности отдельных функций: памяти, внимания, целенаправленности действий, речевой деятельности и т. д. При относительной сохранности мыслительных операций, способности к абстрагированию, при постановке диагноза первичной задержки психического развития следует учитывать незначительную степень отставания (не более чем на один возрастной период), гармоничную структуру задержанной функции, соответствующей младшему возрасту, отсутствие признаков искажения развития, нарушения главным образом высших уровней той или иной функции. Вторичная ЗПР не отличается гармоничностью, она несет в себе признаки, зависящие от первичного дефекта.     

 В социально-психологических  исследованиях (B. C. Шаумаров, Л. В. Шибаева) проводилось кросс-культурное изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.

Информация о работе Особенности школьной адаптации детей с ЗПР