Особенности школьной адаптации детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности адаптации детей с ЗПР к условиям школьной жизни.
Цель исследования – обосновать теоретические основы ЗПР, выявить особенности детей с ЗПР к школьной адаптации.
Задачи:
Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной теме.
Проанализировать различные взгляды педагогов и психологов по данной теме.
Подобрать диагностическую программу для выявления готовности ребенка к школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности школьной адаптации детей с ЗПР.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

Важной задачей в разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Понятия «фактор» и «причина» неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору (Г. Е. Сухарева). Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.

После анализа множественности подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и  своевременному созреванию мозга;

2)  общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3)  отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая  своевременному психическому развитию.        

 Из приведенной классификации  видно, что три группы причин  ЗПР из четырех имеют ярко  выраженный социально-психологический  характер. ЗПР ребенка может быть  обусловлена действием, как отдельного  неблагоприятного фактора, так и  совокупностью факторов, складывающейся  в процессе взаимодействия.      

 Взаимозависимость социальной  и биологической причин ЗПР  рассматривается в качестве базисной  основы изучения. Системный подход  способствует преодолению все  еще существующей в той или  иной мере разобщенности в  медицинских и психологических  исследованиях, вычленяющих какой-либо  один из множества аспектов  проблемы.     

 В рамках традиционного медицинского  подхода к изучению детей с  ЗПР приоритет отдается обычно  биологическим факторам, формирующим  названное состояние (Г. К. Ушаков, М. И. Буянов, Г. Е. Сухарева и др.). Вместе с тем роль социальных условий также отражена в описании отдельных форм ЗПР (В. В. Ковалев).

Информация, полученная на основе анализа биологической предрасположенности к ЗПР, может лишь на одном уровне объяснить природу и определить динамику изучаемого явления. Возникают вполне определенные требования к анализу социально-психологических причин ЗПР. Недопустимо арифметическое, механическое сложение имеющейся информации о ЗПР на уровне социальных и биологических факторов. Необходим комплексный анализ действия психологических и социальных факторов. Известно, что соотношение социальных Н биологических факторов в формировании ЗПР меняется в зависимости от возраста ребенка. В благоприятных условиях развитие ребенка, обусловленное неблагоприятным воздействием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное еще и социальными факторами, регрессирует.                                       

 Можно выделить следующие группы социально-психологических факторов:

1) субъективные (многообразные, но  обязательно сверхзначимые для  развития ребенка);

2) сверхсильные, острые, внезапные (стрессовые);

3)  психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических расстройств;

4)  психогенные факторы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной);

5) психогенные травмы в периоды  возрастных кризисов (астенизация, кризовые психологические комплексы);

6) социально-психологические факторы, связанные с неправильным воспитанием;

7) хронические психические травмы (неблагоприятная семья, закрытые  детские учреждения).        

 Время возникновения ЗПР  связано, как правило, с ранними  возрастными этапами, и возрастной  фактор может скорее изменить  характер и динамику ЗПР, усугубляя  или же, наоборот, смягчая ее проявление. Исходя из особенностей и противоречивости  подросткового возраста, его роли  в последующем развитии личности, ряд исследователей рассматривают  специфику данного периода как  условную возможность формирования  аномалий развития (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, И.С. Кон).

Роль пубертатного периода в ЗПР может быть различной — от преципитирующей (т. е. подталкивающей развитие), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Выделение состояний, протекающих как ЗПР в пубертатный период, принципиально важно для более полного понимания возрастной динамики разных форм ЗПР.

В качестве основного фактора формирования ЗПР в отечественной психологической литературе (М.И. Буянов, К.С. Лебединская) рассматривается семейный фактор, по существу совмещающий биологические и психологические детерминанты. Так, значительная часть детей с ЗПР воспитывается родителями, имеющими определенные умственные нарушения. Кроме того, отношения в таких семьях характеризуются высокой конфликтностью, эмоциональной нестабильностью, анархичностью воспитания. В таких семьях  не исключается риск ранней алкоголизации детей. В условиях злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями у ребенка не только возникает ЗПР, но и ускоряется данный процесс. В целом А.И. Захаров определяет следующие особенности родителей детей с ЗПР:

1) сенситивность как повышенная  эмоциональная ранимость;

2) склонность фиксироваться на  травмирующих переживаниях, относить  к себе любое неприятное событие;

3) неуверенность в себе;

4) тревожность — непереносимость  ожидания, неизвестности;

5) внутренняя конфликтность —  противоречивость чувств и желаний;

6) моральный дискомфорт, психическая  напряженность, проблемы самоконтроля;

7) эгоцентризм — сосредоточенность  на своих переживаниях;

8) негибкость в поведении;

9)  гиперсоциальность;

10) проблемы социально-психологической  адаптации.           

 Условно можно выделить три  варианта влияния семьи на  формирование личности ребенка: фиксация путем подражания; закрепление  негативных реакций; культивирование  реакций ребенка.

Неправильное воспитание с точки зрения семейной педагогики следует рассматривать как условие, при котором возникают изменения и нарушения в психическом развитии, подготавливающие «психологическую почву» для задержанного развития. В литературе встречается понятие динамического семейного диагноза, под которым подразумевается определение типа семейной дезорганизации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическим климатом в семье и аномалиями формирования личности у подростков. Особенно тягостные Последствия наблюдаются в развитии детей с задержкой развития при сочетании психогенных, социально-психологических и депривационных влияний. Картина ЗПР значительно усложняется и может приобретать необратимый характер при сочетании микросоциальной запущенности с легкими проявлениями нарушения психического развития.           

 В рамках изложенного можно  выделить две тенденции: указанное  сочетание факторов делает практически  невозможными сглаживание, ликвидацию  ЗПР с возрастом; нарушение социальной  адаптации является следствием  и результатом данного соотношения.

В практической психологии факт появления задержки психического развития часто связывается с отрицательным воздействием школы, учителей, вводится понятие психологическая запущенность. Основным психотравмирующим фактором считается сама система обучения (И.В. Дубровина). В такой ситуации, когда личность ученика рассматривается в качестве обучаемого объекта, возможны различного рода дидактогении. Можно говорить о предрасположенности некоторых детей к педагогическим воздействиям и об их специфическом развитии. Любое педагогическое воздействие, не учитывающее индивидуальных особенностей личности ребенка, может стать непосредственной причиной ЗПР. Практика показывает, что нередко плохая успеваемость учащегося отождествляется с задержкой его психического развития. В итоге деформированного педагогического воздействия возникают состояния ЗПР, поэтому нельзя игнорировать и роль «школьного фактора».

Согласно исследованиям Т.А. Власовой, стойкость ЗПР зависит, во-первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во-вторых, от его качественной характеристики. Эти данные необходимо учитывать при определении приоритетов формирования ЗПР.       

 Особый вопрос в проблеме  ЗПР, отмеченный Т.А. Власовой, состоит  в прогностической неоднородности. Экспериментальные данные различают  следующие варианты прогнозов:

1) постепенное улучшение развития;

2) та же динамика, прерываемая  возрастными кризисами;

3) развитие стойкого негрубого  дефекта;

4) регресс формирования состояния.

Каждый вариант прогноза определен интенсивностью и длительностью воздействия формирующих факторов.           

 В исследованиях В. В. Ковалева  предлагается классификация пограничных  состояний интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа  психического развитая, где ведущая  роль в патогенезе отводится  какому-либо одному фактору; в  происхождении интеллектуальной  недостаточности обычно участвуют  и другие патогенетические факторы.

Классификация с выделением нескольких групп задержки темпа психического развития на основании соотношения «эндогенных и экзогенных факторов, формирующих это предложена М. В. Коркиной, Н. Д. Лакосиной, А.В.Личко:

1)  дизонтогенные формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием (варианты психического инфантилизма);

2) формы, обусловленные органическим  поражением мозга на ранних  стадиях онтогенеза;

3) интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации  в раннем возрасте;

4) интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением анализаторов.

В качестве других возможных причин ЗПР детей может выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную работу отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, работу Л. С. Славиной и др.         

Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и для последующей оценки психологической адаптации и динамики интеллектуального развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого статуса.[9, 30]

 

 

    1. Особенности детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста

 

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей.

Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

Дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу по уровню психофизиологического развития. У обследованных детей с ЗПР, как правило, проявляются следующие синдромы:

1) синдром дефицита внимания  и гиперактивности (СДВГ);

2) синдром психического инфантилизма;

3) церебрастенический синдром;

4) психоорганический синдром.

Перечисленные синдромы могут встречаться как изолированно, так и в разных комбинациях.

Учитывая тот факт, что у детей с ЗПР регистрируются изменения нейрофизиологического развития структурно-функциональной организации мозга, следует сказать, что у таких детей существуют объективные основания для нарушений психического развития.

Синдром СДВГ. Основным проявлением этого синдрома является расстройство внимания. В качестве базовой причины СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) называют расстройство деятельности ЦНС, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами.

В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностыо процессов возбуждения и торможения. Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей.

Синдром психического инфантилизма. При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребенка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.

Информация о работе Особенности школьной адаптации детей с ЗПР