Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:39, доклад
В Европе сказывается влияние христианства: детоубийства становились не такими распространенными и считались не законными (хотя детская смертность всё ещё очень высока, в частности потому, что о безопасности детей очень мало заботятся).
С первых дней жизни детей отсылали на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход), а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях), в монастыри или просто на воспитание в другие семьи.
Отношение к детям 3
с 4 по 13 век нашей эры 3
с 13 по 18 век 3
с 19 по 21 век 5
Образование и педагогика в средние века 6
Образование дворянских детей. 12
Педагогические идеи эпохи Возрождения (ХIV-ХVП вв.). 15
ДОКЛАД
На тему:
Отношение к ребенку с течением времени. Средневековье.
Дисциплина: Педагогика
Москва
2013/2014
Содержание:
Отношение к детям
с 4 по 13 век нашей эры
с 13 по 18 век
с 19 по 21 век
Образование и педагогика в средние
века
Образование дворянских детей.
Педагогические идеи эпохи
Возрождения (ХIV-ХVП вв.).
Отношение к детям.
С 4 по 13 век
нашей эры
В Европе сказывается влияние
С первых дней жизни детей отсылали на
несколько лет кормилицам (все, кому позволял
доход), а потом в услужение, в заложники
(в дворянских семьях), в монастыри или
просто на воспитание в другие семьи.
Характер людей в это время меняется. В
прежние времена главным страхом детства
было то, что тебя убьют, а теперь, что тебя
покинут: родители, а потом и Бог, на которого
средневековые люди проецировали свой
детский страх оставленности. С этим связаны
тоска, страхи и агрессия человека этой
эпохи. Чтобы справляться с этими переживаниями
люди объединялись в группы, символизировавшие
родство и близость: феодальные структуры
(король или сюзерен начинают восприниматься
как отец), монастырские и цеховые братства.
С 13 по 18 век
Отношение к детям стало двойственным:
дитя видят одновременно невинным и
греховным. К сожалению, невинность
ребенка нередко понималась в
том смысле, что его невозможно
растлить, что бы с ним не проделали,
а «греховность» смиряли
Ллойд Демоз в своей «Психоистории» писал
об одном немецком школьном учителе, «который
подсчитал, что в общей сложности отвесил
911527 ударов палкой, 124000 ударов плетью,
136715 шлепков рукой и 1115800 пощечин.
Детей били, они вырастали и в свою очередь
били собственных детей. Так повторялось
век за веком. Даже те гуманисты и педагоги,
которые славились своей добротой и мягкостью
одобряли битье детей. Жена Мильтона жаловалась,
что не выносит криков своих племянников,
когда муж их бьет; Бетховен хлестал учеников
вязальными спицами, а иногда колол. Даже
принадлежность к королевской семье не
освобождала от побоев, чему пример —
детство Людовика XIII. За обедом рядом с
его отцом лежал кнут, а сам дофин уже в
17 месяцев прекрасно знал, что, если ему
показали кнут, надо замолкнуть. В 25 месяцев
его начали бить регулярно, часто по голому
телу. Руссо рассказывает, как младенцев
уже в первые дни били, чтобы успокоить.
Одна мать пишет о своем первом сражении
с четырехмесячным младенцем: „Я лупила
его, пока рука не устала, буквально живого
места не оставила, а он хоть бы на йоту
уступил“.
Большинство средневековых авторов описывает
очень суровые сцены избиения».
Юристы 13 века оценивали положение дел
так: «Если ребенка бьют до крови, это будет
ему хорошая память, если же его забивают
до смерти, тут дело касается закона».
Детей повсеместно жестоко запугивали,
разделяя с ними страхи взрослых перед
ведьмами и нечистой силой — в которых
явно звучали отголоски психологической
памяти о тех временах, когда детей поедали:
ведьмы и чудовища из этих карательных
фантазий, призванных усмирить ребенка,
обычно едят детей.
Детоубийство уже осуждается, но только
убийство законных детей. Именно повсеместное
убийство незаконнорождённых младенцев
породило миф о том, что «в старые добрые
времена мораль была выше, и незаконнорождённых
детей, если верить переписям, почти не
было». Совершенно верно, не было — их
просто убивали. По этой же причине, а не
потому, что люди были чище и лучше, не
было детских приютов: до детей, гибнущих
на улицах, просто никому не было дела.
Только в 1740-х появился первый детдом — госпиталь
для брошенных детей открытый в Лондоне
купцом Томасом Корамом.
Сопереживание всё ещё оставалось на зачаточном
уровне, поэтому «добрый христианин» мог
с удовольствием пытать врагов или выходить
на большую дорогу, грабить и убивать проезжих,
а жестокие казни считались шоу, на которые
ходили семьями. Отличительной психологической
чертой средневекового человека стал
садомазохизм (в отличие от прежнего откровенного
садизма): жестокость к другим сочеталась
с жестокостью к себе: нанесение себе ран,
психические эпидемии самоизбиений и
других самодеструкций, умерщвление плоти,
слепое подчинение церкви и феодалу.
Хотя желание слиться с группой (цехом
или церковью) еще очень велико, у человека
уже появился совершенно определенный
образ целостного собственного «я».
Духовным идеалом стали гуманные христианские
ценности: им обычно еще не могли следовать,
но именно они уже были желанными. Количество
людей, способных заботиться о ближнем
и проявлять доброту очень медленно, но
увеличивалось.
Всплески прежних страхов перед жестокими
убивающими матерями (групповые страхи
отмирают медленно и с рецидивами) приводили
к охоте на ведьм, которым приписывали
все качества чудовищных божеств архаического
общества.
В 18-19 веке отношение к ребенку формулируется так
«если ты будешь идеальным, не станешь
вызывать у меня никаких искушений и дашь
мне полностью контролировать твои чувства
и волю, то я позволю тебе быть рядом со
мной и буду тебя любить».
Детей с самого раннего возраста приучают
к туалету (раньше они свободно «пачкали
углы»), появляется запрет на мастурбацию
и стремление, чтобы ребенок был чистым
морально и физически. То есть, не напоминал
взрослым об их запретных желаниях — не
только сексуальных, а порой о совершенно
невинных, но подавленных потребностях
в эмоциональной свободе или спонтанности.
Ребенок, который не следует правилам:
шалит, проявляет закономерный интерес
к своему телу или просто слишком эмоционален
— считается злокозненным и неправильным,
его надо исправлять (желательно битьем,
запугиванием и голоданием). Ребенок, которому
удается справиться с родительскими требованиями,
получает родительскую благосклонность
(правда, бессознательно ощущает, что его
любят только до тех пор, пока он ведет
себя идеально, то есть любовь — более,
чем обусловленная).
Воспитание стало набором последовательных,
но очень строгих правил: и вместо людей,
объятых тревогой, вырастают люди, не получившие
душевного тепла, эмпатии и возможности
выражать чувства. Поэтому главными чертами
характера стали депрессивность, подавленность,
мучительное терзающее чувство вины и
психосоматические заболевания. Люди
нового времени уже не боялись, что их
покарают непредсказуемые божества, поэтому
смогли произвести научную, индустриальную
и технологическую революцию. Появились
более теплые отношения в браке и личной
сфере (правда, далеко не повсеместно).
19-21 век
Начиная с конца ХIХ века и до
наших дней, в Европе (хотя между
разными европейскими странами есть
в этом смысле существенная разница) и США
преобладает социализирующий стиль воспитания
детей, в котором последние несколько
десятков лет появляются вкрапления поддерживающего,
помогающего стиля.
Хотя даже в самых развитых странах хватает
людей, обращающихся с детьми «как в старые
добрые времена». Позиция «я боялся своего
отца, так пусть и мои дети боятся меня»
очень распространена. К тому же существует
недооцененный феномен зависти к своим
детям. Она обычно не осознается, но если
вывести это ощущение на сознательный
уровень, получается «а почему это ты должен
жить лучше, чем жил я?».
В России социализирующий стиль тоже достаточно
широко распространен, но далеко не повсеместно:
побои, моральное и физическое насилие
над детьми — в нашей стране скорее правило,
чем исключение.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.
Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
В педагогике раннего средневековья
господствовал элемент
Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.
К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.
Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.
В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.
Монастырские школы
Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам
довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.
Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.
Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.
Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования.
Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.
Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.
Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.
После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.
Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.
Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в1030 г.
Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.
В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души».
Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.
К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.
Информация о работе Отношение к ребенку с течением времени. Средние века