Группа
Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо
дежурят, сами помнят о своих обязанностях.
Если они не дежурят в данный момент, то
все равно обращают внимания на непорядок
в группе и устраняют его,
просят назначить их дежурными.
Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно
стремятся участвовать в коллективной
деятельности, хорошо работают, помогают
товарищам в разных видах деятельности.
Таблица 10 - Уровень сформированности
отношения детей к дежурству
Уровень отношения |
Дежурство |
по столовой |
в игровом уголке |
в уголке природы |
Высокий
|
0 |
0 |
0 |
Выше
среднего |
0 |
0 |
0 |
Средний
|
2 |
1 |
1 |
Ниже
среднего |
3 |
4 |
2 |
Низкий |
1 |
1 |
3 |
Данные результаты свидетельствуют о
том, что большинство детей предпочитают
дежурить
в игровом уголке.
Таким образом, видно, что у детей трудолюбие
сформировано так: дети трудятся без контроля,
но только во время дежурства. Делают только
то, что входит в их обязанности (группа
Б) В этой группе большинство детей относится
к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети
которые относятся к группе А и В. Эти дети
понимают значение труда, но не доводят
его до конца, им необходим систематический
внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.
Другие дети трудятся вне дежурства, помогают
другим. Появляется внутреннее побуждение
к трудовой деятельности (группа В) – 1
ребенок.
Вывод: анализируя результаты этого исследования
видим, что у детей этой группы трудолюбие
проявляется на среднем уровне.
2.3 Диагностика представлений о труде
взрослых
Применялась методика диагностики знаний
детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что
такое профессия».
Были составлены вопросы для беседы.
Затем с детьми проводилась индивидуальная
беседа.
Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь
профессии?
По каждой названной профессии ребенку
было предложено рассказать, какими орудиями
труда пользуется человек названной профессии.
Предложено объяснить процесс работы
данной профессии.
Ответы детей занесены в Таблицу 11.
Таблица 11 - Обработка данных. Результаты
по каждой беседе
№ |
Ребенок |
Профессия |
Орудия труда |
Процесс труда (что делает?) |
|
Воробьева Валерия |
Капитан |
- |
Катается на корабле, ловит рыбу |
Водитель |
Руль |
Возит груз |
Летчик |
- |
Летает в небе |
Учитель |
Доска |
Учит детей |
|
Горлинская Софья |
Парикмахер |
Ножницы, фен |
Делает
прически разным тетям |
Военный |
Погоны, пистолет |
Марширует, стреляет |
Врач |
Градусник, укол, очки |
Делает укол |
Пожарник |
Машина, вода |
Тушит огонь |
|
Ильченко Денис |
Летчик |
Самолет, очки |
Летает |
Продавец |
Калькулятор, касса, весы |
Продает молоко |
Пекарь |
Булочки, тесто |
Печет булочки |
Милиционер |
«Палочка» |
Ищет преступников |
|
Ионова Вера |
Космонавт |
Космический корабль |
Летает в космосе |
Солдат |
Пилотка, танк, пулемет, автомат |
Стреляет и ездит в танке |
Матрос |
Корабль |
Катается на корабле, служит |
Учитель |
- |
Учит детей |
|
Шилин Иван |
Парикмахер |
Ножницы, кресло, шампунь |
Делает прически, подстригает |
Водитель
(автобуса) |
Машина, руль, |
Возит людей |
Врач |
Градусник, таблетки |
Лечит |
|
Шпак Сергей |
Продавец |
Весы |
Продает |
Кассир |
Касса |
- |
Журналист |
Блокнот,
компьютер, диктофон |
Берет интервью, пишет статьи, сочиняет
рассказы |
Плотник |
Молоток, пила |
Делает мебель |
Вывод: у большинства детей вопрос вызвал
некоторое затруднение. Большим числом
детей были названы самые простые и распространенные
профессии: продавец,
врач, учитель. Было отмечено, что практически
все дети сразу же назвали профессии своих
родителей. Вопрос об орудиях труда по
каждой из профессий также вызвал некоторые
замешательства у детей.
Шпак Сергей много знает о профессии папы,
который работает журналистом. Он знает
специальные термины «интервью», «статья»,
«диктофон».
Некоторые ребята смогли назвать профессии
взрослых, но не смогли с легкостью рассказать
о сопутствующих профессии оружиях труда.
Так Воровьева Валерия не смогла ответить
на вопрос чем пользуется в работе капитан
и летчик, Ионова Вера – чем пользуется
учитель, Шпак Сергей – не смог ответить,
что делает на работе кассир.
Можно сделать вывод, что названных профессий
было довольно немного, ответы о процессе
работы и орудиях труда очень скудны.
По результатам диагностики выявлена
проблема: низкий уровень сформированности
представлений о труде взрослых. Необходимо
разработать план мероприятий по ознакомлению
детей с трудом взрослых по всем группам.
После индивидуальной беседы с детьми,
была проведена общая беседа с ребятами
о профессиях и важности труда взрослых.
Выяснилось, что дети не понимают вопроса
«Кем работает?», не различают сходные
профессии (и няня, и воспитатель, и повар
ходят в халатах, так что половина обследованных
детей путали няню с поваром), соотносят
профессию только с отдельным конкретным
человеком. Четкое разделение понятий
«труд» и «работа», «специальность» и
«профессия» позволяют не только установить
между ними реальную взаимосвязь, но также
и ответить на вопрос о том, что выбирает
человек, имея в виду профессию.
Общие выводы и рекомендации
Анализируя результаты этого исследования,
можно сделать общий вывод, что у детей
этой группы уровень сформированности
трудолюбия и отношения к труду проявляется
на среднем уровне.
Для воспитания трудолюбия, улучшения
трудовых способностей детей воспитателю
необходимо распределять работу между
всеми, обеспечивать условия ее существования,
наблюдать за детьми, своевременно направлять
их действия.
Детям нужно представлять большую самостоятельность
для выполнения работы, однако при этом
контролировать их действия, повышая требования
к качеству выполняемой работы.
Воспитателю необходимо формировать у
детей самооценку, чтобы они могли сравнивать
свои результаты работы с результатами
сверстников.
Необходимы более доходчивые и убедительные
живые образцы, подлинный пример труда.
Жизненная наглядность обеспечит наибольшую
отчетливость представлений. В процессе
дальнейших бесед, посредством рассказов
воспитателя нужно уточнять, закреплять
полученные знания, пользоваться наглядными
методами, умело сочетая их со словесными
(рассказ, беседа).
Важно так же использовать художественные
произведения. Своей эмоциональностью,
образностью, живостью детская книжка
заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает
интерес, уважение к труду, желание подражать
героям литературных произведений, подобно
им, хорошо трудиться.
Чтобы у детей было устойчивое положительное
отношение к повседневной необходимой
работе важно создавать оптимальные условия.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового
труда, следует продумывать его организацию
и приемы, которые используются при обучении
детей тем или иным умениям. Прежде чем
распределить обязанности между детьми,
необходимо договориться о том, кто какую
работу будет выполнять, а также научили
детей некоторым правилам распределения
обязанностей.
Перед заданиями важно:
- рассказывать детям о пользе труда, чтобы
они могли иметь представление о том, насколько
нужна и важна работа;
- перечислять детям весь объем предстоящей
деятельности, например: «Вы сегодня все
дежурные, будем убирать нашу комнату,
что же нужно сделать? На стеллажах для
игрушек надо навести порядок, вымыть
кукольную посуду, разложить в ящики строительный
материал и т.д.». Основное внимание во
время работы детей обращать на координацию
работы отдельных дежурных, на помощь
детям.
- выделять задания, которые стали бы содержанием
труда отдельных детей. Обсуждая с детьми,
какие дела еще нужно выполнить, по их
мнению, чтобы в группе «все было в порядке»,
ставить перед ними вопрос о том, сумеют
ли они выполнить эту работу за отведенное
время, какие дела следует выполнять в
первую очередь.
- обращать внимание на то, как дети относятся
друг к другу при распределении работы
между собой, в какой форме выражают свое
несогласие, умеют ли корректно делать
замечание товарищу, доказывать справедливость
своих претензий.
Список используемой литературы
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика
/ Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание
/ М.А.Васильева // Дошкольное воспитание.
- 2005. - №4. - С.18.
3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое
воспитание дошкольников: Учеб. пособие
/ С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко
и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский
центр «Академия», 2003. - 144 с.
4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое
воспитание дошкольников / С.А.Козлова.
- М.: Просвещение, 2002. - 271 с.
5. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников
в мир профессий: Учебно-методическое
пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд.
«Николаев», 2004. - 52 с.
6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный
мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс,
2003. - 160 с.
7. Куликова, Т. Учите детей трудиться! /
Т.Куликова // Дошкольное воспитание. –
2000. №7. – С.101-105.
8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое
воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова.
- М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
9. Логинова, В.И. Детство: Программа развития
и воспитания детей в детском саду. / Логинова
В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс,
2008. - 224 с.
10. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности
детей старшего дошкольного возраста
в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева
// Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.
Приложение
Критерии обследования трудовых навыков
у детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление
с трудом взрослых |
баллы |
Навыки
самообслуживания |
баллы
|
Трудовые
умения |
баллы
|
Отношение
к труду |
баллы
|
Результативность
труда |
баллы
|
Общение
со сверстниками |
баллы
|
Ребенок
имеет четкие представления о разнообразии
профессий (строитель, библиотекарь,
учитель, летчик, сталевар, артист, художник,
врач) |
1
|
Ребенок
проявляет полную самостоятельность в
самообслуживании |
1
|
Ребенок
знает обязанности дежурного и выполняет
дежурства по столовой |
1
|
Ярко
выражено стремление ребенка к самостоятельности
|
1
|
Труд
ребенка результативен |
1
|
Ребенок
инициативен в оказании помощи товарищам
|
1
|
по
занятиям |
1
|
- ребенок устойчиво проявляет
трудолюбие |
1
|
- ребенок оценивает результат
своего труда |
1
|
- учит других тому, что умеет
сам |
1
|
- имеет отчетливые
представления о современной технике,
машинах и механизмах, задействованных
в труде человека, об их роли |
1
|
по
уголку природы |
1
|
- стремится стать умелым
|
1
|
- стремится к хорошему результату
|
1
|
- способен к деловому сотрудничеству
|
1
|
- знает и
выполняет требования гигиены |
1
|
- умеет оказывать необходимую
хозяйственную помощь |
1
|
- посильный повседневный труд
стал для ребенка привычкой
|
1
|
- владеет организаторскими способностями
|
1
|
- умеет строить модель трудового
процесса конкретной профессии
|
1
|
- планирует и поэтапно осуществляет
трудовой процесс |
1
|
- уважительно относится к результатам
труда других людей |
1
|
- культурен в общении со сверстниками
|
1
|
- имеет общие представления о
работе близких людей |
1
|
- владеет способами конструирования
из бумаги |
1
|
- использует имеющиеся умения
для освоения новых трудовых
процессов |
1
|
- ощущает радость от процесса
совместного или коллективного
труда |
1
|
- умело пользуется ножницами
|
1
|
- понимает материальную ценность
труда для
людей |
1 |
- умеет работать с природным
материалом |
1 |
- испытывает чувство удовлетворения
от хорошо выполненного дела,
реализации рудового замысла
|
1 |
- объективно оценивает действия
сверстников |
1 |
- владеет основами культуры труда
(экономит материал,
бережет инструменты и т.п.) |
1
|
- радуется результатам общего
труда |
1
|
- владеет некоторыми приемами
рукоделия |
1 |
- поддерживать порядок на участке
и в группе |
1 |
- отражает процессы самообслуживания
и хозяйственно-бытового
труда в играх на бытовую тематику
|
1
|
|