Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:16, реферат
Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи.
1.Введение………………………………………………………………………………………....3
2.Краткая биография П.Ф.Лесгафта………………………………………………………….….3-4
3. Первые исследования и педагогическая деятельность..……………………………………..4-7
3.1 Работа в гимнастическом заведении……………………………………………………6
3.2 Разработка вопросов физического воспитания………………………………………..6
4. Развитие системы физического воспитания…………………………………………………..7
4.1 Этапы физического образования…………………………………………………………8
4.2 Работы Лесгафта…………………………………………………………………………..9
5. Заключение…………………………………………………………………………………..….10
Список литературы
В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай... После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. К этому времени относятся и события, связанные с открытием знаменитых курсов Лесгафта. История их создания такова. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал Лесгафт. Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. Лесгафт, в частности, ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического образования: «Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования — приучить молодого человека относиться к своим действиям сознательно, и полном соответствии с умственным развитием и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил».
Функции преподавателей в ОСФР сначала выполняли члены Общества и ученицы Лесгафта, однако со временем их стало не хватать. В марте 1895 г. на заседании ОСФР Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для подготовки лиц, способных проводить занятия физическими упражнениями с детьми. Созданная для этой цели комиссия разработала устав и программу будущих курсов. В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило «Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» и назначило Лесгафта заведующим этих курсов.
На курсах изучались следующие дисциплины:
Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисциплины распределялись расписанием занятий. Процесс физического образования детей школьного возраста Лесгафт представлял так.
На первом этапе следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов — 7—12 лет.
На втором этапе применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12—15 лет.
Третий этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста — 15-18 лет. Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях. В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так: - для младшего возраста (7—12 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % — ходьбе, бегу и метаниям и 50% — играм (главным образом — одиночным); - для среднего возраста (12—15 лет): одна треть — элементарным и сложным движениям с бегом, одна треть — прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе, одна треть — играм (главным образом со сложными двигательными заданиями); - для старшего возраста (15— 18 лет): 50% времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% -- движениям с отягощениями, 25% — играм.
Лесгафт, как и Г.
Демени, считал, что система должна состоять
из небольшого количества естественных
движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний,
борьбы, простых гимнастических упражнений,
игр, экскурсий. Он был противником снарядовой
гимнастики. В методике проведения занятий
по физическому образованию можно выделить
следующие особенности... В основу физического
образования должна быть положена связь
физического и духовного: «Между умственным
и физическим развитием человека существует
тесная связь... Умственный рост и развитие
требуют соответствующего развития физического».
Лесгафт стремился через ощущения и их
проверку создать правильное представление
об окружающем мире. В практике заданий,
например, учащимся давали предметы из
различного материала, различного веса,
формы и т. п. Дети должны были определить,
не видя этих предметов, какие они: деревянные,
теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде
шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочтение
отдавалось варианту, когда упражнение
выполнялось после словесного объяснения,
а не методом показа. Педагогическое наследие
П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране
и за рубежом, его именем назван первый
в Советской России Институт физической
культуры. В одном из писем своему сыну
П.Ф. Лесгафт писал: «Жить по правде и для
других — самое великое дело, чего только
человек может желать достигнуть», а на
своем портрете написал: «Никогда и ни
в чем не допускать насилия».
Памятник П.Ф.Лесгафту в парке Института физкультуры
Критически оценивая и анализируя в настоящее время систему физического образования П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней немало и ошибочных положений. В историческом обзоре развития физического воспитания в своем основном сочинении «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он практически устранился от вопроса происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии. Лесгафт фактически не упоминает о прогрессивных взглядах русских ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. по вопросам физического воспитания. Его системе во многом было присуще формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно разрешать катание на коньках, так как оно происходит на малой площади, и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют, и поэтому будут переутомляться. Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи.
В последующие годы
многие положения системы Лесгафта: классификация
физических упражнений, содержание упражнений
на уроках для школьников различных возрастов,
место и значение соревнований и игрового
метода физического воспитания и т. д.
— существенно уточнялись. И все же система
физического образования П.Ф. Лесгафта
для своего времени была одной из передовых
в мире. Многие ее положения не утратили
своего значения до настоящего времени.
Она, к сожалению, не стала и России основой
для национального физического воспитания,
так как царское правительство не имело
государственной программы в этой области
образования, а страна не располагала
ни квалифицированными педагогами, ни
специальной материально-технической
базой.
Информация о работе П.Ф.Лесгафт. Вклад в развитие педагогики