Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:01, научная работа
Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
Введение
1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
1.2 Направленности патриотического воспитания
1.3 Формы патриотического воспитания
2. Методический аспект проблемы патриотического
воспитания
2.1 Разработка плана патриотического воспитания для
учеников 1 класса
Заключение
Список использованной литературы
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
Глава 2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания
2.1 Разработка
плана патриотического
Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.
Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.
В учреждениях общего среднего
образования патриотическое воспитание
является одним из направлений духовно-
В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.
Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего младшего возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.
В дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Важным критерием
Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.
В концептуально-програмных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания.
Патриотическое воспитание
в школе должно осуществляться как
в процессе обучения, так и во
внеурочной и внеклассной деятельности,
поскольку этот процесс предполагает
широкое использование
Патриотизм как
Патриотическое воспитание
в учреждениях образования
Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.
Свидетельство тому, является
то, что государство уделяет
Ученический актив, при участии администрации школы, определяет содержание работы, которая включает в себя следующие компоненты:
- культурно-патриотический;
- гражданско-патриотический;
- героико-патриотический;
- спортивно-патриотический;
- военно-патриотический.
Учитель разрабатывает план патриотического воспитания, как правило, на учебный год.
Культурно-патриотическое воспитание
Центром культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам. Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города. Это могут быть:
- экскурсии по родному краю;
- посещение спектаклей, выставок, музеев;
- выпуск стенгазеты;
- кружки художественного,
декоративно-прикладного
- ученический театр;
- конкурсы художественной самодеятельности;
- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
- тематические воспитательные часы, вечера.
Нельзя ограничиваться только культурой и искусством Казахстана, необходимо показать ее место среди мировой культуры.
Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:
- выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
- экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы и искусства;
- экскурсий в музеи;
- создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
- посещения выставок и выставочных павильонов;
- туристических поездок по историческим местам;
- написания сочинений;
- кружков художественного
и декоративно-прикладного
- конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:
- изучение основных положений
Конституции на фоне
- знакомство с вопросами
государственной и
Гражданско-патриотическое
воспитание молодежи формирует не просто
законопослушного гражданина, человека,
осознанно и активно
Урочная работа. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится на уроках общественных дисциплин, казахского языка и литературы, военной подготовки, физической культуры.
Уроки общественных дисциплин: изучается Конституция, создаваемые условия для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.
Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.
Уроки военной подготовки и физической культуры формируют морально-психологическую и физическую готовность к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику Отечества.
Внеурочная и внеклассная работа. Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для Казахстана мира и международного сотрудничества.
Могут проводится месячники правовых знаний:
- изучение конституции РК;
- цикл лекций развивающих
политическое самосознание
- работа кинолектория «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»;
- встречи с работниками правоохранительных органов;
- работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты» и т. п.);
- конкурс творческих работ;
- беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники» и др.;
- диспуты;
2. Ученическое самоуправление. Важная роль в организации идеологической работы отводится органам самоуправления.
Совет школы и родительский совет другие органы ученического самоуправления формируют лидерские качества, устойчивое сознательное отношение к коллективу, к выполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.
Героико-патриотическое воспитание
– это воспитание любви к своей
Родине, уважение ее Вооруженных Сил,
защитников Отечества на основе героического
прошлого своего народа. Центром работы
по героико-патриотическому
- организация походов
и экскурсий с целью
- проведение тематических выставок;
- подготовка и проведение конференций;
- чествование победителей конкурсов;
- уроки истории;
- встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.
Работа в данном направлении может включать в себя следующее:
1. Работа отряда, оказывающего
помощь ветеранам войны и
2. Работа поискового отряда
(здесь не обязательно искать
заброшенные захоронения;
3. Проведение встреч с
ветеранами и их
4. Проведение тематических
вечеров, выставок, конкурсов стихов,
песен; туристских походов,
5. Работа по содержанию
в надлежащем виде мест
6. Различные викторины, олимпиады, конкурсы, научные конференции – то, что можно использовать на уроках и в предметных неделях.
7. Целесообразно проведение интегрированных уроков (история Казахстана, всемирная история, литература, допризывная подготовка могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.).
Военно-патриотическое воспитание
– это воспитание любви к Родине,
формирование морально-психологической
и физической готовности к выполнению
Конституционного долга по защите Отечества.
Преподаватели допризывной
Учащиеся могут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил Казахстана, о подвигах казахского народа.
Для решения задач гражданско-
Самые ощутимые результаты
в решении задач героико-
Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.
Одно из самых серьезных
отношений в школе к