Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Выделение педагогики в отдельную науку........................................................4
Объекты и предмет педагогики...........................................................................6
Задачи педагогики.................................................................................................7
Структура...............................................................................................................9.
Связь педагогики с другими науками.................................................................11
Список использованной литературы...................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика как наука.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Педагогическая прогностика  не развивается изолировано от международной  концепции футурологии. Она есть не что иное как часть концепции предвидения будущего природа и общества.

Среди сравнительно новых  задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу внедрения результатов исследований в практику. Можно отметить два обстоятельства, стимулирующих возникновение проблемы внедрения продуктов научного творчества в практику. Первое – извечную борьбу между традиционным и инновационным. Педагогика, как и многие другие области теории и практики, изобилует многочисленными фактами сопротивления новому. Масса результатов педагогических исследований даже при явной и бесспорной выгоде их применения остаются невостребованными. До недавнего времени учёных это мало беспокоило. Опубликовав свои труды, они не несли ответственности за то, как интенсивно их идеи проникают в жизнь и способствуют совершенствованию школьного, вузовского образования.

Гораздо богаче и разнообразнее  задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности.

 

Структура

 

В общепринятый перечень научных дисциплин, состалвяющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом:

  • Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ей вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребёнка стремительно увеличивается.
  • Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребёнка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию и воспитанию.
  • Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия её существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социальных условиях.
  • Педагогика профессионально-технического образования как самостоятельная отрась науки находится на стадии становления. Её теоретический фонд в настоящее время развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской практики.
  • Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Её развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них – фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей категории: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепция.
  • Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства.
  • Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучение и воспитания военнослужащих всех рангов.
  • Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области нешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие «второго образования», которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения.
  • Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Мировая практика работы с пожилыми людьми, прекратившим активную профессиональную деятельность на производстве, показывает многообразие вариантов лиц, перешедших на ступень послепроизодственного возраста.
  • Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существует детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей.
  • Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволят находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру.

 

Связь педагогики с другими  науками

 

Процесс  разностороннего  взаимопроникновения  наук, развитие  комплексного  изучения  педагогических  явлений  объективно  требуют  органической  связи  педагогики  с  другими  науками. Педагогика  развивается, укрепляя  и  совершенствуя  свои  связи  с  философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и  физиологией  человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой  и  др. 

В  тесных  взаимоотношениях  педагогика  находится  с  общей, возрастной  и  педагогической  психологией. Психология  вскрывает  закономерности  психического  развития  людей  в  разные  возрастные  периоды, механизм  изменений психики под влиянием  обучения  и воспитания. Идеи  её  широко  используются  при  разработке  организации  познавательной  деятельности  учащихся  в  процессе  обучения. Развита  связь  педагогики  с  социальной  психологией, которая  изучает  взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера  и  особенности  психического      склада  людей, находящихся  в  разных  социальных  условиях.

Исключительно  ценными  знаниями  о  природе  физического  развития  человека, педагогику  вооружает  общая  и  возрастная  физиология, составляющая  естественнонаучную  основу  обучения  и  воспитания. Изучение  условнорефлекторной  деятельности  помогают  раскрывать  научные  основы  тех  изменений, которые  происходят  в  человеке  под  влиянием  внешних  воздействий  и  связаны  с  формированием  умений, навыков  и  привычек.

Новые, дополнительные  возможности  для  исследования  процессов  обучения  и  воспитания  перед  педагогикой  открывает  быстро  развивающаяся  область  знания, которая  получила  название  теории  управления. Возникнув  в  системе  общественных  наук, она  использует  достижения  кибернетики, которая  раскрыла  наиболее  общие

закономерности  управления  сложными  динамическими  системами. При  этом, однако, надо  иметь  в виду, что кибернетика изучает процессы  управления  безотносительно к качественной  природе самоуправляемых  систем; воспитание  же  представляет  собой   систему, обладающую  глубокой  качественной  спецификой, своими  специфическими  закономерностями, которые  кибернетике  недоступны.

Самостоятельность  любой  науки  состоит  не  в  том, пользуется  она  или  не  пользуется  данными  других  наук. Советская  педагогика  использует  материалы  и  данные  смежных  наук  для  решения  своих  задач, на  основе  строгого  отбора  и выявления  границ  их  применения.

Итак  педагогическая  наука – это  сгусток  многовекового  опыта  обучения  и  воспитания  подрастающих  поколений. Педагогическая  наука – это  результат  многолетних  исследований  закономерностей  формирования  всесторонне  и  гармонически  развитой  личности. Знание  педагогической  науки  помогает  в  каждом  конкретном  случае  избирать  оптимальные  педагогические  решения.

Давний  спор  о  том, что  такое  педагогика –  наука  или  искусство, разбивается  о  практику. Испытание  практикой  подтверждает  многократно: без  глубокого  знания  науки  воспитания  не  развивается  искусство  воспитывать. Знание  закономерностей  обучения  и  воспитания, овладение  методами  педагогического  процесса – основа  учительского  мастерства. К  усвоению  педагогики  надо  подходить  как  к  научно – познавательной  деятельности, на  базе  которой  может  и  должно  развиваться  педагогическое  искусство  как  неотъемлемый  элемент  педагогической  деятельности. А  педагогом  может  быть  далеко  не  каждый. Это  должен  быть  человек  имеющий  призвание, призыв, внутреннее  осознание  того, что  это  его  путь – путь  поиска, постоянного  беспокойства, путь  сомнений  необыкновенной  требовательности к себе, путь  упорного, каждодневного  труда.

 

Список использованной литературы

 

  1. ПЕДАГОГИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 640с.
  2. ПЕДАГОГИКА: КОМПАКТ. УЧЕБ. КУРС: ДЛЯ СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ / И.Ф. Харламов. – Мн.: Университетское, 2001.-272с.



Информация о работе Педагогика как наука