Педагогика как область гуманитарного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольно-курсовой работы: изучить педагогику, как научную отрасль в системе гуманитарных знаний. Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Проследить историческое развитие педагогики как науки.
2. Рассмотреть объект и предмет педагогики.
3. Выявить основные задачи, функции и методы педагогики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
1 Возникновение и развитие педагогики как науки ………………………………..4
2 Объект, предмет и признаки педагогики как науки ……………………………...9
3 Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.), её задачи и методы …………………………………………………………………………………...12
4 Категории педагогической науки ………………………………………………...16
Заключение …………………………………………………………………………..21
Список используемых источников …………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ККР по Педагогике — копия.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ПЕДАГОГИКА

по теме:

«Педагогика как область  гуманитарного знания»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………………3

1 Возникновение и развитие педагогики  как науки ………………………………..4

2 Объект, предмет и признаки педагогики как науки ……………………………...9

3 Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.), её задачи и методы …………………………………………………………………………………...12

4 Категории педагогической науки ………………………………………………...16

Заключение …………………………………………………………………………..21

Список используемых источников …………………………………………………22

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существование и развитие общества невозможно без воспитания. Каждое новое поколение людей  овладевает социальным опытом предков, обогащает его и передает своим  потомкам. Педагогика изучает закономерности передачи социального опыта от старшего поколения младшему.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайд» - дитя и «гогос» - вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение». С развитием общества роль педагога существенно изменилась, понятие «педагогика» стало употребляться для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически. Так как обучение и воспитание сопровождает человека всю его жизнь, то педагогика изучает процесс воспитания и обучения и взрослых людей тоже.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины и превратилась в научно обоснованную систему знаний, со своими задачами, функциями и методами, а на практике – в искусство обучения и воспитания людей. Творческое взаимодействие теории и практики позволяет рассматривать педагогику как науку и искусство.

Цель данной контрольно-курсовой работы: изучить педагогику, как  научную отрасль в системе  гуманитарных знаний. Для этого необходимо решение следующих задач:

1. Проследить историческое  развитие педагогики как науки. 
     2. Рассмотреть объект и предмет педагогики.

3. Выявить основные  задачи, функции и методы педагогики.

 

 

1 Возникновение и развитие педагогики как науки

 

Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также при прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (греч. «пейда» - ребенок, «гогос» - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

 

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических  идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических  взглядов и теорий в рамках  философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

 

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа –  философ Платон – основал собственную  школу, где читал лекции. В педагогической теории Платона выделялась главная  идея: восторг и познание как единое целое в обучении. Другими словами, процесс обучения должен приносить радость обучающимся. Слово «школа» также имеет греческое происхождение и переводится как досуг.

Аристотель – ученик Платона – имел свою школу –  ликей, так называемую перипатетическую школу («перипатое» в переводе с греческого языка означает, прохаживаюсь). Аристотель на самом деле любил прохаживаться вместе с учениками и в неформальной обстановке в дискуссии и полемике учил их культуре общения, несогласия, доказательства собственной точки зрения. Аристотель обосновал принципы воспитания – принципы природосообразности и природолюбия, ввел возрастную периодизацию, разработал положение о триединой цели воспитания: (физическое, нравственное, умственное воспитание личности).

В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, философским, историческим наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру.

Считается, что впервые  педагогика выделилась в самостоятельную  отрасль знания в начале XVII в., когда  английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и усовершенствовании наук». В нем мыслитель предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую он понимал как «руководство чтением». Однако отпочкование педагогики от философии еще не означало создания новой науки.

Исторически сложилось  так, что наряду с термином «педагогика» долгое время использовался в том же значении термин «дидактика». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия». В том же значении употреблял это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором были разработаны основные проблемы теории и практики обучения. Только после выхода в свет трудов Я.А.Коменского педагогика получила права самостоятельной науки. Чешский педагог впервые выдвинул идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения, внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему. Им были разработаны ведущие принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А. Коменский определил главные требования к учебнику, а также сформулировал необходимые качества, которыми должен обладать педагог.

Немецкий педагог-демократ А. Дистервег (1790 – 1866), будучи последователем идей И.Г. Песталоцци, опубликовал ряд  трудов по педагогике, в которых  раскрыл сущность процесса обучения; издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.

Из зарубежных педагогов  новейшего времени в нашей  стране хорошо известен польский писатель, врач, педагог Я.Корчак (настоящее  имя – Г. Гольдшмит, 1878 – 1942), который  утверждал и реализовывал гуманистический  подход к воспитанию детей.

В России и Беларуси педагогические знания и практика имеют также давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ в 1030 г. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.

Значимой была педагогическая деятельность выходца из Беларуси Симеона  Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался и Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 г. и расширила систему высшего образования в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания личный пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется становление и развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

 

Огромный вклад в  отечественную педагогику внесли Н.И. Пирогов (1810 – 1881), который обосновал  сущность и принципы воспитания, изучал проблемы развития учащихся посредством обучения, пути формирования нравственной личности и Л.Н. Толстой (1828 – 1910), утвердивший идеи свободной педагогики.

Основоположником научной  педагогики в России признан К.Д. Ушинский. Его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, способствующие личностной самореализации. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение.

Главный фундаментальный  труд К.Д. Ушинского «Человек как  предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.

Среди более поздней  плеяды педагогов наиболее известны С.Т. Шацкий (1878 – 1934), П.П. Блонский (1884 – 1941), А.С. Макаренко (1888 – 1939), В.А. Сухомлинский (1918 – 1970). Труды отечественных педагогов, в которых изложен опыт создания и управления учебно-воспитательным учреждением, разработаны концепции воспитания и обучения, проблемы организации детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.

В настоящее время  многие педагоги-новаторы разрабатывают  новые подходы к воспитанию и  обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, колледжи, многие педагоги работают по своим авторским учебным программам. Изменения происходят и в вузах: внедряются новые интеллектуалоемкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), личностно-ориентированное образование, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое, интенсивное «погружение» в темы.

 

 

 

2 Объект, предмет и признаки педагогики как науки

 

Педагогика, как и любая  другая наука имеет свой объект и  предмет исследования.

Объект  педагогики. А. С. Макаренко — ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытаемся определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования — каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального  феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные  с повседневными процессами роста  и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука — педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

 

Любая наука, в том  числе и педагогика, имеет следующие признаки:

1. Возникает  из потребностей общества:

- История развития  общества предполагает передачу  социального опыта (культуры) новым  поколениям, выделилась область  науки Педагогика как науки  о воспитании человека на всех  возрастных этапах его развития.

2. Имеет свой  предмет исследования:

- Педагогика имеет свой предмет  исследования – воспитание человека  как особая функция общества. Педагогика как наука отвечает  на вопросы, что такое педагогический  процесс, каковы закономерности  формирования личности и коллектива, как организовать учебно-воспитательный процесс в целях успешного формирования и развития личности.

3. Обладает собственным  категориальным аппаратом:

- Педагогика имеет свой категориальный  аппарат: к числу основных категорий  (фундаментальных понятий) относятся воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.

4. Имеет свои  методы исследования:

- Педагогика имеет свои методы  исследования, направленные на изучение  педагогических явлений и решение  разнообразных научно-педагогических проблем. Она использует как общенаучные, так и свои методы исследования, которые можно разделить на:

  • на общенаучные, изучающие человека;
  • на эмпирические, проводимые как в естественных, так и в специально организованных условиях;
  • на теоретические.

Информация о работе Педагогика как область гуманитарного знания