Педагогика как область гуманитарного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольно-курсовой работы: изучить педагогику, как научную отрасль в системе гуманитарных знаний. Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Проследить историческое развитие педагогики как науки.
2. Рассмотреть объект и предмет педагогики.
3. Выявить основные задачи, функции и методы педагогики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
1 Возникновение и развитие педагогики как науки ………………………………..4
2 Объект, предмет и признаки педагогики как науки ……………………………...9
3 Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.), её задачи и методы …………………………………………………………………………………...12
4 Категории педагогической науки ………………………………………………...16
Заключение …………………………………………………………………………..21
Список используемых источников …………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ККР по Педагогике — копия.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

5. Представляет  собой итог, совокупность, систему  достоверных и обобщенных знаний  об объективных законах развития  природы:

- Педагогика имеет  собственное содержание: разработанную  систему педагогических целей,  закономерностей и принципов обучения и воспитания, формы и методы воспитания и обучения.

 

 

3 Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.), её задачи и методы

 

Теоретические функции:

  • обогащение, систематизация научных знаний;
  • обобщение опыта практики;
  • выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические  функции:

  • повышение качества воспитания;
  • создание новых педагогических технологий;
  • внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

  • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

 

Задачи  педагогики:

  • Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  • Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  • Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  • Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  • Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  • Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  • Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

 

Методы  педагогики:

 

Методы исследования педагогики можно разделить на:

  • на общенаучные, изучающие человека;
  • на эмпирические, проводимые как в естественных, так и в специально организованных условиях;
  • на теоретические.

 

Эмпирические  методы исследования наиболее разнообразны. К ним можно отнести наблюдение, беседу, интервью, анкетирование, анализ документов, анализ опыта работающих учителей, методы педагогических измерений (рейтинг, регистрация, тестирование и др.). К методам изучения в специально измененных условиях относятся педагогический эксперимент, проверка выводов исследования в массовой практике и др.

Таким образом, эмпирические исследования устанавливают новые  факты и эмпирические зависимости, которые фиксируют общее, повторяющееся  в доступных чувственному восприятию объектах и явлениях. На эмпирическом уровне проводится классификация фактов (пример: классификация методов обучения; типы урока, типология неуспевающих учащихся). В качестве примера эмпирической зависимости можно назвать зависимость между работоспособностью и успеваемостью учащихся, между стилем педагогического общения и интереса учащихся к познавательной деятельности.

Теоретические же исследования предполагают проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Остановимся на основных особенностях некоторых методов педагогического исследования.

Наблюдение позволяет изучать объект, в естественных условиях, получать конкретные педагогические факты. Оно характеризуется восприятием педагогического процесса в динамике (пример: интерес к занимательным, фактам, прикладным и репродуктивным заданиям, творческой работе; отношение ко всем этим видам в условиях выбора, таким- образом, может определить доминирующий интерес). Наблюдение как метод исследования должен иметь четкую цель (что будем наблюдать) ; программу (как наблюдать) и разработанные критерии (что и как фиксировать) ; заранее разработанную методику обработки результатов. Виды наблюдений: скрытое или открытое, выборочное или монографическое; контролируемое, неконтролируемое; естественное, лабораторное.

Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Беседа как метод исследования должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологические тонкости участников, вестись в свободной форме без записи ответов.

Анкетирование используется для массового обследования. Вопросы анкеты должны быть посильными, однозначными, краткими и ясными; вызывать интерес и желание отвечать; не содержать в скрытом виде какого-либо внушения. Анкеты бывают открытые (требуется развернутый ответ) и закрытые (выбор ответов).

Педагогический  эксперимент – специально организованная поисковая педагогическая деятельность с целью создания нового опыта или проверки выдвинутой гипотезы и т. д. Виды экспериментов:

– констатирующий (диагностический), имеющий целью исследовать исходное состояние проблемы;

– созидательно-преобразующий (формирующий), имеющий целью сконструировать  и реализовать на практике разработанную  систему чего-либо;

– контрольно-проверочный, цель которого – проверить экспериментально разработанную методику или систему, но в других условиях;

– естественный эксперимент, при котором исследователь не привносит извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, изменяя  лишь отдельные элементы.

Теоретические методы. К ним можно отнести изучение и обобщение передового педагогического опыта – теоретическое осмысление положительных результатов мастеров педагогического труда и их опыта.

Критерии  анализа:

- результативность профессиональной деятельности по сравнению с другими педагогами;

- оптимальность опыта  (за счет каких условий и  средств достигается высокий  педагогический результат: грамотная  организация процесса на основе  психолого-педагогических закономерностей,  есть ли перегрузка, есть ли отклонения в здоровье и т. д.);

- целенаправленность  опыта (какие цели ставит и  реализует педагог);

- новизна опыта (уровень  усовершенствования, уровень изобретательства  и т. п.);

Сравнительный теоретический  анализ педагогических идей как метод исследования применяется в процессе историко-педагогических исследований, когда изучается творческое наследие педагогов прошлого.

 

4 Категории педагогической науки

 

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.

Воспитание

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека.

В широком  социальном значении:

– это процесс передачи общественно-исторического опыта  новому поколению с целью подготовки к жизни;

В узком  социальном значении:

– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком  педагогическом значении:

– специально организованное, целенаправленное и управляемое  воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях  и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:

– это процесс и  результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

 

Образование

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его  сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле. В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

  • ценность развивающегося человека и общества;
  • процесс обучения и воспитания человека;
  • как результат последнего;
  • как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую  завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".

Образование связано  со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

 

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

 

Обучение

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

В начале XX века в понятие  обучения стали включать два основных компонента – преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности.

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения "учитель-ученик", результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание.

Современные требования таковы, что школа должна учить  мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании  для обучения характерны следующие признаки:

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность ученика и учителя;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

 

Развитие

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

Источником и внутренним содержанием развития является наличие  противоречий между старым и новым.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

зону  ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при  помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

 

Формирование

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Информация о работе Педагогика как область гуманитарного знания