Педагогика это наука или искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 26.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что  педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая  направленность, выраженная в его  активной позиции при выстраивании  педагогического процесса;

2. Профессиональные  знания, дающие ему глубину, основательность,  осмысленность действий;

3. Педагогические  способности, обеспечивающие скорость  его совершенствования;

4. Педагогическая  техника, опирающаяся на знания  и способности, позволяет все  средства увязать с целью, сделать  педагогическую деятельность гармоничной.

Анализ современной  педагогической теория и практики позволяет  установить, что в работе каждого  воспитателя, который стремится  стать мастером, повторяется ряд  типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил  группу умений, которые характеризуют  педагогическую деятельность как творческую:

- умение правильно  воспринимать те процессы, которые  происходят в мире детей, каждого  отдельного ребенка в различных  педагогических ситуациях;

- умение анализировать  соотношение «цель — средства  — результат» применительно к  выбору ситуации;

- умение организовывать  жизнь детей;

умение требовать  и доверять;

- умение быстро  ориентироваться и переключать  внимание;

- умение играть  с детьми;

- умение оценивать  ситуацию с различных сторон;

- умение из  многообразия педагогических фактов  выделить существенное;

- умение в  случайном факте увидеть существенное;

- умение в  одной и той же ситуации  пользоваться разнородными приемами  воздействия;

- умение точно  передавать свои настроения, чувства  и мысли словом, мимикой, движениями.

Педагогика - область культуры, интегрирующая  три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

 

Заключение

Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика –  наука или искусство, разбивается  о практику. Испытание практикой  подтверждает многократно: без глубокого  знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей  обучения и воспитания, овладение  методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить  как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может  и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент  педагогической деятельности. А педагогом  может быть далеко не каждый. Это  должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к  себе, путь упорного, каждодневного  труда.


Информация о работе Педагогика это наука или искусство