Педагогическая запущенность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Цель: исследование педагогической запущенности детей и разработка коррекционной программы.
Объект исследования – педагогически запущенные дети.
Предмет исследования – методики и технологии социального педагога по работе с педагогически запущенными детьми.

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая по педагогике запущ. детей.docx

— 72.00 Кб (Скачать файл)

В данном случае работа будет проводиться с бабушкой. Инспектору ОППН и социальному педагогу поставить семью на учет. Сведения о ребенке необходимо передать в Комиссию по делам несовершеннолетних, поставить ребенка на учет. Вынести предупреждение матери и бабушке, обязать принять меры к организации обучения ребенка. Провести с бабушкой и ребенком консультацию психолога и социального педагога. В течении месяца пригласить на заседании КДН мать и ребенка для осуществления контроля за результатами мероприятий.

  1. Ожидаемые конечные результаты

После проведенных мероприятий, считаем, что ситуация с клиентом №1 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться.

  1. Сроки реализации программы

От 3 до 10 месяцев.

  1. Исполнители программы

Социальный педагог, школьный психолог, классный руководитель, школьное руководство, инспектор органов опеки и попечительства, члены комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские работники.

Коррекционная программа для клиента №2

  1. Нормативно-правовая основа программы.

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

  1. Цели программы:
  • Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению детей в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.
  • Обучить учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях.
  • Воспитать интерес к общеобразовательным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях.
  • Выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
  • Скоординировать воспитательные воздействия на подростка.
  • Принять соответствующие меры по отношению к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
  • Воспитать уважительное отношение к закону и правовым нормам, направить силы на борьбу с противоправным поведением.
  • Преодоление неправильного отношения к противоположному полу.
  • Посредством психологической помощи снизить агрессивность ребенка.
  1. Задачи программы
  • Попытаться пробудить интерес к учебной и общественной деятельности, сформировав учебную мотивацию на основе интересов ребенка.
  • Найти индивидуальный подход к ребенку.
  • Вовлечь в воспитательный процесс родителей и других лиц.
  • Помочь ребенку направить открытую агрессию в правильное русло.
  • Помочь преодолеть нездоровые увлечения алкоголем и табакокурением.
  • Повысить уровень информированности по правовым вопросам, сформировать правильное отношение к закону.
  • Помочь ребенку снизить состояние агрессии.
  1. Стратегические направления:
  • Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.
  • Работа по устранению неуспевания в учебной деятельности.
  • Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
  • Работа по половому воспитанию
  • Работа по правовому воспитанию.
  • Работа по коррекции недостатков физического и психического здоровья.
  1. Тактика реализации программы

Необходимо провести работу по воспитанию правильного отношения к противоположному полу. Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях. Эта работа планируется в связи с решением задач нравственного и физического воспитания учащихся и их правового воспитания. У клиента №2 сформировано неверное представление о взаимоотношениях с противоположным полом. Ребенок агрессивно настроен в отношении девочек, может подойти, ударить, в разговоре часто использует ненормативную лексику. Предлагаем данное направление для коррекции взаимоотношений с противоположным полом. Беседа с социальным педагогом и школьным психологом для выявления первопричин агрессивного поведения в отношении женского пола, и их правильной коррекции.

Работа по коррекции недостатков физического и психического здоровья.

Считаем, что ребенку необходимо назначить курс психотерапевтических занятий для снижения уровня агрессии. Привлечь медицинских специалистов в области психотерапии.

Для снижения высокого уровня агрессии предлагаем социальному педагогу провести следующий тренинг «Я учусь владеть собой» .

Для коррекции навыков правомерного поведения предлагаем следующие формы и методы: встречи с работниками милиции, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

Неуважительное отношение клиента №2 к учителям, к служебному персоналу школы позволяет говорить об использовании коррекции навыков правомерного поведения. Предлагаем провести открытый урок с участием работника милиции с целью правового просвещения, где будут подниматься вопросы правомерного поведения внутри школы.

Для коррекции недостатков нравственного развития предлагаем следующие формы и методы работы: приобщить учащегося к коллективной деятельности на уроках, в общественных мероприятиях, привлечь к общественно полезному труду; использовать систему поощрений и наказаний; производить разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

Так как ребенок посещает секцию борьбы, можно посоветовать направить энергию в спортивное русло. Приобщение к общественным спортивным мероприятиям в качестве не только участника, но и , например, арбитра соревнования. Чтобы положительно повлиять на самооценку ребенка.

Предлагаем провести занятие с социальным педагогом для освоения техники «Я–высказывания» (С.В.Кривцова и Е.А.Мухаматулина).

Повести консультативную беседу на тему вреда алкоголя и табакокурения с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов. Показать статические данные по этому вопросу.

Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, поощрение за успехи в учебе.

Предлагаем назначить сначала дополнительные учебные занятия, если ребенок не догонит одноклассников, тогда – занятия на дому.

Важный этап работы с педагогически запущенным ребенком – это работа с родителями. Формы и методы: педагогический лекторий для родителей, беседы и консультации социального педагога и психолога.

В данном случае работа будет проводиться с матерью и отчимом данного педагогически запущенного. Вынести им предупреждение, обязать принять меры к организации обучения ребенка, так как своим поведением мать и отчим показывает ребенку отрицательный пример. Положительного влияния на него не имеют. Даны о семье и ребенке представить Комиссии по делам несовершеннолетних, которая в свою очередь поставит их на учет.

Провести разъяснительную беседу с родителями. Объяснить им перспективы дальнейшего развития событий, убедить в необходимости положительного влияния на ребенка своим примером. Поручить члену Комиссии со стороны службы занятости оказать содействие в трудоустройстве отчима и в постоянном трудоустройстве матери. Пригласить на заседание КДН в порядке контроля клиента №2 и его семью через 2 месяца после проведенных мероприятий.

Предлагаем социальному педагогу также провести в форме консультации ребенка и родителей методику «Соломенная башня», на определение взаимоотношений в семье.

  1. Ожидаемые конечные результаты

После проведенных мероприятий, считаем, что ситуация с клиентом №2 должна улучшиться, а уровень педагогической запущенности - снизиться.

  1. Сроки реализации программы

От 4 до 12 месяцев.

  1. Исполнители программы

Социальный педагог, школьный психолог, классный руководитель, школьное руководство, инспектор органов опеки и попечительства, члены комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские работники, работники милиции.

 

Заключение

 

Целью нашей работы была исследование педагогической запущенности и разработка коррекционной программы. В ходе работы мы проанализировали существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э.Б., Баженова С.А., Алемаскина М.А., Степанова В.Г., Невского И.А., Белкина А.С., Зюбина Л.М. и других). Нами установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.

Специалисты психолого-педагогической и социально-педагогической службы образовательного учреждения, могут успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников. Принципы работы с педагогически запущенными школьниками хорошо разработаны Л. Зюбиным. Схема составления диагностики обследования школьников – Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г.Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.

В.П. Кащенко рассмотрел методы для работы с педагогически запущенными детьми.

На основе рассмотренных социально-педагогических технологий работы с педагогически запущенными детьми различных авторов, нами была предложена собственно разработанная технологию. Которую мы использовали при проведении исследования на базе МОУ сш №7 г. Балашова. В исследовании принимало участие трое педагогически запущенных клиента, каждый со своими особенностями, разными степенями педагогической запущенности и причинами.

Нами была составлена коррекционная программа для каждого клиента со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами, сроками реализации и исполнителями.

Результатом изучения данной проблемы считаем разработку коррекционной программы по каждому клиенту, которая, на наш взгляд, может быть использована для коррекции педагогической запущенности социальным педагогом в общеобразовательном учреждении.

Считаем, что цель работы достигнута.

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин – М, 1979.
  2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
  3. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин– М 1988.
  4. Беличева, С.А. Основы первентивной психологии/ С.А. Беличева – М., 1993.
  5. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М, 1991.
  6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова – М., 1998.
  7. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье/ В.И Гарбузов. – СПб., 1994.
  8. Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.
  9. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 1987.
  10. Годунов, А.А. Диагностика школьной дезадаптации/ А.А. Годунов – М, 1994.
  11. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева – Омск, 1999.
  12. Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров – М, 1986
  13. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 1976.
  14. Зюбин, Л.М. Учебно – воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 1982
  15. Зюзько, М.В. Пять шагов к себе: Книга для учащихся/ М.В. Зюзько – М., 1992.
  16. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко – М, 1992.
  17. Ковалев, Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада/ Г.А. Ковалев // Психологический журнал. – 1989. – № 1. – Т.2 - С.127 – 136.
  18. Кондрашенко, В.Т. Девиантное повндение у подростков/ В.Т. Кондрашенко – Минск, 1988.
  19. Конституция Российской Федерации. – М.:Приор, 2002 г.
  20. Конвенция ООН о правах ребенка. – М.:Приор, 2001 г.
  21. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская – М.,1986
  22. Кривцова, С.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками/ С.А. Кривцова, Е.А. Мухомотулина – М., 1997.
  23. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник – М. 1999.
  24. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося/ В.М. Кузнецов // Народное образование – М, 1994.
  25. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе/ С.А. Кулаков – СПб., 1996.
  26. Левитов, Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять/ Н.Д. Левитов – М, 1961.
  27. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик – Пенза, 1994.
  28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М, 1999.
  29. Невский, И.А. Трудный успех/ И.А. Невский – М,1981.
  30. Невский, И.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей/ И.В. Невский, Р.В. Овчарова – Курган, 1985
  31. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / А.С. Новоселова.– М, 1991
  32. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 1995
  33. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова– М, 1996.
  34. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова – М, 1997.
  35. Пидкасистый А.Е. Педагогика /Под ред. А.Е. Пидкасистого. – М, 1998.
  36. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися/ В.А. Поварницына В.А. – Челябинск, 1984.
  37. Психологический словарь / под общ. ред. И.А. Петровского – М., 1990.
  38. Психолого-педагогический словарь/ Автор сост. В.А. Мижериков – Ростов на Дону, 1998.
  39. Раттер, М. Помощь трудному ребенку/ М. Раттер – М, 1987.
  40. Реан, А.А. Психолого-педагогическая служба школы/ А.А. Реан – СПб, 1999.
  41. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш Л.А. – С-Пб., 2001
  42. Российская педагогическая энциклопедия. – т.2 / под ред. В.В. Давыдова – М,1993
  43. Российская педагогическая энциклопедия./ Под ред. А.П. Горкина. – М, 1999
  44. Социальная компетентность: словарь/ Под ред. И.Р. Гумерова. – СПб., 1999.
  45. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/ В.Г. Степанов – М, 1998.
  46. Холодюк, А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. – Кишинев, 1991.
  47. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров – М., 1995.
  48. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной поддержки и помощи/ Т.И. Шульга – М, 1997.
  49. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования // Вестник образования - 2000 г., №6.
  50. Федеральный закон "Об образовании"// Вестник образования - 2001 г., №1.

Информация о работе Педагогическая запущенность детей