Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы поддержки самоотношения у детей подросткового возраста.
Объект исследования: самоотношение личности.
Предмет исследования: способы поддержки самоотношения у детей подросткового возраста.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
1.определить теоретические аспекты проблемы формирования конструктивного самоотношения старшеклассников.
2. дать рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
В старшем подростковом возрасте отношение и оценка одноклассников не значительно определяет содержание самоотношения. Значимые различия между группами старших подростков с разным типом отношений со сверстниками, были выявлены лишь по шкале "самоценность", при р=0,05. Старшие подростки получившие положительную оценку со стороны одноклассников, более уверенны в ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего "Я" для других, чем подростки получившие негативную оценку со стороны одноклассников. Возможно, это связано с тем, что к старшему подростковому возрасту самоотношение уже сформировалось, и оно не изменяется под влиянием отношения сверстников.
Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток как бы предопределяет собственный путь развития, “пишет сценарий” своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии [15].
В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я - концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те "муки самотворчества", которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе.
Содержание Я - концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным полностью, что также оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни.
Я - концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я - концепции часто называют "образом Я" или "картиной Я". Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частям и индивидуальными особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни [9].
Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя. Кроме того, Я - концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.
Мак - Кендлес рассматривает Я - концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее им поведение определяются его представлениями о себе
Выделение описательной и оценочной составляющих в Я - концепции позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я - концепции элементы установки можно описать следующим образом:
Когнитивный элемент Я - концепции представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.
Оценочный элемент Я - концепции представлен в виде самооценки - аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением.
Поведенческий элемент - это конкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.
Каждый из элементов Я - концепции может существовать в трех модальностях: Я - реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я - зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я - идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть [7].
В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы "Кто Я?", "Кто Я для других?", "Каким бы Я хотел быть?" в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности.
Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, "социальных ситуаций развития", а также тех видов деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности [16].
Качества, которые человек сам себе приписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.
Я - концепция - это не только констатация,
описание черт своей личности, но и
вся совокупность их оценочных характеристик
и связанных с ними переживаний.
Большая часть оценок себя обусловлена
соответствующими реальными стереотипами,
бытующими в той или иной социальной
среде. Подростку свойственна
Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, оценивать течение своей деятельности и ее результаты. Самооценка - субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной [2].
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений человека о себе является его социокультурное окружение. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Самоотношение подростка изменяется в соответствии с получаемой индивидом обратной связью. Само по себе присутствие других людей может влиять на манеру поведения подростка и на оценку им своего поведения. Подросток может усиливать социально желаемые и исключать социально неприемлемые формы поведения, и это оказывает определенное влияние на его самовосприятие.
Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения, таким образом, уменьшая подверженность самооценки влияниям извне; и тогда она начинает проявляться как мотив поведения.
Повышение устойчивости самооценки способствует
повышению устойчивости личности, поскольку
Я - концепция действует как
Концептуальные представления
о педагогической поддержке как
норме педагогической деятельности
формируются под воздействием идей
и теоретических исследований, разрабатываемых
в русле философской, педагогической
и психологической
Генеральная идея об автономной и
свободной сущности человека задает
смысловое пространство для образования,
организуемое как особая сфера, в
которой возможно целенаправленно
создавать условия для
Конкретизация педагогической деятельности
не снижает смысловой ее сущности,
а наоборот. Только конкретная деятельность,
приведшая к конкретному
Педагогической науке нечего класть в основу предмета исследования, кроме педагогической деятельности, именно деятельностная основа и выделяет педагогику, не дает ей “потеряться” между философией и психологией. Интеграция педагогики с другими науками не приводит к потере собственного предмета, он просто расширяется за счет возможности взглянуть на проблему становления ребенка в процессе образования из других предметных реальностей и конкретизируется, когда речь идет о конкретных задачах, для решения которых требуется определенный тип деятельности.
С этой точки зрения педагогическая
антропология дает возможность найти
педагогике собственное место в
ряду других наук (обозначить свой предмет
и деятельность) и определить методологию
собственного развития как позиционный
диалог между науками, влияющими
на образовательную практику, и самой
этой практикой. Педагог как бы стоит
в центре перекрещивающихся
О.С. Газман, впервые поставивший проблему педагогической поддержки, весьма остро и определенно задал содержание позиционному диалогу вопросом: так где же, в каких формах, на каком содержании реализуется в образовательной практике представления, связанные с высоким назначением образования как условия, при котором возможно свободное самостановление человека?
Педагогическая позиция, которую четко и определенно занимал О.С. Газман, неизменно выводила его на проблемы хронического несоответствия между декларируемыми целями образования и той теорией и практикой, которая эти цели поместила на своих знаменах. Газман принадлежал к тому поколению педагогов, которое дважды пережило эйфорию свободы как ухода из удушающего государственного заказа на образование. И дважды остро и тонко почувствовал, что изменение лозунгов не приводит к рождению и воплощению смыслов. Факты его личной биографии можно “прочесть” через призму поисков такой педагогической деятельности, которая точно соответствовала бы его вере в Человека как существа “свободоспособного”.
“Детоцентризм” педагогической позиции смыкается с верой в Человека (с гуманистической позицией) и на этом перекрестье возникает “семантический и педагогический смысл понятия “поддержки”, который заключается в том, что поддержать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие “самости”, самостоятельности человека”1.
Постановка Газманом вопроса о соотношении социализации и индивидуализации в педагогической деятельности - это вопрос о цели и средствах. Если социализация является целью образования, то тогда абсолютно верен тот ход, что педагогическая деятельность должна ограничиваться “учетом возрастных и индивидуальных особенностей”, как фоном, на котором разворачивается деятельность по приобщению ребенка к культуре и формированию у него общественно одобряемого поведения. Ясно, что цель здесь в производстве культуры и ребенок (человек) лишь функционирующая часть этого “производственного цикла”.
Если же целью образования является
индивидуализация, то ясно, что ребенок
должен пройти путь складывания себя
и собственной
Акцентирование педагогической деятельности на целях социализации привело к тому, что многие педагоги (и школы как образовательные институты) видят конечную целью собственной деятельности в том, чтобы выпускник поступил в вуз (а скрыто - это была возможность до недавнего времени “хорошо зарабатывать”). Сейчас, когда деньги больше не являются непременным атрибутом высшего образования, явно наблюдается и некоторая растерянность педагогического корпуса: чему учить, чему воспитывать и т.д.