Педагогическая поддержка формитрования конструктивного самоотношения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы поддержки самоотношения у детей подросткового возраста.
Объект исследования: самоотношение личности.
Предмет исследования: способы поддержки самоотношения у детей подросткового возраста.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
1.определить теоретические аспекты проблемы формирования конструктивного самоотношения старшеклассников.
2. дать рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения

Вложенные файлы: 1 файл

Pedagogicheskaya_podderzhka_formirovania_konstrukt.docx

— 184.88 Кб (Скачать файл)

Итак, задача педагогической поддержки, чье место принципиально располагается  в зоне, образующей антиномию между  социализацией и индивидуализацией, - установление необходимого баланса, как того реального “мостика”, где  происходит встреча и соотнесение  разнонаправленных интересов и  целей и их конкретных носителей: взрослого, педагога-профессионала  и ребенка, на которого направлена деятельность взрослого. В этом месте встречаются  конкретные “социальные и субъективные реальности”, которые принимают  решение относительно возможности совместного события, содействия, сотрудничества. Здесь, собственно, возникает общий проект взаимодействия, который будет одновременно помещен как в социализирующую плоскость, так и в плоскость индивидуализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение способов измерения самоотношения  у детей подросткового возраста

2.1 Организация  исследования

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу были выделены основные теоретические положения: формирование самооценки - сложный и многоплановый процесс, который во многом определяет личностными особенностями, в частности - самосознанием.

Основываясь на данных теоретических  положениях, нами была составлена программа  эксперимента.

Цель экспериментальной  работы: изучить уровень самооценки личности и разработать рекомендации учащимся с завышенной и заниженной самооценкой.

Задачи экспериментальной  работы: провести исследование уровня самооценки при помощи методики Будасси и теста на определение самооценки; разработать рекомендации учащимся с неадекватной самооценкой.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

    1. констатирующий - сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических положений;
    2. экспериментальный - диагностика самооценки и успешности деятельности;
    3. контрольный - обобщение полученных данных, разработка рекомендаций, формулирование выводов.

В исследовании принимали  участие 25 человек 9А класса МОУ СОШ  № 127, из которых 16 девочек, 9 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый.

Основными методами исследования являлись: тестовые диагностические  опросники (Методика изучения самооценки Будасси), подобранные с учетом возраста и исследуемой проблемы; диагностика самоотношения (Методика диагностики самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева).

2.2 Изучение самооценки  и самоотношения личности детей подросткового возраста

 

Работа по изучению уровня самооценки проводилась в 9 классе. Все участники эксперимента были ознакомлены с процедурой исследования. Ответы респондентов обрабатывались и  представлены в таблицах 1 - 3.

 

Таблица 1

Изучение самооценки по методике Будасси

№ п/п

Ф.И. учащегося

Баллы

Уровень самооценки

 

Эдуард А.

0,6

завышенная

 

Лена А.

0,4

адекватная

 

Аня А.

-0,3

адекватная

 

Антон Б.

0,2

адекватная

 

Люда Б.

0,4

адекватная

 

Лена В.

-0,5

адекватная

 

Денис В.

0,9

завышенная

 

Костя Г.

-0,5

адекватная

 

Олег Д.

0,4

адекватная

 

Алексей К.

0,3

адекватная

 

Женя К.

-0,8

заниженная

 

Андрей К.

0,5

адекватная

 

Катя К.

-0,9

заниженная

 

Марат К.

0,5

адекватная

 

Женя И.

0,4

адекватная

 

Алексей П.

0,3

адекватная

 

Оля П.

0,8

завышенная

 

Лена Р.

-0,5

адекватная

 

Юля Н.

-0,9

заниженная

 

Лена С.

0,5

адекватная

 

Таня Т.

-0,4

адекватная

 

Коля Т.

0,3

адекватная

 

Дима Я.

-0,8

заниженная

 

Лена Ч.

0,5

адекватная

 

Алексей Ч.

-1

заниженная


 

Полученные данные позволяют  говорить о преобладающей адекватной самооценке в данном классе.

Она отмечается у 68% (17 человек) респондентов. Заниженная самооценка отмечается у 20% (5 респондентов), а завышенная - 12% (3 человека соответственно).

 

Таблица 2

Изучение самооценки по "Тесту изучения самооценки"

№ п/п

Ф.И. учащегося

Баллы

Уровень самооценки

 

Эдуард А.

20

завышенная

 

Лена А.

40

адекватная

 

Аня А.

34

адекватная

 

Антон Б.

36

адекватная

 

Люда Б.

45

адекватная

 

Лена В.

32

адекватная

 

Денис В.

19

завышенная

 

Костя Г.

49

заниженная

 

Олег Д.

44

адекватная

 

Алексей К.

43

адекватная

 

Женя К.

61

заниженная

 

Андрей К.

43

адекватная

 

Катя К.

100

заниженная

 

Марат К.

65

заниженная

 

Женя И.

44

адекватная

 

Алексей П.

21

завышенная

 

Оля П.

22

завышенная

 

Лена Р.

30

адекватная

 

Юля Н.

51

заниженная

 

Лена С.

41

адекватная

 

Таня Т.

45

адекватная

 

Коля Т.

38

адекватная

 

Дима Я.

49

заниженная

 

Лена Ч.

39

адекватная

 

Алексей Ч.

50

заниженная


 

По данным этой методики у 56% преобладает средний, адекватный уровень самооценки, у 28% он занижен, а у 16% - завышен.

Обобщим данные, полученные при проведении данных методик в  таблице 3, чтобы проанализировать степень  совпадения.

 

Таблица 3

Обобщение данных при изучении самооценки

№ п/п

Ф.И. учащегося

Уровень самооценки

(Будасси)

Уровень самооценки

(тест изучения самооценки)

 

Эдуард А.

завышенная

завышенная

 

Лена А.

адекватная

адекватная

 

Аня А.

адекватная

адекватная

 

Антон Б.

адекватная

адекватная

 

Люда Б.

адекватная

адекватная

 

Лена В.

адекватная

адекватная

 

Денис В.

завышенная

завышенная

 

Костя Г.

адекватная

заниженная

 

Олег Д.

адекватная

адекватная

 

Алексей К.

адекватная

адекватная

 

Женя К.

заниженная

заниженная

 

Андрей К.

адекватная

адекватная

 

Катя К.

заниженная

заниженная

 

Марат К.

адекватная

заниженная

 

Женя И.

адекватная

адекватная

 

Алексей П.

адекватная

завышенная

 

Оля П.

завышенная

завышенная

 

Лена Р.

адекватная

адекватная

 

Юля Н.

заниженная

заниженная

 

Лена С.

адекватная

адекватная

 

Таня Т.

адекватная

адекватная

 

Коля Т.

адекватная

адекватная

 

Дима Я.

заниженная

заниженная

 

Лена Ч.

адекватная

адекватная

 

Алексей Ч.

заниженная

заниженная


 

Таким образом, проанализировав  полученные данные отмечаем, что в 88% случаев (выделены жирным шрифтом) данные об уровне самооценки подтвердились.

Исследование самоотношения предполагает в соответствии с предложенной структурой самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева разработку специального опросника для диагностики этого феномена. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания:

    1. Шкала S (глобальное самоотношение):
    2. Шкала самоуважения (I):
    3. Шкала аутосимпатии (II):
    4. Шкала ожидаемого отношения от других (III):
    5. Шкала самоинтереса (IV):
    6. Шкала самоуверенности (1);
    7. Шкала отношения других (2):
    8. Шкала самопринятия (3):
    9. Щкала самопоследовательности (саморуководства) (4):
    10. Шкала самообвинения (5):
    11. Шкала самоинтерсса (6):
    12. Шкала самопонимания (7):

 

Таблица 4

Обобщение данных при изучении самоотношения

№ п/п

Ф.И. учащегося

Шкалы

Общий уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Эдуард А.

23

30

53

65

74

28

40

53

54

51

66

18

46

 

Лена А.

51

48

49

54

49

54

49

54

51

43

44

80

52

 

Аня А.

60

56

29

44

23

44

23

44

56

33

60

82

46

 

Антон Б.

54

49

56

47

77

47

77

47

60

62

70

39

57

 

Люда Б.

44

23

50

49

73

49

73

49

61

41

45

57

51

 

Лена В.

47

77

51

50

74

50

74

50

56

29

44

23

52

 

Денис В.

49

73

49

45

53

45

53

45

49

56

47

77

53

 

Костя Г.

50

74

44

52

55

52

55

52

23

50

49

73

52

 

Олег Д.

45

53

56

74

28

40

53

54

77

51

50

74

55

 

Алексей К.

52

55

54

46

48

51

59

60

73

49

45

53

54

 

Женя К.

39

58

39

58

51

50

48

44

74

44

52

55

51

 

Андрей К.

70

39

23

54

49

56

47

77

56

29

44

23

47

 

Катя К.

84

47

23

50

56

29

44

23

44

54

49

56

47

 

Марат К.

45

49

73

49

49

56

47

77

47

54

49

56

54

 

Женя И.

52

50

74

50

23

50

49

73

49

49

73

49

53

 

Алексей П.

54

45

53

45

77

51

50

74

50

50

74

50

56

 

Оля П.

60

49

73

49

73

49

45

53

45

45

53

45

53

 

Лена Р.

44

45

65

45

74

44

52

55

52

49

73

49

54

 

Юля Н.

45

52

52

52

54

49

56

47

77

54

49

56

54

 

Лена С.

52

45

23

56

74

28

52

73

49

45

53

45

50

 

Таня Т.

54

49

70

54

46

48

54

74

44

52

55

52

54

 

Коля Т.

56

74

28

56

45

47

49

53

56

74

28

40

51

 

Дима Я.

54

46

48

54

49

51

49

73

49

45

53

45

51

 

Лена Ч.

73

49

45

53

45

53

73

74

44

52

55

52

56

 

Алексей Ч.

74

44

52

55

52

55

74

60

49

73

49

73

59


 

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что  самоотношение выражено на среднем уровне у 84% подостков, у остальных 16% самоотношение выражено в меньшей степени.

Проверим достоверность  полученных данных по методике Будасси и методике "Исследование самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева" при помощи критерия Стъюдента.

Для математического анализа  первых методжик соотнесем проявления самооценки числовыми значениями: завышенная - 3 балла, адекватная - 2 балла, заниженная - 1 балл.

 

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

3

46

1.08

-6.32

1.1664

39.9424

2

2

52

0.08

-0.32

0.0064

0.1024

3

2

46

0.08

-6.32

0.0064

39.9424

4

2

57

0.08

4.68

0.0064

21.9024

5

2

51

0.08

-1.32

0.0064

1.7424

6

2

52

0.08

-0.32

0.0064

0.1024

7

3

53

1.08

0.68

1.1664

0.4624

8

2

52

0.08

-0.32

0.0064

0.1024

9

2

55

0.08

2.68

0.0064

7.1824

10

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

11

1

51

-0.92

-1.32

0.8464

1.7424

12

2

47

0.08

-5.32

0.0064

28.3024

13

1

47

-0.92

-5.32

0.8464

28.3024

14

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

15

2

53

0.08

0.68

0.0064

0.4624

16

2

56

0.08

3.68

0.0064

13.5424

17

3

53

1.08

0.68

1.1664

0.4624

18

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

19

1

54

-0.92

1.68

0.8464

2.8224

20

2

50

0.08

-2.32

0.0064

5.3824

21

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

22

2

51

0.08

-1.32

0.0064

1.7424

23

1

51

-0.92

-1.32

0.8464

1.7424

24

2

56

0.08

3.68

0.0064

13.5424

25

1

59

-0.92

6.68

0.8464

44.6224

Суммы:

48

1308

0

-0

7.84

265.44

Среднее:

1.92

52.32

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Педагогическая поддержка формитрования конструктивного самоотношения старших школьников