Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы поддержки самоотношения у детей подросткового возраста.
Объект исследования: самоотношение личности.
Предмет исследования: способы поддержки самоотношения у детей подросткового возраста.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
1.определить теоретические аспекты проблемы формирования конструктивного самоотношения старшеклассников.
2. дать рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
Итак, задача педагогической поддержки,
чье место принципиально
Проанализировав психолого-педагогическую литературу были выделены основные теоретические положения: формирование самооценки - сложный и многоплановый процесс, который во многом определяет личностными особенностями, в частности - самосознанием.
Основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента.
Цель экспериментальной работы: изучить уровень самооценки личности и разработать рекомендации учащимся с завышенной и заниженной самооценкой.
Задачи экспериментальной работы: провести исследование уровня самооценки при помощи методики Будасси и теста на определение самооценки; разработать рекомендации учащимся с неадекватной самооценкой.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
В исследовании принимали участие 25 человек 9А класса МОУ СОШ № 127, из которых 16 девочек, 9 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый.
Основными методами исследования являлись: тестовые диагностические опросники (Методика изучения самооценки Будасси), подобранные с учетом возраста и исследуемой проблемы; диагностика самоотношения (Методика диагностики самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева).
Работа по изучению уровня самооценки проводилась в 9 классе. Все участники эксперимента были ознакомлены с процедурой исследования. Ответы респондентов обрабатывались и представлены в таблицах 1 - 3.
Таблица 1
Изучение самооценки по методике Будасси
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Баллы |
Уровень самооценки |
Эдуард А. |
0,6 |
завышенная | |
Лена А. |
0,4 |
адекватная | |
Аня А. |
-0,3 |
адекватная | |
Антон Б. |
0,2 |
адекватная | |
Люда Б. |
0,4 |
адекватная | |
Лена В. |
-0,5 |
адекватная | |
Денис В. |
0,9 |
завышенная | |
Костя Г. |
-0,5 |
адекватная | |
Олег Д. |
0,4 |
адекватная | |
Алексей К. |
0,3 |
адекватная | |
Женя К. |
-0,8 |
заниженная | |
Андрей К. |
0,5 |
адекватная | |
Катя К. |
-0,9 |
заниженная | |
Марат К. |
0,5 |
адекватная | |
Женя И. |
0,4 |
адекватная | |
Алексей П. |
0,3 |
адекватная | |
Оля П. |
0,8 |
завышенная | |
Лена Р. |
-0,5 |
адекватная | |
Юля Н. |
-0,9 |
заниженная | |
Лена С. |
0,5 |
адекватная | |
Таня Т. |
-0,4 |
адекватная | |
Коля Т. |
0,3 |
адекватная | |
Дима Я. |
-0,8 |
заниженная | |
Лена Ч. |
0,5 |
адекватная | |
Алексей Ч. |
-1 |
заниженная |
Полученные данные позволяют говорить о преобладающей адекватной самооценке в данном классе.
Она отмечается у 68% (17 человек) респондентов. Заниженная самооценка отмечается у 20% (5 респондентов), а завышенная - 12% (3 человека соответственно).
Таблица 2
Изучение самооценки по "Тесту изучения самооценки"
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Баллы |
Уровень самооценки |
Эдуард А. |
20 |
завышенная | |
Лена А. |
40 |
адекватная | |
Аня А. |
34 |
адекватная | |
Антон Б. |
36 |
адекватная | |
Люда Б. |
45 |
адекватная | |
Лена В. |
32 |
адекватная | |
Денис В. |
19 |
завышенная | |
Костя Г. |
49 |
заниженная | |
Олег Д. |
44 |
адекватная | |
Алексей К. |
43 |
адекватная | |
Женя К. |
61 |
заниженная | |
Андрей К. |
43 |
адекватная | |
Катя К. |
100 |
заниженная | |
Марат К. |
65 |
заниженная | |
Женя И. |
44 |
адекватная | |
Алексей П. |
21 |
завышенная | |
Оля П. |
22 |
завышенная | |
Лена Р. |
30 |
адекватная | |
Юля Н. |
51 |
заниженная | |
Лена С. |
41 |
адекватная | |
Таня Т. |
45 |
адекватная | |
Коля Т. |
38 |
адекватная | |
Дима Я. |
49 |
заниженная | |
Лена Ч. |
39 |
адекватная | |
Алексей Ч. |
50 |
заниженная |
По данным этой методики у 56% преобладает средний, адекватный уровень самооценки, у 28% он занижен, а у 16% - завышен.
Обобщим данные, полученные при проведении данных методик в таблице 3, чтобы проанализировать степень совпадения.
Таблица 3
Обобщение данных при изучении самооценки
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Уровень самооценки (Будасси) |
Уровень самооценки (тест изучения самооценки) |
Эдуард А. |
завышенная |
завышенная | |
Лена А. |
адекватная |
адекватная | |
Аня А. |
адекватная |
адекватная | |
Антон Б. |
адекватная |
адекватная | |
Люда Б. |
адекватная |
адекватная | |
Лена В. |
адекватная |
адекватная | |
Денис В. |
завышенная |
завышенная | |
Костя Г. |
адекватная |
заниженная | |
Олег Д. |
адекватная |
адекватная | |
Алексей К. |
адекватная |
адекватная | |
Женя К. |
заниженная |
заниженная | |
Андрей К. |
адекватная |
адекватная | |
Катя К. |
заниженная |
заниженная | |
Марат К. |
адекватная |
заниженная | |
Женя И. |
адекватная |
адекватная | |
Алексей П. |
адекватная |
завышенная | |
Оля П. |
завышенная |
завышенная | |
Лена Р. |
адекватная |
адекватная | |
Юля Н. |
заниженная |
заниженная | |
Лена С. |
адекватная |
адекватная | |
Таня Т. |
адекватная |
адекватная | |
Коля Т. |
адекватная |
адекватная | |
Дима Я. |
заниженная |
заниженная | |
Лена Ч. |
адекватная |
адекватная | |
Алексей Ч. |
заниженная |
заниженная |
Таким образом, проанализировав полученные данные отмечаем, что в 88% случаев (выделены жирным шрифтом) данные об уровне самооценки подтвердились.
Исследование самоотношения предполагает в соответствии с предложенной структурой самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева разработку специального опросника для диагностики этого феномена. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания:
Таблица 4
Обобщение данных при изучении самоотношения
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Шкалы |
Общий уровень | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |||
Эдуард А. |
23 |
30 |
53 |
65 |
74 |
28 |
40 |
53 |
54 |
51 |
66 |
18 |
46 | |
Лена А. |
51 |
48 |
49 |
54 |
49 |
54 |
49 |
54 |
51 |
43 |
44 |
80 |
52 | |
Аня А. |
60 |
56 |
29 |
44 |
23 |
44 |
23 |
44 |
56 |
33 |
60 |
82 |
46 | |
Антон Б. |
54 |
49 |
56 |
47 |
77 |
47 |
77 |
47 |
60 |
62 |
70 |
39 |
57 | |
Люда Б. |
44 |
23 |
50 |
49 |
73 |
49 |
73 |
49 |
61 |
41 |
45 |
57 |
51 | |
Лена В. |
47 |
77 |
51 |
50 |
74 |
50 |
74 |
50 |
56 |
29 |
44 |
23 |
52 | |
Денис В. |
49 |
73 |
49 |
45 |
53 |
45 |
53 |
45 |
49 |
56 |
47 |
77 |
53 | |
Костя Г. |
50 |
74 |
44 |
52 |
55 |
52 |
55 |
52 |
23 |
50 |
49 |
73 |
52 | |
Олег Д. |
45 |
53 |
56 |
74 |
28 |
40 |
53 |
54 |
77 |
51 |
50 |
74 |
55 | |
Алексей К. |
52 |
55 |
54 |
46 |
48 |
51 |
59 |
60 |
73 |
49 |
45 |
53 |
54 | |
Женя К. |
39 |
58 |
39 |
58 |
51 |
50 |
48 |
44 |
74 |
44 |
52 |
55 |
51 | |
Андрей К. |
70 |
39 |
23 |
54 |
49 |
56 |
47 |
77 |
56 |
29 |
44 |
23 |
47 | |
Катя К. |
84 |
47 |
23 |
50 |
56 |
29 |
44 |
23 |
44 |
54 |
49 |
56 |
47 | |
Марат К. |
45 |
49 |
73 |
49 |
49 |
56 |
47 |
77 |
47 |
54 |
49 |
56 |
54 | |
Женя И. |
52 |
50 |
74 |
50 |
23 |
50 |
49 |
73 |
49 |
49 |
73 |
49 |
53 | |
Алексей П. |
54 |
45 |
53 |
45 |
77 |
51 |
50 |
74 |
50 |
50 |
74 |
50 |
56 | |
Оля П. |
60 |
49 |
73 |
49 |
73 |
49 |
45 |
53 |
45 |
45 |
53 |
45 |
53 | |
Лена Р. |
44 |
45 |
65 |
45 |
74 |
44 |
52 |
55 |
52 |
49 |
73 |
49 |
54 | |
Юля Н. |
45 |
52 |
52 |
52 |
54 |
49 |
56 |
47 |
77 |
54 |
49 |
56 |
54 | |
Лена С. |
52 |
45 |
23 |
56 |
74 |
28 |
52 |
73 |
49 |
45 |
53 |
45 |
50 | |
Таня Т. |
54 |
49 |
70 |
54 |
46 |
48 |
54 |
74 |
44 |
52 |
55 |
52 |
54 | |
Коля Т. |
56 |
74 |
28 |
56 |
45 |
47 |
49 |
53 |
56 |
74 |
28 |
40 |
51 | |
Дима Я. |
54 |
46 |
48 |
54 |
49 |
51 |
49 |
73 |
49 |
45 |
53 |
45 |
51 | |
Лена Ч. |
73 |
49 |
45 |
53 |
45 |
53 |
73 |
74 |
44 |
52 |
55 |
52 |
56 | |
Алексей Ч. |
74 |
44 |
52 |
55 |
52 |
55 |
74 |
60 |
49 |
73 |
49 |
73 |
59 |
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что самоотношение выражено на среднем уровне у 84% подостков, у остальных 16% самоотношение выражено в меньшей степени.
Проверим достоверность полученных данных по методике Будасси и методике "Исследование самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева" при помощи критерия Стъюдента.
Для математического анализа первых методжик соотнесем проявления самооценки числовыми значениями: завышенная - 3 балла, адекватная - 2 балла, заниженная - 1 балл.
№ |
Выборки |
Отклонения от среднего |
Квадраты отклонений | |||
В.1 |
В.2 |
В.1 |
В.2 |
В.1 |
В.2 | |
1 |
3 |
46 |
1.08 |
-6.32 |
1.1664 |
39.9424 |
2 |
2 |
52 |
0.08 |
-0.32 |
0.0064 |
0.1024 |
3 |
2 |
46 |
0.08 |
-6.32 |
0.0064 |
39.9424 |
4 |
2 |
57 |
0.08 |
4.68 |
0.0064 |
21.9024 |
5 |
2 |
51 |
0.08 |
-1.32 |
0.0064 |
1.7424 |
6 |
2 |
52 |
0.08 |
-0.32 |
0.0064 |
0.1024 |
7 |
3 |
53 |
1.08 |
0.68 |
1.1664 |
0.4624 |
8 |
2 |
52 |
0.08 |
-0.32 |
0.0064 |
0.1024 |
9 |
2 |
55 |
0.08 |
2.68 |
0.0064 |
7.1824 |
10 |
2 |
54 |
0.08 |
1.68 |
0.0064 |
2.8224 |
11 |
1 |
51 |
-0.92 |
-1.32 |
0.8464 |
1.7424 |
12 |
2 |
47 |
0.08 |
-5.32 |
0.0064 |
28.3024 |
13 |
1 |
47 |
-0.92 |
-5.32 |
0.8464 |
28.3024 |
14 |
2 |
54 |
0.08 |
1.68 |
0.0064 |
2.8224 |
15 |
2 |
53 |
0.08 |
0.68 |
0.0064 |
0.4624 |
16 |
2 |
56 |
0.08 |
3.68 |
0.0064 |
13.5424 |
17 |
3 |
53 |
1.08 |
0.68 |
1.1664 |
0.4624 |
18 |
2 |
54 |
0.08 |
1.68 |
0.0064 |
2.8224 |
19 |
1 |
54 |
-0.92 |
1.68 |
0.8464 |
2.8224 |
20 |
2 |
50 |
0.08 |
-2.32 |
0.0064 |
5.3824 |
21 |
2 |
54 |
0.08 |
1.68 |
0.0064 |
2.8224 |
22 |
2 |
51 |
0.08 |
-1.32 |
0.0064 |
1.7424 |
23 |
1 |
51 |
-0.92 |
-1.32 |
0.8464 |
1.7424 |
24 |
2 |
56 |
0.08 |
3.68 |
0.0064 |
13.5424 |
25 |
1 |
59 |
-0.92 |
6.68 |
0.8464 |
44.6224 |
Суммы: |
48 |
1308 |
0 |
-0 |
7.84 |
265.44 |
Среднее: |
1.92 |
52.32 |
|
|
|
|