Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 02:44, реферат
Цель исследования – педагогическая профилактика конфликтов между сотрудниками организации.
Объект исследования – профилактика конфликта в педагогическом коллективе.
Введение.......................................................................................................................3
1.Понятие конфликта в коллективе между сотрудниками......................................4
2. Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе................................7
Заключение.................................................................................................................28
Список использованной литературы.......................................................................29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1.Понятие конфликта в
2. Профилактика конфликтов в педагогическом
коллективе....................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Актуальность проблемы исследования. В современных условиях в Российском обществе сформировалась четко выраженная потребность, как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о сущности, закономерностях развития и способах предупреждения межличностных конфликтов. Решение рассматриваемой проблемы может способствовать преодолению тех трудностей, которые обозначились в связи с необходимостью управления конфликтами в организационной среде.
Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Возникают значительные трудности на пути выполнения поставленных задач и достижения стратегических целей организации. Разбалансировка взаимосвязей групповой деятельности по причине деструктивного межличностного конфликта в коллективе неизбежно ведет к потере эффективности качества деятельности, возрастанию личной неудовлетворенности у каждого члена коллектива, текучести кадров и других негативных последствий.
Как показывает практика, межличностные конфликты в организациях не относятся к тем явлениям и процессам, которыми можно эффективно управлять на основе только жизненного опыта. Для этого необходима система теоретических и методических знаний по профилактике такого рода конфликтов.
Актуальность исследования
подтверждается также и тем, что,
к сожалению, в нашей стране степень
понимания межличностных
Вместе с тем обращает
на себя внимание недостаточная разработанность
психологических основ и
Цель исследования – педагогическая профилактика конфликтов между сотрудниками организации.
Объект исследования – профилактика конфликта в педагогическом коллективе.
1.Понятие конфликта в коллективе
Конфликт - это весьма
сложное и психологическое
Наиболее распространены
два подхода к пониманию
Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное.
Сторонники второго
подхода считают конфликт естественным
условием существования взаимодействующи
Современная точка зрения
заключается в том, что в организациях
с эффективным управлением
Сущность любого конфликта может быть представлена в виде схемы
Конфликт |
= |
Объект конфликта |
+ |
Оппоненты |
+ |
Инцидент |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет конфликты |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 1 - Сущность конфликта
Из схемы видно, какие связи могут существовать при конфликте и каковы пути его разрешения. Правда, на практике все несколько сложнее.
Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности [17, с.26].
На сегодняшний день представляется необходимым связать в систему все те практически не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики и других наук. Такая система не будет искусственным образованием. Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими, экономическими и другими аспектами.
В социальной психологии существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Конфликт может быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Различают так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, сложившихся в группе, нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые конфликты
Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
Исходя из временных параметров,
конфликты делятся на кратковременные
(чаще всего являются следствием взаимного
непонимания или ошибок, которые
быстро осознаются); затяжные (связаны
с глубокими нравственно-
Длительность конфликта
Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников [3, с.76].
2. Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе
Профилактика конфликтов занимает определяющее значение. Поскольку конфликты в жизни коллектива неизбежны, нужно научиться управлять ими. Устранение конфликтных ситуаций в коллективе – одна из основных задач руководителя. Не менее важную роль в их деятельности играет и работа по профилактике и предотвращению конфликтных ситуаций.
Одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективах считается прежде всего снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию. Работа по осуществлению данного подхода может идти по нескольким направлениям:
- создание благоприятных условий для жизнидеятельности работника;
- справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе;
- разработка правовых
и других нормативных
- выверенная кадровая политика;
- высокий авторитет руководителя;
- наличие в коллективе
высокой организационной
На климат в коллективе влияет множество факторов: стиль руководства, мотивы трудовой деятельности, характер взаимоотношения персонала, удовлетворенность, моральные нормы, сплоченность, организованность, чмсленность коллектива, время совместной трудовой деятельности, половозростной состав, наличие неформальной структуры и пр.
Важным условием снижения конфликтности личности является ее ориентация на высокие, но объективно обоснованные эталоны деятельности или поведения. В данном случае эталонные модели должны иметь структурированный набор личностных качеств, которые обеспечивают высокую эффективность деятельности, высокий уровень профессионализма или достижение в деятельности значимого социально-позитивного эффекта.
Выверенная кадровая политика
В первую очередь следует назвать выверенную кадровую политику. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только квалификационных «анкетных» показателей, но и психологических качеств персонала существенно уменьшают вероятность приема на работу конфликтных личностей и склонных вовлекаться в конфликты. Основой психологического сопровождения являетсяпсихологическая диагностика персонала при приеме на работу и расстановке. В настоящее время психологическая диагностика осуществляется преимущественно с помощью тестирования.
С помощью психологической диагностики успешно и точно выявляются лица, предрасположенные к конфликтному поведению, их психологические внутренние условия, уровень конфликтности. Это позволит не только «отсеять» их при поступлении на работу, но в случае необходимости провести психологическую коррекцию, направленную на снижение их конфликтности. Психологическая диагностика поможет прогнозировать возможные формы поведения конфликтных личностей, определить способы эффективного взаимодействия и общения с ними.
Высокий авторитет руководителя
Важным фактором снижения конфликтности личности является высокий авторитет руководителя. В психологическом плане авторитетная личность всегда воспринимается как имеющая неоспоримые преимущества, что способствует формированию вертикально направленных отношений. Это обусловливает необходимость заботы об авторитете. Высокий авторитет руководителя, сформированный на основе его личностно-профессиональных и нравственных качеств, является залогом стабильности отношений в коллективе.
Информация о работе Педагогическая профилактика конфликтов в коллективе